|
Батаршев А. В. Диагностика способности к общению.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 37556
Автор: Батаршев А. В.
Название: Диагностика способности к общению. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Способность к овладению той или иной деятельностью у различных людей различна. Если человек не справляется с требованиями, предъявляемыми к нему для осуществления конкретной деятельности, это означает полное отсутствие у него способностей к этому виду деятельности. Вполне вероятно, что такому человеку потребуется больше времени на овладение знаниями, умениями и навыками, чтобы ему было под силу выполнить эту деятельность, а педагогам потребуется больше усилий для его обучения [62, с. 421].
Глава 1 Психология способностей Основные понятия и определения психологии способностей.Задатки Большой вклад в разработку теории способностей инее Б. М. Теплое. Им показано, что способности проявляются в динамике приобретения и формирования знании, умении и навыков в условиях конкретной деятельности. Но способность ни в коем случае не тождественна деятельности и несводима к психологическим образованиям, каковыми являются знания, умения и навыки. Or способностей зависят качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижения целей деятельности. Прежде чем дать определение понятию «способность», рассмотрим основные признаки этого понятия. Б. М. Тепловым выделено три основных его признака [67, с. 20-21}. Во-первых, иод способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Эти способности имеют психологическую природу и варьируют от одного индивидуума к другому. Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности. В-третьих, понятие «способность» несводимо к психологическим образованиям (знаниям, умениям, навыкам), которые выработаны у данного конкретного человека. Исходя из вышеперечисленных признаков, можно дать следующее определение понятию «способность». Способности — это индниидуалысо-исихологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Осио»мые помити* и определения психологии сподуктнвная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает репродуктивные элементы. На высоком уровне способностей деятельность отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода к решению проблемных вопросов и т. л. Говорят, что люди, имеющие такой уровень способностей. талантливы (способности у них на уровне таланта). Наивысший уровень развития способностей предполагает создание человеком оригинального, нового в области научных исследований, производства, искусства, литературы и др. О людях с таким уровнем развития способностей говорят, что они гениальны. Задатки это первичная природная основа способностей, еще неразвитых. но заявляющих о себе при первых пробах деятельности. Очень важно как можно раньше выявить задатки детей, чтобы начат ь сформировать их способности, не пропустить сенситивный возраст. Зависимость развития способностей от задатков изучается психологией индивидуальных различий. Согласно Л. Анастази, индивидуальные различия порождаются многочисленными н сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. Различают два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные). Врождегшыии задатками называются такие, которые проявляются уже при рождении ребенка. Даже дети-близнецы, несмотря на схо Спскобмосч. ч общению и « лдеенке в ршитхи ©вглмиыторсиих качест» ■ 11 жесть общих черт, отличаются друг от друга психическими состояниями и стилем поведения, что объясняется не только влиянием среды. но и воздействием наследственности, генетическим влиянием. Приобретенные задатки рассмотрим на примере математических способностей. Для того чтобы освоить высшую математику, необходимо обязательно знать элементарную. Эти Знания по элементарной математике но отношению к высшим математическим способностям будут выступать как задатки. И конечно, способность к общению во многом зависит непосредственно от влияния внешней среды, а задатки к этим способностям социально обусловлены. Способность к общению и ее значение в развитии организаторских и коммуникативных качеств Ранее было показано, что способности к общению в наибольшей степени социально обусловлены. Они проявляются в уровне реализации у индивида всех трех сторон общения: коммуникативной — в средствах передачи информации (речи письменной и устной, жестах. мимике и т. п.); интерактивной - в способах и приемах психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности; перцептивной в межличностном восприятии, оцениваний и взаимопонимании людей (см. подробно гл. 2). Способность к общению предполагает и развитую степень социально-психологической адаптации, т. е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды, умение оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе. Социальная перцепция проявляется в умении воспринимать людей, адекватно оценивать, сопереживать и понимать их. На этой основе строится эффективное взаимодействие с людьми, обмен информацией, соответствующее социальным нормам поведение, развиваются организаторские и коммуникативные качества личности. Такие качества нужны педагогу, психологу, психотерапевту, социальному работнику. Такие качества не в меньшей степени нужны предпринимателю. менеджеру, руководителю предприятия, фирмы, всем тем, кто работает с персоналом и руководи т им. Способный организатор — каким он должен быть? А. В. Петровский в своей книге «Психология о каждом и каждому о психологии» [63. с. 209J приводит такой пример: «Ученик 9-го класса, которого учителя характеризуют как незаурядного организатора, инициативного, чуткого и внимательного к людям, одновременно требователен, умеет разбираться в характерах, интересах и возможностях ребят, изобретателен. У него большое чувство ответственности перед коллективом и личное обаяние. Его способности качественно отличаются от способностей других лидеров. В той же школе учится Виктор Д. Он главный «заводила» всех мероприятий, в большинстве своем сомнительных как гго замыслу, так и но исполнению. Виктор Д. — тоже превосходный организатор, но совсем другого типа. Его организаторское «дарование» проявляется в жестокости к беззащитным, готовности и умении играть па слабых струнках каждого члена своей компании, предприимчивости, властолюбии в сочетании с бесшабашной смелостью и склонностью к постоянной браваде и т. д. Таким образом, одни и те же организаторские способности, по в зависимости от качественно разной структуры личности, успешно реализуются в противоположных сферах деятельности». В этом примере показательно различие стилей поведения двух учеников. Как у первого, так и у второго ученика достаточно высокие показатели организаторских способностей. Однако у первого все три стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная) развиваются равномерно, его требовательность к людям сочетается с внимательным отношением к их нуждам и запросам. У второго ученика так же высок организаторский «потенциал». Однако здесь нет гармоничного развития всех трех сторон общения. Такой важный элемент перцептивной стороны общения, как взаимопонимание, сведен к минимуму, а сопереживания фактически нет. Организаторские и коммуникативные качества являются важнейшими составляющими эффективности предпринимательской деятельности. И. В. Ромазаном проведено психологическое исследование по определению индивидуально-психологических особенностей людей, работающих в предпринимательских сферах [57, с. 226-227]. Выявлено, что предприниматель, менеджер — обладатели следующих свойств личности: ■ преобладание мотивации «достижения успеха»; ■ чутье, самостоятельность, ответственность; ■ смелость, адекватная самооценка, развитое чувство собственного достоинства; ■ быстрота реакции, способность анализировать ситуацию и извлекать нужную информацию; ■ способность к умеренному, взвешенному риску, способность переносить неудачу; ■ эвристический стиль мышления, склонность предугадывать события; ■ компетенция в области экономики, технологии, юридических прав; ■ отсутствие морально сдерживающих стереотипов. Таким образом, человека в предпринимательской сфере отличают мотивы, цели, ценности, свой стиль мышления и т. д. Здесь признаки 1-й и 2-й групп показателей (мотивация достижения «успеха», адекватная самооценка, интеллект, предприимчивость, агрессия и др.) являются составляющими организаторских способностей менеджера. Не менее важны для предпринимателя и коммуникативные качества (умение общаться, нравиться, убеждать). Известный американский бизнесмен, руководитель автомобильной корпорации «Крайслер» Ли Якокка так охарактеризовал умение взаимодействовать со своими коллегами и подчиненными: «Я знаю человека, всю жизнь проработавшего в автомобильном бизнесе. Он высокообразован, отличается высокой организованностью. Он блестящий стратег, один из самых крупных специалистов в своей компании. И тем не менее его никогда не назначали на высшие посты, и только потому, что он не умел общаться с людьми... Есть одна фраза в характеристике любого менеджера, каким бы способным он ни был, которую я не терплю; вот она: "У него не ладятся отношения с людьми"» [77, с. 82-83]. Психологами установлено, что наиболее эффективными оказываются руководители не с чрезвычайно высокими или низкими показателями интеллекта (здесь понятие «интеллект» дается в широком смысле, как совокупность всех познавательных функций человека), а имеющие промежуточные по степени выраженности его оценки [Р. Л. Кричевский, 30, с. 24]. Показательно, например, что студенты университетов, имеющие исключительно высокие оценки в школе и университете, не становятся руководителями высшего звена управления. Здесь дело заключается в абсолютной несопоставляемо- сти функций, подлежащих реализации в работе менеджера. У менеджера на первый план выступает практическая направленность функциональных обязанностей, в учебной же деятельности студента —- теоретические показатели обученности. Отсюда и разные составляющие интеллекта: ум практический и ум теоретический. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|