Батаршев А. В. Диагностика способности к общению.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 37612

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

оказываниям собеседника, и вам еще не хватает некоторых досто- ннстн хорошего слушателя: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания нн манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
Ec.ru отмененные ситуации колеблются а пределах 10-40% (4- 9 утверждений) - вас можно считать хорошим собеседником, но иногда вы отказываете партнеру в полном понимании. Постарайтесь вежливо его высказывания повторил», дайте ему раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой теми мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.
Если вы набрали 0-10% (до трех высказываний) — вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
Невербальная коммуникация
Невербальную коммуникацию по признаку средств предъявления информации можно разделить на кннестетику, пара- и экстралингви- стику, проксемику и «контакт глаз» (визуальное общение).
Кинестстика это одни из видов невербальной коммуникации, основанный на восприятии общей моторики различных частей тела человеческой) организма. Если мы имеем в виду в основном руки, то это — жестикуляция (язык жестов). Если мы имеем в виду мускулы лица, то это — мимика. Если же позы человека, то это — пантомимика (язык тела).
Некоторые авторы данный вид невербальной информации называют оптико-кинетической системой знаков (В. А. Лабунская. 1986; Г. М. Андреева, 1996 н др.). На наш взгляд, такое название одного из главных видов невербальной коммуникации не корректно. Ведьсло- во«кинетика» относится к разделам механики и физики. Кинетический значит относящийся к движению механических частей (меха- инка), к энергии механического движения (физика). Считаем, что более правильным данный вид невербальной коммуникации следует называть именно кинестстикой. так как в основу этого слова заложено понятие, «кинестезнчсское ощущение» — ощущение движений, положений частей собственного тела индивида и прилагаемых мышечных усилий. Кинестезическая чувствительность легко вступает в связь с другими видами чувствительности кожной, вестибулярной, слуховой и зрительной.
Общая моторика различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика) отображает эмоциональные реакции человека. Однако сле
Комму*и*ли»м4я сторож обогни* ■ 33
дует иметь в виду, что употребление одних и тех же кинестетических приемов (жестов, поз, выражений лица и т. и.) в разных народных культурах может иметь различное толкование. К примеру, V-образ- нын знак пальцами рук во многих странах означает цифру 2. В большинстве стран Енропы этот знак означает «Победа!» - неважно, повернул! ли ладонь к себе или к зрителю. Но виг в АНГЛИИ И Австралии этот знак приобретает различную интерпретацию в зависимости от того, какой стороной кисть руки говорящего повернута к себе. Если кисть руки (ладонь) повернута тыльной стороной к говорящему, то это означает «Победа!», если же кисть руки повернута ладонью к говорящему (тыльной стороной ладони к зрителю), то этот жест приобретает оскорбительное выражение «заткнись». Таких примеров различной) юлкования определенных жестов в разных национальных культурах можно привести множество. Правомерна русская пословица: «Со своим уставом в чужой монастырь не холят».
Паралингвистика — это система вокализации (тембр голоса, его диапазон, тональность и др.).
Экстралннгвнстнка это система, определяющая темп речи н включающая «добавки» к вербальной информации (темп речи, паузы. покашливание, плач, смех и т. п.).
Прокссмнка это область щюстранствсиной и временной организации общения. Основатель проксемики Г-). Холл предложил методику оценки интимности общения на основе изучения оришизапни его пространства. Так. размеры личной пространственной территории человека (имеются в виду нормы сближения человека с партнером по общению, свойственные для американской культуры) составляют: интимная зона 15 46 см; личная зона - 46 120 см: социальная зона 1,2 3,6 м; общественная зона — более 3.6 м.
Визуальное общение (контакт глаз) представляет собой систему невербальной информации на основе движений глаз. Изучается частота обмена взглядами, длительность их. смена статики и динамики взгляда, его избегание и т. и. Данный вид общения является дополнением к вербальной коммуникации (сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или необходимость прекратить ее. поощряет партнера на продолжение диалога и т. д.). Изучение этого вида коммуникации представляет несомненный интерес для медицинского персонала, педагогов, практических психологов, предпринимателей, имеющих отношение к проблемам руководс тва.
Уже краткое знакомство с системами невербальной коммуникации показывает, что эти системы обладают способностью не только
2-МЛ
34 н Глава 2. Психология общения
усиливать или ослаблять вербальное воздействие, но и выявлять такой существенный параметр коммуникативного процесса как намерения его участников.
К особому виду невербальной коммуникации следует отнести ми- мико-жестовую речь. Это форма общения глухих людей. Представляет собой сочетание естественных и условных жестов и мимики. Впрочем, отнесение этого вида коммуникации к невербальной чисто условно. Он с таким же успехом может быть отнесен и к вербальной коммуникации. Ведь фактически это — речь. Мимико-жестовая речь основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение, и на своеобразном синтаксисе (в предложениях сначала обозначается предмет, потом — его качества; действие обозначается после объекта, на которое оно направлено; отрицание следует за глаголом и т. д.).
Описанные выше приемы и способы вербальной и невербальной коммуникации обеспечивают обмен информацией, необходимой людям для организации совместной деятельности.
Взаимодействие в совместной деятельности
При рассмотрении общения с точки зрения взаимодействия людей всегда необходимо иметь в виду цель общения. Такой целью является удовлетворение потребности в совместной деятельности людей. Результат такого общения — изменение поведения и деятельности других людей. Общение здесь выступает как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Такая совместная деятельность протекает в условиях социального контроля на основе социальных норм и принятых в обществе образцов поведения. На этой основе регламентируются взаимодействия и взаимоотношения людей в совместной деятельности.
Таким образом, интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, по и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность (Г. М. Андреева [7, с. 101)).
Исходным условием успешности общения, как отмечает Е. И. Рогов, является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга 147, с. 174]. Нельзя представить себе общение всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающим и лишенным внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающих взаимоисключающие ценности,
Взаимодействие в совместной деятельности ■ 35
задачи и цели. Это иногда оборачивается взаимной враждебностью, возникают межличностные конфликты. Причины конфликтов могут быть самые разнообразные. Например, взаимно исключающие интересы общающихся или непреодолимые смысловые барьеры в процессе взаимодействия партнеров. Так, иногда несовпадение смысла высказывания, требования, приказа препятствует эффективному взаимодействию и взаимопониманию партнеров.
Особенно важную роль смысловые барьеры, как указывает Е. И. Рогов, приобретают в педагогическом общении, что объясняется возрастной разницей и жизненным опытом одних и отсутствием такого опыта у других, а также расхождением в интересах и привязанностях партнеров по общению и ошибками в выборе воспитательных воздействий педагога [Там же, с. 175].
В социальной психологии наметилось несколько подходов к решению проблем социального взаимодействия. Остановимся на некоторых из них.
Мотивационные подходы связаны с мотивами межгруппового взаимодействия. В основе мотивациониого подхода лежит учение 3. Фрейда о бессознательном влечении. В толпе, как социальной общности, по мнению 3. Фрейда, проявляются бессознательные влечения, разрывается тонкий слой цивилизованного поведения, индивиды демонстрируют свое истинное, варварское и примитивное начало. Исходя из этого постулата, рассматриваются причины межгрупповой агрессии, механизмы замещения индивидуальной агрессии агрессией коллективной. Благодаря этому соседние и во многом близкие друг другу коллективы враждуют между собой и насмехаются друг над другом. Например, испанцы и португальцы, северные и южные немцы, англичане и шотландцы и т. д. Сторонники мотивациониого подхода к проблемам социального взаимодействия в Великобритании и CILIA в последнее время добились определенных успехов. Так, в результате их требований из детских программ и каналов телевидения устранены сцены насилия и жестокости.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Степанов О. МНЕМОНИКА (Правда и вымыслы).
  • Степанов О. Мнемоника (Правда и вымыслы).
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Бороздина Г.В. Психология делового общения
  • Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды.
  • Березуцкая Ю.П. Психология делового общения.
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Полное собрание сочинений К.Г. Юнга. The Collected Works of C.G. Jung
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Михайлиной Г.И. Управление персоналом. Под редакцией
  • Козлов Дмитрий. Как повысить продуктивность делового общения
  • Вердербер Р, Вердербер К. Психология общения
  • Столяренко Л.Д. Психология управления
  • Панфилова А.П. Психология общения
  • Богомолова Галина Григорьевна. «Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
  • Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» "Преодоление"
  • Урбанович А.А. Психология управления
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Марина Корнильева. Конспект занятия с элементами тренинга «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ» (с использованием инновационных технологий)
  • Д. Майерс Социальная психология
  • Александр Федоров. Французские фильмы о школе и вузе. — А. Федоров
  • Под ред. Кузищина В.И. История Древней Греции
  • Карлин Е. А. Психотерапия как особая форма общения
  • Шапарь В.Б. Занимательная психология
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Куприянова Елена Викторовна. «Использование игровых технологий для развития диалогического общения старших дошкольников»
  • Дильтей Вильгельм - Описательная психология
  • Нина Зверева. Правила делового общения
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Будак А.Б., Щедрин Б.М. Элементарная математика. Руководство для поступающих в вузы
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Петровский Вадим, Петровский Артур. Три ипостаси "Я" и искусство развивающего общения
  • Атаманюк Светлана. Непосредственно-образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности. Занятие по лексической теме: «Комнатные растения»
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Перспективный план по проведению занятий - Уроки добра
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Рулинская Татьяна Сергеевна. «Культура общения – необходимое условие нравственного развития личности»
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗАЦИЮ
  • Кравчук Д.Н. и др. Сборник задач по математике с решениями
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • Кравченко А.И. Психология и педагогика
  • Еловская Людмила Юрьевна. Педагогическое кредо Еловская Людмила Юрьевна
  • Миникес Л. Искусство делового общения.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь