Сергеечева Валентина. Азы общения стратегия и тактика

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 17242

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

материалов отчетный доклад. Получив готовую рукопись, перед совещанием шеф решил почитать ее вслух.
— Надо покатать на языке все, что ты мне понаписал. Так, это вступление... Тут все ясно... Идем дальше... Инде., идне... Фу, черт!
— Идентификация, — подсказал стажер.
— Понял, не дурак... Идефи... Инденфи... Да выброси ты это слово!
Нельзя не сказать и о людях, не боящихся подобных трудностей, более того — самостоятельно создающих их и смело штурмующих .преграды экзотических словосочетаний. Один из руководителей театра приглашал на представление в день Святого Валентина, обещая участникам "карнавализованное шоу". Он произнес это без запинки, очевидно, надеясь, что каждый сможет повторить. Однако начинающий диктор, пытавшийся читать отчет о представлении в утренних новостях на следующий день, запнулся. Как известно, большим начальникам не с руки составлять тексты докладов и выступлений на злобу дня. И не всегда у них есть время ознакомиться с подготовленной для них информацией, поэтому приходится читать с листа. И вот один губернатор, произнося речь по написанной референтами бумажке, сломался на слове "тоталитаризм" и, когда его взгляд наткнулся на него еще раз, градоначальник сделал неоправданно длинную паузу, собрался с духом и только после этого пошел на штурм. Получилось не совсем гладко.
Рекомендация испытывающим подобные затруднения: просматривайте материал заранее, заменяйте трудно выговариваемые слова более доступными, привычными, иностранные — русскими.
Владение артикуляцией обеспечивает отчетливое произнесение слов. Разумеется, не у каждого речь поставлена так, как у выпускников театральных академий. Люди согласны простить некоторые шероховатости, если дело не доходит до путаницы в восприятии близких по звучанию слов, например: "ящер" — "ящур", "ключи" — "включи", "тело" — "дело", "забор" — "запор", "затор" — "задор" и т. п. Необходимо еще учитывать возможность искажения восприятия слов за счет их слияния при недостаточно четком произнесении и пренебрежении к расстановке акцентов и пауз. Говорящий в силах предупредить возможный конфуз, предварительно проанализировав текст речи еще и с этих позиций.
Между богатой дамой и художником произошел такой "обмен мнениями ":
Дана: Я хотела бы иметь портрет моего сына — гимназиста. Но так как он болен и не в силах приезжать на сеансы, то не можете ли вы сами написать портрет со слов?
108
Художник: Извините, сударыня, с ослов я не пишу портретов.
Еще один фактор, способный негативно воздействовать на артикуляцию, — стрессовое состояние говорящего. Когда человек не в силах преодолеть волнение, его речь может преобразиться до неузнаваемости. Одни принимаются бубнить себе под нос, не отрывая взгляда от бумажки с текстом; другие глотают слова; излишне возбужденные говорят слишком быстро, будто захлебываясь, так что слушатели перестают улавливать, где кончается одна мысль и начинается другая. Этим людям необходима не столько работа над речью, сколько тренировка эмоциональной устойчивости. У тех, кто часто выступает, специальные упражнения может заменить сама практика. Остальным необходима аутогенная тренировка, дополняемая прослушиванием аудиозаписей своей речи.
Барьеры на базе частотных характеристик голосов,
тональности
Как говорил один из персонажей кинофильма "ТАСС уполномочен заявить...": "Доклад хорошо поставленным голосом котируется порой больше, чем войсковая операция". Однако не всем по средствам корректировать свой голос с помощью специалистов- имиджмейкеров. Поэтому займемся самоанализом. Для начала обратимся к результатам исследований психолингвистов. Известный американский фонетик Джеффри Джакоби привел данные, предостерегающие обладателей голосов различной тональности от неприятия партнерами. По его словам, более всего раздражают "скулящие, жалобные, ворчливые" нотки (44 %), высокие, визгливые (16 %), громкие и резкие (12 %), бормочущие (11 %), "плоские", монотонные (4 %) и, наконец, сильный акцент (2 %).
Каждый по себе знает, как утомительно слушать говорящего слишком высоким или слишком низким голосом. Рассказывают, что американские телезрители, посмотрев чуть более первой сотни серий "Санта-Барбары", потребовали убрать актрису, исполнявшую роль Мэри (первой подруги Мейсона), лишь из-за ее слишком низкого голоса. Обосновывали они свое требование диссонансом — плохой сочетаемостью нежного личика девушки с грубоватыми частотами звучания ее голоса. Пришлось сценаристам вводить эпизод гибели героини.
Телевизионные рекламные ролики, снятые за рубежом, но озвученные у нас, порой вызывают раздражение. Трудно сказать, как подбираются актеры для закадрового дублирования (есть подозрение, что по внешнем у сходству с рекламной моделью на экране) и сдавали ли они в театральных вузах технику речи, но факт есть факт: многие зрители не только не воспринимают смысл текста, но и с досадой переключают программы, когда слышат свистящие, жужжащие,
109
причмокивающие или интимно шепчущие женские голоса. Мужские подбираются гораздо удачнее, но они не в состоянии "сделать погоду" на телевидении: чуть ли не аксиомой считается зависимость успеха рекламы от присутствия на экране привлекательной девушки. Спорить с этим трудно, тем более что соответствующий психологический феномен тут работает безотказно. Но для чего закадровый женский голос понижать до интимного шепота, рассказывая о кухонном комбайне, пылесосе или стиральном порошке, понять трудно. А слушать изо дня в день, десятки раз — еще труднее. Вот так возникает барьер отрицательных эмоций на почве одной лишь тональности речи. Итог закономерен. Как отметили наши юмористы: "На благополучном и сытом Западе реклама — двигатель торговли. У нас — возбудитель раздражения".
Произнесение слов "в нос", или гнусавость, по данным Института голоса (США), раздражает до 70 % слушателей: они признались, что стремились свернуть и неоправданно быстро завершить деловую беседу, не в силах внимать далее подобным звукам. Но что делать, коль такой голос Бог дал?
Специалисты советуют потренироваться говорить с расслабленной нижней челюстью, достаточно широко открывая рот. Есть и специальные упражнения, которые можно делать индивидуально, — см. тренинг ниже.
Визгливый голос быстро утомляет партнера, а также снижает доверие к словам говорящего, из-за них человека могут оценить как легкомысленного, "заводного", недостаточно уверенного в себе и надежного. У некоторых голос звучит высоко-истерично не всегда, становясь таким по мере нарастания эмоций, — есть лекторы и преподаватели, начинающие выступать во вполне приемлемой тональности, но постепенно забирающиеся в высокие частоты, увлекаясь раскрытием темы и не замечая неодобрения слушателей.
Необходимо заметить, что тембр голоса порой влияет на степень доходчивости информации:
Человеку больше верят, если звучание произносимой им информации соответствуют эмоциональной окрашенное™ ее содержания. Как утверждал умный человек:
"Молчите, проклятые струны... — можно сказать только басом. Если это сказать тенором, никто не поверит".
Что касается представительниц прекрасного пола, то практикуемый некоторыми прием говорения тоненьким девичьим голоском не делает их моложе в глазах мужчин, к тому же производит впечатление капризности, позерства. Такой женщине остерегаются верить, причисляя ее поведение к одной из уловок манипуляции. И напротив — склонны больше доверять женщинам, что-либо говорящим более низкими голосами. Возможно, человечество обязано возникновению данного феномена сексуальной стороне отношений:
110
большая часть мужчин убеждена, что у их спутниц понижение частотных характеристик голосов возникает на фоне сексуального возбуждения, желания. Низкий голос мужчин также не менее ценится представительницами противоположного пола — он якобы сигнализирует им о мужественности, интеллигентности собеседника и придает личности сексапильность.
Нормой считается некоторое понижение высоты голоса в конце фразы — это придает уверенность и убедительность сказанному.
Привычка некоторых повышать тон в конце фразы приводит к недопониманию: собеседнику невольно слышится в речи скрытый вопрос. И он, сам того не желая, делает про себя вывод о неуверенности говорящего в достоверности передаваемой им информации, начинает подозревать его в неискренности.
Судебное заседание закончилось вынесением вердикта: считать гражданина Рабиновича виновным в оскорблении его соседа Зильбермана; обязать ответчика принести публичные извинения пострадавшему. Рабинович искренне раскаялся и выразил готовность здесь же исправить положение.
— Зильберман честный человек? Зильберман не мошенник? — эмоционально начал он.
— Так не пойдет, — остановили его.
— Я что-то не пойму: мы договаривались о словах или мелодии? — возразил хитрец.
Тренинг, снижающий негативное впечатление от говорения в нос {гнусавости) и невнятного произношения.
В данном случае придется на время забыть рекомендацию врачей дышать только носом, поскольку именно из-за прохождения через нос воздуха и вырабатывается неприятная манера гнусавить при разговоре.
Упражнение 1: представьте, что вы не можете сжать челюсти из-за находящегося во рту мундштука, длинного леденца, карандаша; начните говорить, не смыкая до конца челюсти, будто для этого существует реальная помеха.
Упражнение 2 прижмите большой и средний пальцы к переносицей, издавая звуки "ба-ба-ба", ощутите вибрацию.
Упражнение 3 : сожмите челюсти так, чтобы давление пришлось на задние зубы, поговорите в таком положении.
Упражнение 4 немного привыкнув к подобной манере произнесения звуков, закрепите навык, "покатав", "пожевав" не полностью сжатыми челюстями звуки "я-я-я", "йо-йо-йо", "е-е-е", "ю- ю-ю" — тяните, повторяйте их не менее десяти раз.
Этот фонетический тренинг довольно быстро позволяет сделать речь более звучной.
Тренинг, дающий голосу уверенность, "солидность", сексуальность за счет уменьшения визгливых нот, понижения высоты
111
тональности. Для этого нужно совсем немного времени.
Упражнение 1: вспомните гамму, потяните каждую ее ноту в течение трех секунд.
Упражнение 2 пропойте по слогам и на мотив нот "ми — ре — до" какое-нибудь слово, например:
" До-ро-гой, при-хо-ди ".
Последний слог, последнюю гласную постарайтесь тянуть не менее пяти секунд. Упражняйтесь, особенно не изнуряя себя, но где угодно: дома, на даче, за рулем автомобиля.
Кроме вышеперечисленных характеристик нежелательной считается монотонность речи. Она вызывает у слушателей утомление, рассеянное отвлечение внимания (включается охранительное торможение нервной системы). Психологами выяснено, что информация, преподнесенная таким образом, воспринимается слушателями более придирчиво, критично, чем та, в которой все акценты на своих местах. Самые сильные аргументы, перечисленные монотонно, серым, скучным, "безжизненным" голосом, расцениваются собеседниками как неубедительные,, примеры кажутся невыразительными. И это, заметим, несмотря на бесспорную ценность внутреннего содержания сообщения! Более того — говорящего таким тоном начинают подозревать в безразличии к обсуждаемой проблеме и партнерам. Одно лишь это способно в зародыше задушить самые важные деловые и неформальные контакты.
Делая скидку на субъективизм такой оценки, признаем: акцентуация на том, что кажется важным, необходима. Где и когда повышать или понижать голос — в конце или начале фраз, — должен решить выступающий. Выразительная речь богата обертонами, интонационно многопланова. Только тогда можно быть спокойным за усвоение информации.
Какой бы приятной ни была речь, звучащая с экрана, человек предпочитает разнообразие оттенков. Рекламные объявления, блоки новостной информации лучше воспринимаются, если озвучены разными голосами. В передаче "Однако" Михаил Леонтьев время от времени уступает место для чтения вставок — фрагментов газетных статей — женскому голосу, и это придает информации большую выразительность.
Зато закадровое сопровождение рекламных клипов оставляет желать лучшего. То ли по причине экономии, то ли на основе личного предпочтения звукорежиссера, — не станем гадать, — но каждый день один и тот же голос преследует нас, озвучивая рекламу разных "женских штучек" и зарубежные фильмы. Он догоняет и хитрецов, решивших использовать рекламную паузу для смены занятий и впечатлений, — хотя бы для того, чтобы поставить чайник. Всегда и всюду голос Любови Германовой — приятный по тембру, но один и
112
тот же! Нас точно варят в одном и том же котле, лишая свободы выбора...
Тренинг, позволяющий обогатить голос обертонами, сделать его гибким, живым.
Упражнение 1. Протяните, пропойте гамму, но теперь уже в двух направлениях: "до — ре — ми", а потом "ми — ре — до". Делайте это максимально свободно, расслабив диафрагму.
Упражнение 2. Выберите какую-нибудь из гласных и протяните ее, придавая различные эмоциональные оттенки. Призвав на помощь свой артистизм, произнесите "а-а-а" с оттенками симпатии и антипатии, грусти и восторга, гнева и благости, испуга и радости, брезгливости и безразличия, уверенности и сомнения, скуки и воодушевления и т. п. Это уже потруднее, но скоро вы убедитесь, что все, связанное с отрицательными эмоциями или апатией, будет звучать короче, покажется плоским. Напротив, все окрашенное положительными эмоциями, более живо, звучно, выразительно.
Упражнение 3. Проверьте, чему вы научились, на ком-то из знакомых. Произнося фразы с различными оттенками, усиливая эмоциональные оттенки собственных утверждений, понаблюдайте за реакциями собеседников. Они начали ободряюще кивать, поддакивать, в их глазах отразилось понимание и сопереживание? Прекрасно! Ваши достижения налицо (точнее — на их лицах).
Мы не ради праздного удовольствия рекомендуем заняться фонетическим тренингом. Ваши завоевания лягут в основу личного имиджа, что немаловажно для



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Джуди Аппс. Как влиять на людей с помощью голоса. Секреты ораторского мастерства
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Притча «Бескорыстие»
  • УПРАЖНЕНИЕ "БУМАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК"
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Как манера речи выдает низкую самооценку
  • Как манера речи выдает низкую самооценку
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Три упражнения, которые помогут заговорить на иностранном языке
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Упражнение, направленное на осознание ценности любой идеи любого человека: «Да, и ещё…»
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Притча «Голос счастья»
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»
  • Притча «Истина не в словах»
  • Упражнение, помогающее выделить поведение, которое наиболее нуждается в исправлении, что ведет к изменениям в поведении в целом.
  • Егор Горд. Три шага к обретению уверенности в себе
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Эриксон М. Мой голос останется с вами.
  • Георгий Почепцов. Коммуникативные операции вчера и сегодня
  • Женщин привлекает низкий тембр голоса мужчины
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Атватер И. Невербальное общение.
  • Притча «Самое главное»
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Эмоциональная измена или сексуальная: что хуже? Мужской и женский взгляд.
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Контакт группа. Занятие 4: "Я доверяю тебе?" (тренинг)
  • Дмитрий Устинов. Публичное выступление. Публичное выступление. Постановка на публике
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Победить страх. - Из цикла "Психологияуспеха"
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Собаки распознают человеческую речь
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Притча «Глухой, навестивший больного»
  • Простой заговор избавит от порчи и снимет негатив



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь