Сергеечева Валентина. Азы общения стратегия и тактика

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 17245

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

—Когда я наклонился, чтобы поцеловать его туфлю, папа римский спросил: "Какой болван вас постриг? " Для сравнения заметим, что молчаливый спутник — тоже не всегда подарок. Люди почему-то считают неудобным молчать вдвоем и принимаются всячески тормошить собеседника, навязывают ему беседу на дежурные темы. Как-то не принято учитывать, что молчание человека обусловлено серьезными причинами или свойствами характера. Так что можно не считать подобное поведение проблемой
144
либо попытаться подойти к ней более конструктивно.
Генерал от инфантерии Сергей Леонтьевич Львов однажды ехал в одной карете с князем Потемкиным. Последний был не в духе и всю дорогу молчал, как и его спутник. При выходе из кареты Львов сказал:
— Ваша светлость, у меня к вам просьба.
— Какая? — спросил Потемкин.
—Никому не пересказывайте, о чем мы с вами сейчас говорили. После секундного недоумения Потемкин расхохотался, и хандра его исчезла.
Злоупотребление сложными речевыми конструкциями
Когда человек разговаривает или пишет длинными предложениями, существует опасность быть непонятым адресатами коммуникации. Пока партнер распутает фразу, от него может ускользнуть ее смысл. Чаще всего это происходит, когда главное предложение имеет несколько подчиненных. В качестве примеров — выдержки:
— из жалобы: "Я прошу обязать гражданина Сенькина приобрести петуха, который, являясь моим, все время находится с курами Сенькина, которые, видимо, ему больше нравятся, тогда как они сильно сократили яйценоскость. И тогда петух Сенькина будет успешно отгонять моего петуха от своих подопечных кур, и мой петух вернется к моим курам ";
— из протокола: "Я же женщине сказала, чтобы она сказала
чтобы она предупредила другую женщину, которая меня предупредила, чтобы я не выбрасывала коробку ";
— из обвинительного заключения: "С целью совершения кражи личного имущества у жильцов комнаты, воспользовавшись отсутствием в комнате жильцов и незакрытостью дверей комнаты на замок, путем свободного доступа проник в эту комнату, где из тумбочки выкрал мужской шерстяной свитер, а сам скрылся ".
Нетрудно запомнить рекомендацию: конструируя фразу, поместите ключевую мысль в главное предложение, но не во второстепенное.
В то же время краткие предложения, следующие одно за другим, .могут в совокупности создать впечатление монотонности, а паузы между ними делают речь отрывистой, "рубленой". Напоминаем: оптимальное число слов в предложении — семь плюс-минус два.
145
Неумение выбрать адекватный эмоциональный тон речи
Обозначим сразу разграничение понятий "эмоциональный" и "нервный", "нервозный". Эмоциональность речи усиливает эффективность воздействия информации на слушателя. Нервозность говорящего, слушающего тормозит, блокирует данный процесс.
Проявления темперамента говорящего, напряженность обстановки общения, соответствующее поведение партнера, — все эти факторы делают речь либо малоэмоциональной, либо избыточно экспрессивной в ущерб стройности, последовательности, логике изложения материала. Та и другая крайности создают дополнительные барьеры коммуникации. Например, речь вялая, бедная образами и эмоциями утомляет слушателей, даже если ее содержательная сторона адекватна обсуждаемой проблеме и важна для партнеров. В. Хочинскому принадлежит такой афоризм: "Если вместо слова «вкусно» вы стали говорить «питательно», значит, вы стареете". Наоборот, увлекает, запоминается информация, донесенная до адресата с помощью ассоциаций, метафор, парадоксов, когда речь коммуникатора отличается яркостью, иллюстративностью.
—Ты куда собираешься, сынок? — поинтересовался отец юноши.
— На встречу Нового года, в компанию.
—Будь, осторожен, мой мальчик. Не хочу тебя пугать, но именно на такой вечеринке я когда-то встретил твою мать, По единодушному мнению специалистов по психологии общения и управления, именно личный пример, рассказ из жизни, а не гипотетическое "предположим...", делают передаваемую информацию убедительной, доходчивой. Еще один характерный момент: использование в речи указанных риторических находок неизменно влечет за собой повышение выразительности, экспрессивности — одновременно с содержательной стороной меняются скоростные характеристики (темпоритм произнесения фраз). Таким образом, сплав речи с эмоциями воспринимается как вдохновенное, убедительное, искреннее выступление. В ином случае ничего не стоит прослыть косноязычным, что вдвойне обидно тому, кто много трудился над информационной частью своей речи.
Когда человек не слишком заботится о регулировании экспрессивности собственной речи, да еще и атмосфера общения побуждает говорить эмоционально о важном для него предмете, может возникнуть ситуация, при которой все участники беседы окажутся в неловком положении.
В1789 и 1790 годах адмирал В. Я. Чичагов одержал блистательные победы над шведским флотом. При первом же его появлении в Петербурге императрица Екатерина приняла его и изъявила желание послушать о его походах. Государыню предупрежда
146
ли, что адмирал почти не бывал в "приличном " обществе, порой употребляет неподобающие выражения. Но императрица настаивала. Чичагов явился и приступил к рассказу. Вначале он с непривычки робел, но чем дальше углублялся в описание сражений, тем больше оживлялся и наконец пришел в такую восторженность, что горячился, кричал и махал руками, словно разговаривал с равными себе.
Описав самую горячую битву и дойдя до того, как ему удалось обратить неприятельский флот в позорное бегство, адмирал начал ругать шведов словами, которые можно было услышать разве что на рыночной площади. "Я их. ..я их..." — кричал адмирал. Вдруг старик опомнился, в ужасе вскочил и упал императрице в ноги.
— Виноват, матушка. Ваше императорское величество...
— Ничего,— кротко сказала императрица, — продолжайте, Василий Яковлевич; я ваших морских терминов не разумею. Нынешнее время отличается стремлением говорить и писать
словно на повышенных тонах. Преобладает публицистический стиль как устной, так и письменной речи. Отсюда понятно неуместное и чрезмерное употребление слов, несущих эмоциональную нагрузку, взамен нейтральных. Есть основания полагать, что это не столько стилистический, сколько этический момент: подборка таких слов и выражений осуществляется преднамеренно, хотя может оправдываться стремлением ускорить и облегчить донесение информации до адресата. Полистаем газеты и убедимся в том, что в отношении солдат федеральных войск употребляется понятие "контрактник", тогда как о воюющих со стороны противника чаще пишут "солдат-наемник". Это звучит более хлестко. Точно так же слово "диверсант" воспринимается с большей угрозой, чем "рейдовик", а слово "разведчик" оказалось окутанным романтическим ореолом, в отличие от "шпиона", ненависть к которому уже в наших генах.
Все это — из инструментария профессионалов, работающих в СМИ, ведь их речь не должна быть пресной и скучной. Но всему есть предел, и не стоит каждодневно испытывать нервы слушателей, читателей на прочность. А ведь журналисты как раз этим грешат, когда называют возникшие в высших кругах противоречия, рабочие консультации не иначе как правительственным кризисом, а расхождение во взглядах парламентариев — скандалом, тогда как ситуация едва ли тянет на инцидент. Сообщения о возникающих то тут, то там авариях водо- и теплоснабжения раздуваются ими до масштабов "техногенных катастроф". Журналистская гипербола ныне считается риторическим приемом, оправдывающим преувеличения на грани искажения информации. Вот фраза из телевизионного репортажа: "Бойцы РУБОП в доли секунды связали преступников". Сказанное, конечно, делает честь профессионализму бойцов, однако
147
на экране видно, что вовсе не доли, а несколько секунд требуется только для того, чтобы разоружить правонарушителей, уложить их на пол. Даже со стороны заметно, как все это непросто.
Для деловой беседы указанные приемы не годятся, они могут излишне взвинтить атмосферу переговоров, создать превратное представление о говорящем в подобном стиле. Наш язык достаточно богат, чтобы отыскать синоним к любому слову и при этом не исказить смысл сказанного и не испортить впечатления от речи.
Выбор интонации, тональности изложения — вещь непростая и тонкая. Критерием оценки, бесспорно, должен выступать контекст: необходимо проверить, органично ли вписываются эмоциональный и рациональный моменты при выражении мысли. Признаки эклектизма—соединения в одной фразе разнородных по стилю выражений — вызывают у адресата информации сомнение относительно профессионализма коммуникатора. Например, если он дал такую характеристику коллеге: "Он работает ничего себе, но по понедельникам и под выходной — спустя рукава, так что на альтруизм и трудовой подвиг не способен", - налицо сочетание просторечия с пафосностью, словесной красивостью.
Голосовые интонации должны быть адекватными цели коммуникации, особенностям слушателей и обстановке разговора. Разумеется, самооценка инициатора общения воздействует на выбранную тональность. Учитывая вышеперечисленные факторы, поясним, как происходит выбор того или иного тона:
• менторский тон годится для поучений, подчеркивания разницы в социальном, служебном положении собеседников;
• одухотворяющий тон призван вселять веру в успех дела, подбадривать партнера;
• конфронтационный тон провоцирует на возражение, включение психологической защиты в различных формах;
• информационный тон считается нейтральным носителем определенных сведений, восстановителем необходимого материала, упущенного, забытого в ходе общения.
Вряд ли кто-либо сомневается в ограниченности сферы применения менторского тона — он действительно больше подходит для необычных ситуаций (если мы не намерены испортить отношения с партнерами). Появление поучающих, высокомерных нот в голосе у человека, за которым раньше подобного не замечалось, должно насторожить не столько собеседников, сколько его самого. Ведь позерство и высокомерие мало кому к лицу, да и время диктует совершенно иной стиль общения.
В молодости немецкий художник В. Лейблъ был пастухом. Много
позже в компании художников некто спросил его:
— У вас, кажется, господин художник, была тяжелая
деревенская жизнь в молодости? Вы пасли овец...
148
— Совершенно верно.
— Но ведь это, как известно, не очень приятное для человека занятие? — не унимался коллега.
— Смотря для кого, — ответил Лейблъ. — В моем занятии были и хорошие стороны. С тех пор, например, я научился распознавать бараньи головы с первого взгляда.
На первый взгляд кажется, что информационный тон наиболее подходит для делового общения, ограниченного рамками регламента, этическими и иными требованиями. Но именно в сфере бизнеса чаще всего наблюдается очередной психологический парадокс: отношения деловых партнеров или обычных собеседников становятся напряженными из-за упрощения, повторения позиций, "разжевывания" информации и без того понятной, т. е. атрибутов информационного тона. В итоге возникает впечатление отстраненности, отмежевания коммуникатора от передаваемой им информации: партнер видит в его лице посредника, ретранслятора сведений, но не равноправного участника. Диалог как оптимальная форма общения превращается в монолог. Умный, несущий большую информационную нагрузку, но односторонний разговор. Нет ничего яснее в мире, Чем то, что дважды два — четыре! А, затвердив, долбят опять... И начинает вдруг казаться, Что дважды два в итоге — пять. Ведь если дважды два — четыре, Зачем так долго убеждать?
Возможно, нехватка в жизни умных собеседников порождает интерес к различным ток-шоу, и этим объясняется высокий рейтинг телепередач "Времена", "Тема", "Герой дня", "Старая квартира", "Герой дня без галстука", "Антропология" и др. В них партнеры чувствуют себя вовлеченными в процесс обмена мнениями, идеями. Разумеется, престиж коммуникатора, его творческие способности, эрудиция, непосредственная эмоциональность ведущего играют первостепенную роль. И здесь трудно переоценить роль и профессионализм таких журналистов, как Владислав Листьев, Владимир Познер, Дмитрий Дибров. Мы не случайно обошли вниманием разного рода интерактивные действа ("Моя семья", "Идеальный мужчина" и пр.) — они подкачали из-за чрезмерно "приближенного к публике", а по сути — упрощенного, с налетом вульгарности тона бесед ведущего с присутствующими в студии. То же впечатление остается от просмотра выездных передач "Аншлага", когда Регина Дубовицкая и ее постоянные партнеры встречаются со зрителями провинциальных городов по пути следования теплохода.
Конфронтационная тональность общения вынуждает одного или нескольких участников балансировать на грани прекращения
149
контакта, отчуждения и даже полного разрыва отношений. Но без него — все равно, что без острой, оригинальной приправы к дежурному блюду. Подобный тон встряхивает равнодушного, активизирует пассивного, помогает воспринять массу информации. Чувствуют прилив энергии утомленные, начинают вникать в суть проблемы незаинтересованные собеседники, пассивные слушатели, негативисты и скептики, а это — первый шаг к конструктивному диалогу.
Маяковский часто встречался с читателями. Его преувеличенно дерзкие манеры, демонстративно конфронтационный тон разговора с публикой оживляли атмосферу в зале. —Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.
— Мои стихи не море, не печка и не чума.
— Маяковский! Вы что думаете, мы все идиоты?



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Джуди Аппс. Как влиять на людей с помощью голоса. Секреты ораторского мастерства
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Притча «Бескорыстие»
  • УПРАЖНЕНИЕ "БУМАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК"
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Как манера речи выдает низкую самооценку
  • Как манера речи выдает низкую самооценку
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Три упражнения, которые помогут заговорить на иностранном языке
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Упражнение, направленное на осознание ценности любой идеи любого человека: «Да, и ещё…»
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Притча «Голос счастья»
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»
  • Притча «Истина не в словах»
  • Упражнение, помогающее выделить поведение, которое наиболее нуждается в исправлении, что ведет к изменениям в поведении в целом.
  • Егор Горд. Три шага к обретению уверенности в себе
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Эриксон М. Мой голос останется с вами.
  • Георгий Почепцов. Коммуникативные операции вчера и сегодня
  • Женщин привлекает низкий тембр голоса мужчины
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Атватер И. Невербальное общение.
  • Притча «Самое главное»
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Эмоциональная измена или сексуальная: что хуже? Мужской и женский взгляд.
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Контакт группа. Занятие 4: "Я доверяю тебе?" (тренинг)
  • Дмитрий Устинов. Публичное выступление. Публичное выступление. Постановка на публике
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Победить страх. - Из цикла "Психологияуспеха"
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Собаки распознают человеческую речь
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Притча «Глухой, навестивший больного»
  • Простой заговор избавит от порчи и снимет негатив



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь