Сергеечева Валентина. Азы общения стратегия и тактика

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 17173

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

— Ну что вы! Почему все? Пока я вижу перед собой только одного.
— Мы с товарищем читали ваши стихи и ничего не поняли.
— Надо иметь умных товарищей.
Психологи советуют не обольщаться относительно собственной коммуникативной подготовленности к разговору в меняющейся ситуации, но большинство все-таки склонно завышать самооценку и рассчитывать на удачную импровизацию. Однако оттачивание риторического мастерства — веление времени, а привычка контролировать тон своей речи полезна не только проводящим важные совещания или вещающим с телеэкрана. Недоработки и повышенное самомнение оборачиваются серьезными издержками и в деловом, и в бытовом общении. Голос должен звучать ровно, спокойно, внятно, как хорошо настроенный инструмент. А дружелюбие и убедительность тона позволит расположить к себе партнера.
Выбрать интонацию разговора—полдела. Даже эмоциональный рисунок отдельных фраз должен соответствовать цели общения. В зависимости от ситуации он может быть вопросительным, повелительным, просительным, но прежде всего — соответствовать содержанию информации.
Разговор на таможне. Таможенник:
— Оружие? Наркотики? Пассажир:
— Благодарю вас, но лучше — чашечку кофе и бутерброд. Это был анекдот, а вот выдержка из интервью большого
начальника ГИБДД. В самом конце ненастной осени он так ответил на вопрос журналиста о готовности вверенных ему подразделений к обещанному Синоптиками обильному снегопаду:
— Конечно же, мы в полной боевой готовности, стоим на стреме Проанализируем в свете сказанного сообщение начальника,
адресованное подчиненному: "Вам надо повысить квалификацию".
однообразной
150
Оно может быть истолковано многовариантно (по интонационным и невербальным сигналам):
а) как потенциальное кадровое перемещение;
б) как смягченное недовольство нынешним качеством работы;
в) как проявление человеческого внимания к коллеге
В каждом случае информация будет принята с разной степенью готовности и оставит свой эмоциональный след. Так что будем привыкать внимательно прислушиваться к интонации говорящего и корректировать собственную речь.
Корреспондент Елена Холщевникова ведет в газете "Санкт- Петербургские ведомости" полезнейшую рубрику—"Язык наш", где печатаются беседы с известными лингвистами. Вот выдержка из одной из них — разговор с доцентом кафедры русского языка Санкт- Петербургского университета М. А. Тарасовой как раз коснулся стиля беседы. "Если переусердствовать со страстью к лаконичности, между говорящим и слушающим возникнет непонимание, тогда придется вернуться к нормальной речи. К тому же, кроме делового стиля, всегда стремящегося к краткости, существует стиль публицистический, более эмоциональный. Он призван убедить, зажечь слушателя. Художественный — он пробуждает воображение читателя, открывает ему красоту слова..."5
В заключение — ссылка на опыт известного эстрадного актера Геннадия Хазанова (он поделился им в одной из телепередач из цикла "Жил был я"). Его рассказ касается выбора стиля речи, тональности выступления в зависимости от ситуации. В дни августовского путча 1991 года актер оказался в здании Белого дома. Его настоятельно просили выступить перед защитниками демократии с козырька здания. После мучительных сомнений, борьбы мотивов он, по собственному выражению, предпочел "остаться в жанре", и вместо пафосной речи люди услышали пародию на речи М. С. Горбачева. Исполнитель вписался в ситуацию, не дал повода упрекнуть себя в неискренности и излишней, неуместной официальности тона.
Перечислим еще несколько барьеров, возникающих при восприятии речи:
• смысловые барьеры как отражение бессистемности знаний говорящего;
• речевое проявление стереотипов — косности мышления и поведения;
• излишняя фрагментарность изложения, не связанная с неполной исходной информацией;
• демонстративное злоупотребление недостоверной, даже на первый взгляд, информацией как индикатор неуважения к партнерам;
• недостаточное владение профессиональным лексиконом;
• убежденность в собственной непогрешимости, высокомерие,
151
апломб, самолюбование;
• игра на публику;
• недостаточно отрегулированные межличностные взаимодействия (например неприкрытая неприязнь к собеседнику, зависть, карьеристское соперничество и т. п.);
• перепалка вместо обмена мнениями.
И наконец общие рекомендации по снятию барьеров речи, основанные на постулатах Г. П. Грайса.
• Не говори того, что ты считаешь ложным.
• Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
• Будь критичен к своим сообщениям.
• Учитывай, для кого говоришь.
• Твое высказывание должно содержать меньше информации, чем требуется для выполнения текущих целей общения.
• Не отклоняйся от темы общения.
• Выражайся ясно. Избегай непонятных выражений. Избегай неоднозначности.
• Будь краток, избегай многословия.
• Будь организован.
• Будь вежлив и тактичен.
• Будь самим собой и действуй естественно.
• Показывай свое лучшее "Я".
• Демонстрируй искренний интерес к собеседнику.
• Устанавливай обратную связь со слушателем.
В заключение — несколько советов немецких психологов, супругов Швальбе:
• целесообразнее сказать мало, чем слишком много;
• наиважнейшие мысли должны быть четко сформулированы;
• короткие предложения лучше осмысливаются, чем длинные (фраза, состоящая более чем из 20 слов, практически не воспринимается собеседником);
• речь должна быть фонетически доступна, для чего желательно включать в произносимые фразы активные глаголы и избегать нагромождения существительных;
• речь — лакмусовая бумажка, которая может выявить ваше состояние, неуверенность в себе или недостоверность информации, о чем свидетельствуют слова-паразиты, частые паузы или, наоборот, скороговорка;
• необходимо помнить, что смысловую нагрузку несут не только слова, но и темп, громкость, тон и модуляция речи.
Короче говоря, полезно почаще вспоминать, что "фраза есть костюм мысли. Большинство людей очень небрежно, неряшливо одевают свои мысли. У большинства людей мысли выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья" (И. Г. Граве).
В конце оставим европейских специалистов и дадим
152
заключительное слово землякам: "Надо постоянно внедрять в сознание общества мысль: неумение владеть родным языком — стыд и позор. Убеждать: красивая, красочная речь востребована, необходима для поступления на работу. Свободное владение русской речью так же престижно, как умение говорить на иностранных языках. Но вспомните многочисленные объявления, приглашающие работать в той или иной фирме. Какие требования к претендентам? Рост, возраст, объемы груди, талии, обязательное знание английского языка. Так формируются представления о том, что престижно в этой жизни.
У нас в имидж преуспевающего человека, который работает в хорошей фирме, ездит за границу и т.д., владение русской речью не входит. Думаю, если правильная речь стала бы обязательным знаком принадлежности к элитному обществу, знаком успешности, процветания, многие бы поднатужились и выучились говорить по- русски. Тогда и педагоги бы стали востребованы, и ученики охотнее занимались. Учат же английский, потому что знают: без него карьеры не сделаешь..."6
Очень многих трудностей в общении можно было бы избежать, если бы детей в школах учили не только орфографии, пунктуации, но и стилистике родной речи.
Мы перечислили многие, но далеко не все ошибки и недоразумения, наблюдаемые в современной речи. Лингвисты объединили бы их понятием "Барьеры отсутствия вкуса, размывания стиля". Психологи полностью с ними солидарны, добавляя со своей стороны: вкус в речи, подобно харизме, неуловим, воспитать его крайне трудно. Зато несравненно легче прослыть безвкусным, вульгарным как в оформлении внешности, так и в разговоре. Молодое поколение пока еще не "прочувствовало" размеры потерь как следствие своей неспособности преодолеть барьер отсутствия вкуса. Более того, начинающие бизнесмены готовы возразить: зачем учиться изысканному стилю? Писем барышням мы уже не пишем, а письмо изысканного делового стиля компьютер легко составляет по соответствующей команде на основе запрограммированного шаблона. И тезис "говори проще, чтоб тебя поняли" воспринимается многими буквально.
Если говорить о таком явлении, как просторечие, оно само по себе не так уж страшно, поскольку даже малообразованный человек способен выразить мысль лучше, чем, например, носитель молодежного новояза или ненормативной лексики. Можно говорить просто, но не нарушать этические нормы, и окружающие оценят это позитивно. Печально наблюдать, как отмирают "за ненадобностью"
6 "Дар бесценный — речь". Беседа Е, Холщевниковой с доцентом кафедры русского языка Санкт-Петербургского университета М. А. Тарасовой. — Санкт-Петербургские ведомости, 2001, 9 февраля.
153
навыки грамотной устной и письменной речи, как скудеют ряды читающих и растут стада тупо глядящих на экран "ящика" ("для идиотов", как конкретизировал Владимир Высоцкий).
Язык — средство передачи информации, обмена ею, средство выражения мысли, отражение менталитета, личностных особенностей говорящего. При всех нежелательных тенденциях его развития, по мнению петербургских лингвистов, беспокоиться за великий русский язык не стоит — он сам себе санитар, хирург, терапевт и психоаналитик!
154
ЛИТЕРАТУРА
Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. — СПб: Питер, 1997. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. — СПб: Питер, 1997.
Брикман Р., Кершнер Р. Гений общения. — СПб: Питер, 1997. Виткин Дж. Женщина и стресс. — СПб: Питер, 1995. Виткин Дж. Мужчина и стресс. — СПб: Питер, 1995.
Власова Н. В. "...и проснешься боссом". Справочник по психологии управления в 3-х книгах. — Новосибирск: Экор, 1994.
Дальбум-Халл Б. Женщины и руководство. — СПб: изд. академии "Женщина и управление", 1996.
Каппони В., Новак Т. Как все делать по-своему. — СПб: Питер, 1995.
Каппони В., Новак Т. Сам себе авторитет. — СПб: Питер, 1995. Кузин Ф. А. Делайте бизнес красиво. Этические и социально- психологические основы бизнеса. Практическое пособие. — М.: Инфра-М, 1995.
Кузин Ф. А. Культура делового общения. Практическое пособие.
— М.: Ось-89,1997.
Курбатов В. И. Женская логика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1993.
Курбатов В. И. Стратегия делового успеха. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
Мекалф С., Филибл Р. Юмор — путь к успеху. — СПб: Питер, 1997.
Мелихан К. Слово джентльмена. — СПб: Новый Геликон, 1995. Мицич П. Как проводить деловые беседы. — М.: 1983. Ниренберг Дж. Гений переговоров. — Минск: Попурри, 1997. Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека, как книгу. — М.: Экономика, 1990.
Отт Р. Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг. — М.: Информационно-изда- тельский дом "Филинъ", 1997.
Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека.
— М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.
Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. — Нижний Новгород: Ай кью, 1992.
Рафел М., Рафел Н. Как завоевать клиента. — СПб: Питер, 1996. Романов А. А. Грамматика деловых бесед. — Тверь, 1995. Руденский Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера.
— М.: Инфра-М, 1997.
Смит М. Как научиться говорить "нет" и чувствовать себя при этом комфортно. — СПб: Комплект, 1996.
Таранов П.С. Интриги. Мошенничество. Трюки. —
155
Симферополь: Таврия, 1996.
Таранов П.С. Поведение наоборот. Дерзкие тайны общения — Симферополь: Таврия, 1996.
Таранов П.С. Приемы влияния на людей. — Симферополь Таврия, 1995.
Таранов П.С. Секреты поведения людей — Симферополь: Таврия, 1995.
Таранов П.С. Управление без тайн. — Симферополь Таврия,
1993.
Тимченко Н.М Тайны успеха делового общения. — СПб: изд. ГУП, 1995.
Томсон П Самоучитель общения. СПб: Питер, 2001 Фаспг Дж. Язык тела. — М.: Вече-Персей-ACT, 1995. Фишер Р., Юри У. Путь к соглашению, или Переговоры без поражения - М.: Наука, 1992
Фриман А., Девульф Р. Десять глупейших ошибок, которые совершают люди. — СПб. Питер, 1997.
Холл Э. Как понять иностранца без слов. — М.: Вече-Персей- АСТ, 1995.
Хопкинс Т. Искусство торговать. — СПб. Виан, 1997 Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. — М.: Финансы и статистика, 1992
Шепель В. М. Управленческая психология. — М.: Экономика,
1984.
Энкельман Н. Преуспеть с радостью. — М.: АО "Интерэкспер- 1", 1993. Энциклопедия бизнеса в афоризмах. Сост. Черняк В. 3. — М.: Правда, 1998.
Энциклопедия практического самопознания — М.: изд. Международной педагогической академии, 1994
В качестве иллюстраций использованы произведения отечественных и зарубежных писателей, а также сборники анекдотов, курьезов и историй.
156



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бубер М. Я И ТЫ
  • Чанчикова Нина Владимировна. Волшебные слова
  • Общение как говорить, чтобы тебя поняли?
  • Три упражнения, которые помогут заговорить на иностранном языке
  • Тюрина Ольга Васильевна. Семинар-практикум на тему 'Родное слово'
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • Ж. Мессинжер. Речь тела: о чем нам говорят жесты?
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Предупреждение для использующих заговоры
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин
  • Слова и их магическое воздействие
  • Слова, которых нет.
  • Притча «Замена слов.»
  • Анжела Уилкс Англо-русский словарь в картинках
  • Сергей Неллин. Почему вы не можете убеждать?. - Сергей Неллин
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Притча «Я ничего не могу сказать»
  • Ивкина Галина. Рекомендации родителям заикающегося ребенка
  • Александр Фролов. Дети не читают
  • Болдырева А. А. Сценарный анализ в транзактном анализе
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • УПРАЖНЕНИЕ "БУМАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК"
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Больная тема 'Скверные слова'
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • О пользе чтения. 10 причин регулярно читать
  • Притча «Абырвалг»
  • Терешкина Галина Григорьевна. Презентация по развитию речи «Буква А»
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Рейнке И.Н., Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации
  • Своеобразные с точки зрения западного человека японские понятия, которые побуждают к личностному развитию
  • Сницарук Эдит. Пожелание добра - стихи детям
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Половой отбор: почему при виде красивых девушек мужчины начинают говорить умные слова
  • Притча «Чжуан-цзы о загадках»
  • Инна Иголкина. Лень: какой она бывает и как с ней бороться
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Шарафутдинова Лилия Даннуровна. Эссе «Я- логопед»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Карл Густав Юнг и последователи. Человек и его символы
  • Сергей Неллин. 7 популярных заблуждений о страхе
  • Притча «Да, нет, очень хорошо»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь