Батаршев А. В. Диагностика способности к общению.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 37555

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Однако противопоставление практического ума теоретическому по своей сути некорректно. В своей классической работе «Ум полководца» Б. М. Теплов на примере анализа полководческой деятельно-
12 ■ Глава 1. Психология способностей
«Ученик 9-го класса, которого учители характеризуют как незаурядного организатора, иниппатииного, чуткого п внимательного к людям, одно- временно требоиателен, умеет разбираться в характерах, интересах и поз- можностях ребят. изобретателен. У нею большое чувство ответетвеино- стн перед коллективом и личное обаяние. Ei4> способности качественно отличаются от способностей лругнх лидеров. В той же школе учится Ник- тор Д. Он главный «заводила» всех мероприятий, в большинстве своем сомнительных как по замыслу, ток и но исполнению. Виктор Д. — тоже превосходный организатор, но совсем другого типа. Его организаторское «дарование» проявляется в жестокости к беззащитным, готовности и умении играть на слабых струнках каждого члена своей компании, предприимчивости. властолюбии в сочетании с бесшабашной смелостью и склонностью к носгоинной браваде и т. д.
Таким образом, один и те же организаторские способности, но в зависимости от качественно разной структуры личности, успешно реализуются н противоположных сферах деятельности».
В этом примере показательно различие стилей поведения двух учеников. Как у первого, так и у нторогЬ ученика достаточно высокие показатели организаторских способностей. Однако у первого все три стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная) развиваются равномерно, его требовательность к людям сочетается с внимательным отношением к их нуждам и запросам. У второго ученика так же высок организаторский «потенциал». Однако здесь нет гармоничного развития всех трех сторон общения. Такой важный элемент перцептивной стороны общения, как взаимопонимание, сведен к минимуму, а сопереживания фактически нет.
Организаторские и коммуникативные качества являются важнейшими составляющими эффективности предпринимательской деятельности. И. В. Ромаэаном проведено психологическое исследование по определению индивидуально-психологических особенностей людей, работающих в предпринимательских сферах [57. с. 226 227]. Выявлено. что предприниматель, менеджер - обладатели следующих свойств личности:
■ преобладание мотивации «достижения успеха»:
■ чутье, самостоятельность, ответственность;
■ смелость, адекватная самооценка, развитое чувство собст венного достоинства;
■ быстрота реакции, способность анализировать ситуацию и извлекать нужную информацию;
■ способность к умеренному, взвешенному риску, способность легкость неудачу;
Способность с. общению и се значение о рллытии оргзиимторских качеств ■ 13
■ эвристический стиль мышления, склонность предугадывать события;
■ компетенция в области экономики, технологии, юридических прав;
■ отсутствие морально сдерживающих стереотипов.
Таким образом, человека в предпринимательской сфере отличают мотивы, цели, ценности, свой стиль мышления и т.д. Здесь признаки 1-й и 2-й групп показателей (мотивация достижения «успеха», адекватная самооценка, интеллект, предприимчивость, агрессия и др.) являются составляющими организаторских способностей менеджера. Не менее важны для предпринимателя и коммуникативные качества (умение общаться, правиться, убеждать).
Известный американский бизнесмен, руководитель автомобильной корпорации «Крайслер» Ли Якокка так охарактеризовал умение взаимодействовать со своими коллегами и подчиненными: «Я знаю человека. всю жизнь проработавшего в автомобильном бизнесе. Он вы- сокообрхюван, отличается высокой организованностью. Он блестящий стратег, один из самых крупных специалистов н своей компании. 11 тем не менее его никогда не назначали на высшие посты, и только потому, что он не умел общаться с людьми...
Есть одна фраза в характеристике любого менеджера, каким бы способным он ни был. которую я не терплю; вот она: "У него не ладятся отношения с людьми"» |77, с. 82-83].
Психологами установлено, что наиболее эффективными оказываются руководители не с чрезвычайно высокими или низкими показателями интеллекта (здесь понятие «интеллект» дастся в широком смысле, как совокупность всех познавательных функций человека), а имеющие промежуточные по степени выраженности его оценки [Р. Л. Кричевский, 30, с. 24]. Показательно, например, что студенты университетов, имеющие исключительно высокие оценки в школе н университете, не становятся руководителями высшего звена управления. Здесь дело заключается в абсолютной нссопоставляемо- стн функций, подлежащих реализации в работе менеджера. У менеджера на первый план выступает практическая направленность функциональных обязанностей, в учебной же деятельности студента — теоретические показатели обученности. Отсюда и разные составляющие интеллекта: ум практический и ум теоретический.
Однако противопоставление практического ума теоретическому по своей сути некорректно. В своей классической работе «Ум полководца» Б. М. Теплой на примере анализа полководческой деятельно-
сти А. В. Суворова, Наполеона и других показал, что с точки зрения многообразия и внутренней противоречивости интеллектуальных задач, жестких условий, в которых протекает умственная работа полководца, на первый план выдвигаются высшие формы практической деятельности. В этой деятельности ум полководца и его волевые качества должны быть соответствующим образом сбалансированы: «Когда говорят, что какой-либо военачальник имеет выдающийся ум, но лишен таких волевых качеств, как решительность или моральное мужество, то это значит, что ум у него не тот, который нужен полководцу. Подлинный ум полководца не может быть у человека безвольного, робкого и слабохарактерного» [67, с. 233].
Как важна эта практическая сторона в деятельности руководителя, менеджера, показывает следующий пример, приведенный М. Вуд- коком и Д. Френсисом в книге «Раскрепощенный менеджер» [18, с. 169-170]:
«Однажды, выполняя задание, мы консультировали руководителя высокого ранга, который жаловался на то, что ему не хватает удовлетворения от его работы, и на чувство неспособности к работе. Окружающие сообщили нам, что этого человека считают слабаком. В процессе консультирования стало ясно, что он плохо себя чувствовал в возникшей ситуации и стремился скрыть от себя собственное чувство, а также избежать контактов с окружающими.
Постепенно все факты и его чувства были изучены, и мы обнаружили, что этот руководитель имел ясное представление о том, что необходимо делать. Однако ему не хватало способности смело и ясно настаивать на том, чтобы подчиненные выполняли свои задачи. Его требования были слабыми, а указания туманными. Низкая влиятельность вызывала в нем постоянное ощущение несоответствия своему месту, что подрывало его дух и чувство собственной ценности».
Иногда говорят о лидерской одаренности, понимая под этим проявление социальной одаренности, связанное с активным взаимодействием, взаимопониманием людей в совместной деятельности. Такой лидерской одаренностью и должны обладать деловые люди. Предпринимательская деятельность функциональна. Иногда она происходит у менеджера в жестких временных рамках, когда нет времени продумать во всех деталях план намеченных действий. В этом случае успех зависит от практического склада ума менеджера, от способности видеть и прогнозировать предстоящее развитие событий, от способности разумно рисковать, действовать интуитивно.
Глава 2
Психология общения
Психологическая структура общения
Проблема общения относится к базовым категориям психологической науки, так же как и категории «отражение» и «деятельность». Данные категории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они опосредуются психическими, т. е. познавательными процессами (ощущение, восприятие, представление, воображение, память, речь, внимание, мышление). В процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и др. Результат общения — складывающиеся отношения с другими людьми. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Приём у психиатра»
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Притча «Я просто Вам хотел сказать...»
  • Елена Карташова. Ошибки, которые не дают вам разбогатеть
  • Притча «Манипуляции»
  • Притча «Быть нужным»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Что будет, если вам повезет?
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Графический тест личности
  • Редактор. Сценарий праздника нового года 'Заколдованная Снегурочка'
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Анкета для родителей первоклассника
  • Голд Ю. ПОСЛЕДНИЙ ЧАС ЖИЗНИ
  • Тест "Боги и Богини"
  • Притча «Энджела и ее друзья-наставники»
  • Дэйноу Ш. Сам себе психотерапевт.
  • Файн С. Динамика коммуникации в терапевтическом интервью
  • Вероника Хацкевич. Как найти свое призвание или «Чего хочу — не знаю»
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • К чему снится умерший отец
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • К чему снятся мыши?
  • Притча «Если вам надоела ваша работа...»
  • Шипачева Елена. Шпаргалка для родителей
  • К чему снится начальник
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Притча «Возрождение»
  • К чему снятся кошки?
  • Притча «Об уверенности»
  • Притча «Поиски во тьме»
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Тест на определение степени усталости
  • Тест "САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ" (по Айзенку)
  • Притча «Разноречивое поведение»
  • Притча «Мы такие»
  • К чему снятся осы
  • К чему снится лифт
  • Притча «Ученье»
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • Иствуд Атватер. Эффективное общение: умение слушать
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • К чему снятся жуки
  • Притча «Современная»
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Коэн Э. ПРОСВЕТЛЕНИЕ – ЭТО ТАЙНА



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь