|
Батаршев А. В. Диагностика способности к общению.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 37560
Автор: Батаршев А. В.
Название: Диагностика способности к общению. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Предисловие
Способность к общению — один из наиболее социально обусловленных видов способностей, который проявляется в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих. Способность к общению предполагает умение строить свое поведение согласно социальным нормам, т. е. требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть принят и понят другими. Способность к общению зависит от склада характера, типологических свойств личности. Важнейшими из них являются организаторские и коммуникативные качества. Развитые организаторские и коммуникативные качества позволяют грамотно строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности. Они нужны педагогу и воспитателю, врачу и психологу, администратору производства и военачальнику, всем тем, кто работает с людьми и взаимодействует с ними. Без развитых организаторских и коммуникативных качеств трудно представить предпринимателя, менеджера в социальной сфере. За последнее время выходят из печати многочисленные энциклопедии и альманахи психологических тестов. Тесты на все случаи жизни. Но салонные тесты, обещающие за 15-20 минут выяснить ваши организаторские способности — по крайней мере как менеджера, и определить вашу судьбу, для учебных целей курса практической психологии мало пригодны. Описанные в данном пособии методики психологической диагностики организаторских и коммуникативных качеств позволяют выявить такие черты личности, как деловитость, уверенность в себе, требовательность, стремление к доминированию, уровень притязаний личности, силу воли и др. При анализе черт личности важно оценивать и сравнивать их уровни, выявляемые по разным методикам. С этой целью автор счел возможным, наряду с конкретными методиками по определению организаторских и коммуникативных качеств, представить и другие методики, адекватно отражающие компоненты способностей к общению (шестнадцатифакторный тест-опросник 16PF Р. Кэттелла, двухфакторная модель интровертированности и нейро- тизма личности Г. Айзенка и др.). В пособии описаны также методы психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности. Пособие предназначено для преподавателей и студентов колледжей бизнеса и менеджмента для отработки ими методик психодиагностики личности. Книга может быть полезной и для деловых людей, начинающих предпринимателей, желающих проверить свои коммуникативные и организаторские способности, выяснить, на что они способны, на что могут рассчитывать. Книга может помочь и тем, кто желает совершенствовать свое искусство общения, умение вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми, с теми, кто симпатизирует вам и кто не очень, оказывать влияние па людей и при необходимости переубеждать их. Предисловие Способность к общению одни из наиболее социально обусловленных видов способностей, который проявляется в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих. Способность к обнюнию предполагает умение строить свое поведение согласно социальным нормам, т. с. требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения. при котором сам человек может быть принят и попят другими. Способность к общению зависит от склада характера, типологических свойств личности. Важнейшими из них являются организаторские и коммуникативные качества. Развитые организаторские и коммуникативные качества позволяют грамотно строить межличностные отношения с. людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности. Они нужны педагогу и воспитателю, врачу и патологу, администратору производства и военачальнику, всем тем, кто работает с людьми и взаимодействует с ними. Без развитых организаторских и коммуникативных качеств трудно представить предпринимателя, менеджера в социальной сфере. За последнее время выходят из печати многочисленные энциклопедии и альманахи психологических тестов. Тесты на все случаи жизни. Но салонные тесты, обещающие за 15-20 минут выяснить ваши организаторские способности — по крайней мере как менеджера, и определить вашу судьбу, для учебных целей курса практической психологии мало пригодны. Описанные в данном пособии методики психологической диагностики организаторских и коммуникативных качеств позволяют выявить такие черты личности, как деловитость, уверенность в себе, требовательность, стремление к доминированию, уровень притязаний личности, силу волн и др. При анализе черт личности важно оценивать и сравнивать их уровни, выявляемые по разным методикам. С этой целью автор счел возможным, наряду с конкретными методиками по определению организаторских и коммуникативных качеств. Предислоикс ■ 5 представить и другие методики, адекватно отражающие компоненты способностей к общению (тестнадцатнфакгорнмй тест-опросник 16PF Р. Кэттелла, двухфакториая модель интровсртированности и иейро- тнзма личности I'. Айзенка н др.). В пособии описаны также методы психологического воздействия и акгивного взаимодействия в совместной деятельности. Пособие предназначено для преподавателей и студентов колледжей бизнеса и менеджмента для отработки ими методик психодиагностики личности. Книга может быть полезной н дтя деловых людей, начинающих предпринимателей, желающих проверить свои коммуникативные и орглнизато]к:кис способности, выяснить, на что они способны, на что могут рассчитывать. Книга может помочь и тем. кто желает совершенствовать свое искусство общения, умение вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми. с теми, кто симпат изирует вам и кто не очень, оказывать влияние на людей и при необходимости переубеждать их. Глава 1 Психология способностей Основные понятия и определения психологии способностей. Задатка Большой вклад в разработку теории способностей внес Б. М. Теп- лов. Им показано, что способности проявляются в динамике приобретения и формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности. Но способность ни в коем случае не тождественна деятельности и несводима к психологическим образованиям, каковыми являются знания, умения pi навыки. От способностей зависят качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижения целей деятельности. Прежде чем дать определение понятию «способность», рассмотрим основные признаки этого понятия. Б. М. Тепловым выделено три основных его признака [67, с. 20-21]. Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Эти способности имеют психологическую природу и варьируют от одного индивидуума к другому. Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности. В-третьих, понятие «способность» не сводимо к психологическим образованиям (знаниям, умениям, навыкам), которые выработаны у данного конкретного человека. Исходя из вышеперечисленных признаков, можно дать следующее определение понятию «способность». Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Исходя из этого определения, можно выяснить общее правило, применимое к сущности развития человеческих способностей. Способность обнаруживается только в деятельности и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этой способности. К примеру, способность человека к рисунку обнаруживается тогда, когда выясняется, насколько быстро и легко он осваивает цветовые ощущения, приемы работы, научается видеть прекрасное в окружающем мире. Однако без соответствующих условий способности развиваться не могут. Показателен в этом отношении эпизод из жизни художника В. И. Сурикова. На экзамене в Академию художеств Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствуют способности к изобразительной деятельности. Инспектор Академии, просмотрев представленные ему рисунки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить». Ошибка преподавателей Академии заключалась в том, что на экзамене они оценивали вовсе не способности, а лишь определенные умения и навыки рисования. В дальнейшем Суриков опроверг делом этот отзыв, овладев в течение трех месяцев новыми умениями и навыками. Педагоги сочли нужным на этот раз зачислить его в Академию. Показательной может быть и история Альберта Эйнштейна, который в школе был весьма заурядным учеником. Говоря о способностях, мы оперируем философскими категориями «возможность» и «действительность». «Способности — это возможность, — говорит А. В. Петровский, — а достигаемый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не гарантируют, что ребенок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимы специальное обучение, музыкальный инструмент, ноты, огромная выдержка и терпение, свободное время, хорошее состояние здоровья и многие другие условия, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись» [53, с. 208J. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|