Жанна Колесник. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста

Развитие познавательных способностей  детей дошкольного возраста«Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически  мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру».                                                                                                                                              (Ф. Фербель)
Игра - это особая, необходимая для нормального развития ребенка деятельность. Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольника занятие, в котором ребята многому учатся. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Именно в игре ребенку предоставляется полная свобода, дети приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регулируемому осознанной целью.
Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дети вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т.д. Это им интересно, потому что они любят играть.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, знания, умения, навыки, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей  более в старшем возрасте - в школе. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
В целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Весь комплекс заданий — это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения — ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую - то из них он пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» — и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.  Данная идея послужила для разработки и создания проекта по организации кружковой деятельности  с детьми дошкольного возраста «Игралочка».
Основная цель моей педагогической кружковой деятельности:
развитие познавательных способностей  детей дошкольного возраста, обогащение  игрового опыта ребенка.
Для успешного выполнения цели определены следующие задачи:
· Развивать разные виды речи (монологическую, диалогическую), расширять словарный запас, формировать грамматически правильную речь, правильное звукопроизношение.
· Учить самостоятельно, осуществлять классификацию по одному – двум свойствам, обнаруживать логические связи, считать.
· Обучать решать логические задачи, составлять узор путем комбинирования цвета и формы.
· Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечат­лениями об окружающем.
· Развивать мелкую моторику рук, умение ориентироваться на листе бумаги, осуществлять подготовку руки ребенка к письму, совершенствовать графические навыки.
· Развивать познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, творческое воображение.
· Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, чувство коллективизма, взаимовыручки.
На основании целей и задач были разработаны две программы для среднего и старшего дошкольного возраста по тематике кружковой деятельности.  Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность зависит от возраста детей (от 20 до 25 минут).
Основными методами и приемами реализации программ стали следующие:
Игровые (познавательные игры,  развивающие игры, настольно-печатные игры).
Метод игрового проблемного обучения (ТРИЗ).
Метод преднамеренных ошибок.
Дополнительные методы:
Наглядные: наблюдения, иллюстративно-наглядный материал, ИКТ, дидактические пособия.
Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.
Практические: рассматривание, упражнение, исследования, эксперименты.
При про­ведении игр-занятий через игровые ситуации демонстрирую детям положительные примеры взаимоотношений персонажей, побуждаю детей проявлять к ним вни­мание, заботу, оказывать помощь и т.д. Играя, дети накапливают опыт в составление целого из отдельных частей, приобретают первые навыки поисковой деятельности, путём проб и ошибок, учатся находить верный способ выполнения задания, развивают мелкую моторику рук, общаются  друг с другом.
В результате освоения программы, достижения ребенка дошкольного возраста  выражаются в следующем:
- Ребенок с радостью  отзывается на предложение поиграть, проявляет интерес к замыслам других детей. Умеет создавать игровую обстановку с учетом темы, вида игры и воображаемой ситуации.
-  Ребята дружелюбно настроены, контролируют свои действия и действия других играющих, исправляют ошибки. Могут  проявлять настойчивость в поиске решений, видят правильность результата. Умеют объяснять сверстнику ход решения игровой задачи.
- Дети знают несколько игр, и умеют их организовать. Самостоятельно придумывают новые правила в играх, могут разнообразить их содержание за счет новых игровых действий, активны в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах.
Для того чтобы была система в работе, мною был составлен тематический план с использованием современных развивающих игр «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Кубики Никитина», «Квадрат Пифагора» и многие другие. Считаю, что работа по развитию познавательных способностей  детей осуществляется только в тесном контакте с родителями. На консультациях, родительских собраниях,  через презентации, мастер-классы поясняю значение развития познавательных способностей  детей дошкольного возраста, объясняю значимость непрерывности процесса обучения, уточняю необходимость  продолжения начатой деятельности в домашних условиях со взрослыми.
В дальнейшем планирую создать семейный клуб, основной целью которого станет привлечение родителей к организации деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей и  логического мышления, так как совместная работа педагога с детьми и родителями дает положительный результат.

Просмотров: 395
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Сибирякова Александра Александровна. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
  • Щебетенко Елена Геннадьевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Пирогова Олеся Владимировна. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша
  • Кривоногова Дарья Владимировна. Сборник дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного возраста.
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Митрофанова Татьяна Михайловна. Родительское собрание Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Гусева Татьяна Геннадьевна. Проект 'Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных'
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Даренская Татьяна Владимировна. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой технологии Кюизенера
  • Золотарева Вера Анатольевна. «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр Б.Н. Никитина»
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Смирнова Маргарита Валентиновна. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Парамонова Светлана Анатольевна. Проект НОД по развитию познавательных способностей, речи и тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Дубова Алёна Рудольфовна, Суднева Елена Алексеевна. Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста (сделанные своими руками).
  • Дмитриева Наталья Григорьевна. Авторские дидактические игры и пособия на развитие логического мышления у дошкольников с использованием знаков – символов
  • Инкеева Валентина Романовна. «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Долгополова Наталья Анатольевна. Развитие познавательных способностей детей раннего и дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь