|
Батаршев А. В. Диагностика способности к общению.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 37555
Автор: Батаршев А. В.
Название: Диагностика способности к общению. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Однако противопоставление практического ума теоретическому по своей сути некорректно. В своей классической работе «Ум полководца» Б. М. Теплов на примере анализа полководческой деятельно-
12 ■ Глава 1. Психология способностей «Ученик 9-го класса, которого учители характеризуют как незаурядного организатора, иниппатииного, чуткого п внимательного к людям, одно- временно требоиателен, умеет разбираться в характерах, интересах и поз- можностях ребят. изобретателен. У нею большое чувство ответетвеино- стн перед коллективом и личное обаяние. Ei4> способности качественно отличаются от способностей лругнх лидеров. В той же школе учится Ник- тор Д. Он главный «заводила» всех мероприятий, в большинстве своем сомнительных как по замыслу, ток и но исполнению. Виктор Д. — тоже превосходный организатор, но совсем другого типа. Его организаторское «дарование» проявляется в жестокости к беззащитным, готовности и умении играть на слабых струнках каждого члена своей компании, предприимчивости. властолюбии в сочетании с бесшабашной смелостью и склонностью к носгоинной браваде и т. д. Таким образом, один и те же организаторские способности, но в зависимости от качественно разной структуры личности, успешно реализуются н противоположных сферах деятельности». В этом примере показательно различие стилей поведения двух учеников. Как у первого, так и у нторогЬ ученика достаточно высокие показатели организаторских способностей. Однако у первого все три стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная) развиваются равномерно, его требовательность к людям сочетается с внимательным отношением к их нуждам и запросам. У второго ученика так же высок организаторский «потенциал». Однако здесь нет гармоничного развития всех трех сторон общения. Такой важный элемент перцептивной стороны общения, как взаимопонимание, сведен к минимуму, а сопереживания фактически нет. Организаторские и коммуникативные качества являются важнейшими составляющими эффективности предпринимательской деятельности. И. В. Ромаэаном проведено психологическое исследование по определению индивидуально-психологических особенностей людей, работающих в предпринимательских сферах [57. с. 226 227]. Выявлено. что предприниматель, менеджер - обладатели следующих свойств личности: ■ преобладание мотивации «достижения успеха»: ■ чутье, самостоятельность, ответственность; ■ смелость, адекватная самооценка, развитое чувство собст венного достоинства; ■ быстрота реакции, способность анализировать ситуацию и извлекать нужную информацию; ■ способность к умеренному, взвешенному риску, способность легкость неудачу; Способность с. общению и се значение о рллытии оргзиимторских качеств ■ 13 ■ эвристический стиль мышления, склонность предугадывать события; ■ компетенция в области экономики, технологии, юридических прав; ■ отсутствие морально сдерживающих стереотипов. Таким образом, человека в предпринимательской сфере отличают мотивы, цели, ценности, свой стиль мышления и т.д. Здесь признаки 1-й и 2-й групп показателей (мотивация достижения «успеха», адекватная самооценка, интеллект, предприимчивость, агрессия и др.) являются составляющими организаторских способностей менеджера. Не менее важны для предпринимателя и коммуникативные качества (умение общаться, правиться, убеждать). Известный американский бизнесмен, руководитель автомобильной корпорации «Крайслер» Ли Якокка так охарактеризовал умение взаимодействовать со своими коллегами и подчиненными: «Я знаю человека. всю жизнь проработавшего в автомобильном бизнесе. Он вы- сокообрхюван, отличается высокой организованностью. Он блестящий стратег, один из самых крупных специалистов н своей компании. 11 тем не менее его никогда не назначали на высшие посты, и только потому, что он не умел общаться с людьми... Есть одна фраза в характеристике любого менеджера, каким бы способным он ни был. которую я не терплю; вот она: "У него не ладятся отношения с людьми"» |77, с. 82-83]. Психологами установлено, что наиболее эффективными оказываются руководители не с чрезвычайно высокими или низкими показателями интеллекта (здесь понятие «интеллект» дастся в широком смысле, как совокупность всех познавательных функций человека), а имеющие промежуточные по степени выраженности его оценки [Р. Л. Кричевский, 30, с. 24]. Показательно, например, что студенты университетов, имеющие исключительно высокие оценки в школе н университете, не становятся руководителями высшего звена управления. Здесь дело заключается в абсолютной нссопоставляемо- стн функций, подлежащих реализации в работе менеджера. У менеджера на первый план выступает практическая направленность функциональных обязанностей, в учебной же деятельности студента — теоретические показатели обученности. Отсюда и разные составляющие интеллекта: ум практический и ум теоретический. Однако противопоставление практического ума теоретическому по своей сути некорректно. В своей классической работе «Ум полководца» Б. М. Теплой на примере анализа полководческой деятельно- сти А. В. Суворова, Наполеона и других показал, что с точки зрения многообразия и внутренней противоречивости интеллектуальных задач, жестких условий, в которых протекает умственная работа полководца, на первый план выдвигаются высшие формы практической деятельности. В этой деятельности ум полководца и его волевые качества должны быть соответствующим образом сбалансированы: «Когда говорят, что какой-либо военачальник имеет выдающийся ум, но лишен таких волевых качеств, как решительность или моральное мужество, то это значит, что ум у него не тот, который нужен полководцу. Подлинный ум полководца не может быть у человека безвольного, робкого и слабохарактерного» [67, с. 233]. Как важна эта практическая сторона в деятельности руководителя, менеджера, показывает следующий пример, приведенный М. Вуд- коком и Д. Френсисом в книге «Раскрепощенный менеджер» [18, с. 169-170]: «Однажды, выполняя задание, мы консультировали руководителя высокого ранга, который жаловался на то, что ему не хватает удовлетворения от его работы, и на чувство неспособности к работе. Окружающие сообщили нам, что этого человека считают слабаком. В процессе консультирования стало ясно, что он плохо себя чувствовал в возникшей ситуации и стремился скрыть от себя собственное чувство, а также избежать контактов с окружающими. Постепенно все факты и его чувства были изучены, и мы обнаружили, что этот руководитель имел ясное представление о том, что необходимо делать. Однако ему не хватало способности смело и ясно настаивать на том, чтобы подчиненные выполняли свои задачи. Его требования были слабыми, а указания туманными. Низкая влиятельность вызывала в нем постоянное ощущение несоответствия своему месту, что подрывало его дух и чувство собственной ценности». Иногда говорят о лидерской одаренности, понимая под этим проявление социальной одаренности, связанное с активным взаимодействием, взаимопониманием людей в совместной деятельности. Такой лидерской одаренностью и должны обладать деловые люди. Предпринимательская деятельность функциональна. Иногда она происходит у менеджера в жестких временных рамках, когда нет времени продумать во всех деталях план намеченных действий. В этом случае успех зависит от практического склада ума менеджера, от способности видеть и прогнозировать предстоящее развитие событий, от способности разумно рисковать, действовать интуитивно. Глава 2 Психология общения Психологическая структура общения Проблема общения относится к базовым категориям психологической науки, так же как и категории «отражение» и «деятельность». Данные категории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они опосредуются психическими, т. е. познавательными процессами (ощущение, восприятие, представление, воображение, память, речь, внимание, мышление). В процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и др. Результат общения — складывающиеся отношения с другими людьми. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|