Батаршев А. В. Диагностика способности к общению.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 37560

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Предисловие

Способность к общению — один из наиболее социально обусловленных видов способностей, который проявляется в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих. Способность к общению предполагает умение строить свое поведение согласно социальным нормам, т. е. требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть принят и понят другими.
Способность к общению зависит от склада характера, типологических свойств личности. Важнейшими из них являются организаторские и коммуникативные качества. Развитые организаторские и коммуникативные качества позволяют грамотно строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности. Они нужны педагогу и воспитателю, врачу и психологу, администратору производства и военачальнику, всем тем, кто работает с людьми и взаимодействует с ними. Без развитых организаторских и коммуникативных качеств трудно представить предпринимателя, менеджера в социальной сфере.
За последнее время выходят из печати многочисленные энциклопедии и альманахи психологических тестов. Тесты на все случаи жизни. Но салонные тесты, обещающие за 15-20 минут выяснить ваши организаторские способности — по крайней мере как менеджера, и определить вашу судьбу, для учебных целей курса практической психологии мало пригодны.
Описанные в данном пособии методики психологической диагностики организаторских и коммуникативных качеств позволяют выявить такие черты личности, как деловитость, уверенность в себе, требовательность, стремление к доминированию, уровень притязаний личности, силу воли и др. При анализе черт личности важно оценивать и сравнивать их уровни, выявляемые по разным методикам. С этой целью автор счел возможным, наряду с конкретными методиками по определению организаторских и коммуникативных качеств,
представить и другие методики, адекватно отражающие компоненты способностей к общению (шестнадцатифакторный тест-опросник 16PF Р. Кэттелла, двухфакторная модель интровертированности и нейро- тизма личности Г. Айзенка и др.).
В пособии описаны также методы психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности.
Пособие предназначено для преподавателей и студентов колледжей бизнеса и менеджмента для отработки ими методик психодиагностики личности. Книга может быть полезной и для деловых людей, начинающих предпринимателей, желающих проверить свои коммуникативные и организаторские способности, выяснить, на что они способны, на что могут рассчитывать.
Книга может помочь и тем, кто желает совершенствовать свое искусство общения, умение вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми, с теми, кто симпатизирует вам и кто не очень, оказывать влияние па людей и при необходимости переубеждать их.
Предисловие
Способность к общению одни из наиболее социально обусловленных видов способностей, который проявляется в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих. Способность к обнюнию предполагает умение строить свое поведение согласно социальным нормам, т. с. требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения. при котором сам человек может быть принят и попят другими.
Способность к общению зависит от склада характера, типологических свойств личности. Важнейшими из них являются организаторские и коммуникативные качества. Развитые организаторские и коммуникативные качества позволяют грамотно строить межличностные отношения с. людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности. Они нужны педагогу и воспитателю, врачу и патологу, администратору производства и военачальнику, всем тем, кто работает с людьми и взаимодействует с ними. Без развитых организаторских и коммуникативных качеств трудно представить предпринимателя, менеджера в социальной сфере.
За последнее время выходят из печати многочисленные энциклопедии и альманахи психологических тестов. Тесты на все случаи жизни. Но салонные тесты, обещающие за 15-20 минут выяснить ваши организаторские способности — по крайней мере как менеджера, и определить вашу судьбу, для учебных целей курса практической психологии мало пригодны.
Описанные в данном пособии методики психологической диагностики организаторских и коммуникативных качеств позволяют выявить такие черты личности, как деловитость, уверенность в себе, требовательность, стремление к доминированию, уровень притязаний личности, силу волн и др. При анализе черт личности важно оценивать и сравнивать их уровни, выявляемые по разным методикам. С этой целью автор счел возможным, наряду с конкретными методиками по определению организаторских и коммуникативных качеств.
Предислоикс ■ 5
представить и другие методики, адекватно отражающие компоненты способностей к общению (тестнадцатнфакгорнмй тест-опросник 16PF Р. Кэттелла, двухфакториая модель интровсртированности и иейро- тнзма личности I'. Айзенка н др.).
В пособии описаны также методы психологического воздействия и акгивного взаимодействия в совместной деятельности.
Пособие предназначено для преподавателей и студентов колледжей бизнеса и менеджмента для отработки ими методик психодиагностики личности. Книга может быть полезной н дтя деловых людей, начинающих предпринимателей, желающих проверить свои коммуникативные и орглнизато]к:кис способности, выяснить, на что они способны, на что могут рассчитывать.
Книга может помочь и тем. кто желает совершенствовать свое искусство общения, умение вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми. с теми, кто симпат изирует вам и кто не очень, оказывать влияние на людей и при необходимости переубеждать их.
Глава 1
Психология способностей
Основные понятия и определения психологии способностей. Задатка
Большой вклад в разработку теории способностей внес Б. М. Теп- лов. Им показано, что способности проявляются в динамике приобретения и формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности. Но способность ни в коем случае не тождественна деятельности и несводима к психологическим образованиям, каковыми являются знания, умения pi навыки. От способностей зависят качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижения целей деятельности. Прежде чем дать определение понятию «способность», рассмотрим основные признаки этого понятия. Б. М. Тепловым выделено три основных его признака [67, с. 20-21].
Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Эти способности имеют психологическую природу и варьируют от одного индивидуума к другому.
Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности.
В-третьих, понятие «способность» не сводимо к психологическим образованиям (знаниям, умениям, навыкам), которые выработаны у данного конкретного человека.
Исходя из вышеперечисленных признаков, можно дать следующее определение понятию «способность».
Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Исходя из этого определения, можно выяснить общее правило, применимое к сущности развития человеческих способностей. Способность обнаруживается только в деятельности и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этой способности.
К примеру, способность человека к рисунку обнаруживается тогда, когда выясняется, насколько быстро и легко он осваивает цветовые ощущения, приемы работы, научается видеть прекрасное в окружающем мире. Однако без соответствующих условий способности развиваться не могут. Показателен в этом отношении эпизод из жизни художника В. И. Сурикова. На экзамене в Академию художеств Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствуют способности к изобразительной деятельности. Инспектор Академии, просмотрев представленные ему рисунки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить». Ошибка преподавателей Академии заключалась в том, что на экзамене они оценивали вовсе не способности, а лишь определенные умения и навыки рисования. В дальнейшем Суриков опроверг делом этот отзыв, овладев в течение трех месяцев новыми умениями и навыками. Педагоги сочли нужным на этот раз зачислить его в Академию.
Показательной может быть и история Альберта Эйнштейна, который в школе был весьма заурядным учеником.
Говоря о способностях, мы оперируем философскими категориями «возможность» и «действительность». «Способности — это возможность, — говорит А. В. Петровский, — а достигаемый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не гарантируют, что ребенок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимы специальное обучение, музыкальный инструмент, ноты, огромная выдержка и терпение, свободное время, хорошее состояние здоровья и многие другие условия, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись» [53, с. 208J.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шибанова Ирина Владимировна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: Формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников в условиях группы компенсирующей направленности
  • Глухих Марина Николаевна. Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Елена Геннадьевна Непомнящих. Пластилинография, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Миронова Лилия Ридвановна. Детское художественное экспериментирование, как средство развития творческих способностей дошкольников
  • Кожепарова Ирина Александровна. Роль родителей в дошкольном обучении детей.
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗАЦИЮ
  • Кудрявцева Нина Владимировна. Формирование художественно-творческих способностей детей через изобразительную деятельность (лепка)
  • Бадаева С. «Техника интервью при приеме на работу».
  • Верстукова Елена Николаевна. Методические разработки по взаимодействию с родителями в направлении развития способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
  • Галимова Дания Зулькарамовна. Развитие музыкально-творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Сидорова Юлия Владимировна. Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросе развития творческих способностей воспитанников
  • Петрова Елена Михайловна. Интеллектуальные карты как эффективное средство развития речевых и познавательных способностей дошкольников
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Редактор. Развитие математических способностей у дошкольника
  • Ткачук Надежда Константиновна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности ребёнка
  • Редактор. Развитие математических способностей у дошкольника. Часть 1
  • Невежина Оксана Владимировна. «Развитие творческих способностей младших дошкольников посредством театрализованной деятельности во взаимодействии всех участников образовательного процесса».
  • Спиридонова Гульфия Назиповна. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Спиридонова Гульфия Назиповна. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Кучеренко Наталья Александровна. «Развитие речи и творческих способностей через технику друдлы»
  • Жанна Колесник. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста
  • Головко Ирина Николаевна. Развитие у детей коммуникативных способностей в играх 'Картотека игр'
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации
  • Кокорева Екатерина Николаевна. STEM технологии как вариант развития творческих математических способностей
  • Зуева Людмила Анатольевна, Швецова Елена Анатольевна. Статья 'Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность'
  • Карпенко Елена Евгеньевна. Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность.
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Чипиль Алёна Викторовна. Интегрированное образование в сочетании с театрализованной и музыкальной деятельностью
  • Смирнова Светлана Борисовна. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников
  • Апичина Елена Викторовна Дубина Елена Евгеньевна Федорова Наталья Михайловна. Взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Жаркова Л.Г. Психологическое влияние культуры диалога на формирование интроектов в детско-родительских отношениях
  • Каким образом психологическая адаптация связана с личностным ростом.
  • Кальчик Лариса Александровна. Как развить творческие способностей у детей дошкольного возраста через театральную и досуговую деятельность
  • Кутищева Татьяна Викторовна. Конспект организованной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей в средней группе 'Как гномы зайцу помогали'
  • Мусатова Елена Васильевна. Проект совместной творческой деятельности взрослого и детей 'Помаляка'
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Умнее ли мы наших предков? Как когнитивные способности меняются со временем
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Боголенская Д.Б. Психология творческих способностей.
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Талалаева Ольга Викторовна. Диагностика уровня творческих способностей у старших дошкольников
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь