Батаршев А. В. Диагностика способности к общению.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 37554

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

5. Эффективно нерефлекенвное слушание во время собеседования при приеме на работу, когда о претенденте хотят узнать как можно больше. Можно задать вопрос: «Что в этой работе привлекает вас больше всего?» или «Почему вы желаете работать именно у нас?» и дать человеку свободно высказаться, не направляя ход его мыслей вои|юсами и комментариями. Это также полезно при деловых и коммерческих переговорах» когда краткий диалог должен обеспечить точное взаимопонимание. Минимальное вмешательство в речь собеседника помогает опытному слушателю лучше понять говорящего — его истинные чувства, цели и намерения. Л собеседнику эти приемы показывают, что им действительно интересуются.
Рефлексивное слушание предполагает установление активной обратной связи с говорящим. Оно позволяет устранить преграды, искажение информации в процессе общения, точнее понять смысл, содержание высказываний. Следует иметь и виду, что многие слова многозначны и могут пониматься разными людьми по-разному. Значение елок» зависит от ситуации, от контекста, в котором оно используется. Иногда говорящий вкладывает одни смысл в высказывание, а слушающий истолковывает его по-другому. Людям нередко трудно прямо и открыто высказать свое мнение. Боязнь быть неправильно понятым, казаться глупым или смешным, столкнуться с неодобрением, осуждением заставляет предпринимать обходной маневр, нагромождать слова, скрывая истинные мотивы. В упомянутом вышеучебном пособии (65,с.83- 85| приводятся четыре основных приема рефлексивного слушания. Эги приемы обычно применяются комплексно.
Коммуникативная сторона общения ■ 29
■ Выяснение. Это прямое обращение к говорящему за уточнениями. Чтобы получить дополнительные сведения или прояснить смысл отдельных высказываний, можно попросить, например: «Пожалуйста, уточните это». Если необходимо понять суть того, о чем говорит собеседник, можно спросить: «В этом ли заключается проблема, как вы ее понимаете?» Подобные вопросы способствуют лучшему пониманию.
■ Отражение чувств. Здесь основное внимание уделяется не содер жанню сообщений, а чувствам, выраженным говорящим, эмоциональной составляющей его высказываний. Конечно, как правило, чувства соответствуют содержанию, но иногда не соответствуют ему. Это важно понять. Отражение чувств говорящего помогает и ему самому точнее осознать свое эмоциональное состояние.
Ответ или эмоциональная реакция на чувства других очень важны для взаимопонимания. Эффективность общения зависит не только от его содержательной, но и от эмоциональной стороны. Возникновение же и проявление эмоций всегда связаны с тем, что особенно значимо для человека. Отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние. Чтобы лучше понять чувства собеседника, нужно следить за выражением его лица, позой, жестами, интонацией, устанавливаемой дистанцией с партнером по общению, т. е. необходимо пользоваться невербальными средствами общения. Необходимо попытаться представить себя на месте говорящего, т. е. использовать такой механизм межличностного восприятия, как эм- иатия.
■ Резюмирование высказывания подытоживает мысли и чувства говорящего. Этот прием целесообразно применять при продолжительных беседах. Обобщающие фразы дают слушающему уверенность в точном восприятии сообщения и одновременно помогают говорящему понять, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль. Резюме следует формулировать свопмп словами, используя вступительные фразы, например такие: «Вашнмн основными идеями, как я понял, являются... Если подвести итог сказанному, то... Итак, вы считаете, что...»
Резюмирование особенно полезно в ситуациях, где необходимо принимать |>ешсния (при урегулировании конфликтов, обсуждении разногласии, рассмотрении претензий и т. п.. а также при групповых беседах).
а Перефразировать — значит сформулировать ту же мысль иначе. Цель перефразирования — собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности понимания.
Перефразирование полезно именно тогда, когда речь собеседника кажется нам понятной. Перефразирование можно начать словами: «Если я вас правильно понял...», «Другими словами, вы считаете...», «Вы думаете...» Перефразировать целесообразно только существенные, главные мысли сообщения. При перефразировании нас интересуют именно смысл и идеи, а не установки и чувства собеседника. Слушающий обязательно должен выразить чужую мысль своими собственными словами. Буквальное повторение слов собеседника может поставить его в тупик. Перефразирование показывает говорящему, что его слушают и понимают, а если понимают неправильно, то помогает своевременно исправить это.
Ниже приводится тест для самопроверки навыков слушания.
УМЕЕМ ЛИ МЫ СЛУШАТЬ1 Инструкция
Отметьте крестиками номера тех утверждений, в которых описаны ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком.
1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.
2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.
3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время беседы, и я не уверен, слушают ли меня.
4. Разговор с таким партнером, который не смотрит в лицо во время беседы, часто вызывает чувство пустой траты времени, так как создается впечатление, что он не слушает меня.
5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.
6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.
7. Собеседник постоянно отвлекает меня своими вопросами и комментариями.
8. Что бы я ни высказывал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.
1 Тест приводится по данным учебного пособия [20, с. 60-62].
9. Собеседник постоянно пытается отвергнуть меня.
10. Собеседник «передергивает» смысл моих слов и вкладывает в них иное содержание.
11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонними делами: играет ручкой, протирает стекла очков и т. п., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
15. Собеседник делает выводы за меня.
16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
17. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.
18. Собеседник смотрит на меня как бы оценивая. Это беспокоит.
19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет различные истории, шуточки и анекдоты.
22. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.
23. Когда я обращаюсь к нему при встрече, он бросает все дела и смотрит внимательно на меня.
24. Собеседник ведет себя так, словно я мешаю ему делать что-то очень важное.
25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»
Обработка результатов тестирования
Подсчитайте долю отмеченных ситуаций в процентах от общего числа.
Если она колеблется в пределах от 70 до 100% (18 и более утверждений) — вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.
Если она колеблется в пределах 40-70% (10-17 утверждений) — вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к вы-
30 ■ Гдам Психология обцения
■ Перефразировать - значит сформулировать ту же мысль иначе. Цель перефразирования — собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности понимания.
Перефразирование полезно именно тогда, когда речь собеседника кажется нам понятной. Перефразирование можно начать словами: «Если я вас правильно понял...». «Другими словами, вы считаете...». «Вы думаете...» Перефразщювать целесообразно только существенные, главные мысли сообщения. При перефразировании нас интересуют именно смысл и идеи, а не установки и чувства собеседника. Слушающий обязательно должен выразить чужую мысль своими собственными словами. Буквальное повторение слов собеседника может поставить его в тупик. Перефразирование показывает говорящему. что его слушают и понимают, а если понимают неправильно, то помогает своевременно исправить это.
Ниже приводится тест для самопроверки навыков слушания.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Приём у психиатра»
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Притча «Я просто Вам хотел сказать...»
  • Елена Карташова. Ошибки, которые не дают вам разбогатеть
  • Притча «Манипуляции»
  • Притча «Быть нужным»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Что будет, если вам повезет?
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Графический тест личности
  • Редактор. Сценарий праздника нового года 'Заколдованная Снегурочка'
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Анкета для родителей первоклассника
  • Голд Ю. ПОСЛЕДНИЙ ЧАС ЖИЗНИ
  • Тест "Боги и Богини"
  • Притча «Энджела и ее друзья-наставники»
  • Дэйноу Ш. Сам себе психотерапевт.
  • Файн С. Динамика коммуникации в терапевтическом интервью
  • Вероника Хацкевич. Как найти свое призвание или «Чего хочу — не знаю»
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • К чему снится умерший отец
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • К чему снятся мыши?
  • Притча «Если вам надоела ваша работа...»
  • Шипачева Елена. Шпаргалка для родителей
  • К чему снится начальник
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Притча «Возрождение»
  • К чему снятся кошки?
  • Притча «Об уверенности»
  • Притча «Поиски во тьме»
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Тест на определение степени усталости
  • Тест "САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ" (по Айзенку)
  • Притча «Разноречивое поведение»
  • Притча «Мы такие»
  • К чему снятся осы
  • К чему снится лифт
  • Притча «Ученье»
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • Иствуд Атватер. Эффективное общение: умение слушать
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • К чему снятся жуки
  • Притча «Современная»
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Коэн Э. ПРОСВЕТЛЕНИЕ – ЭТО ТАЙНА



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь