Франке У. Когда я закрываю глаза, я вижу тебя (Системная терапия и консультирование).

Категория: Психотерапия и консультирование, Системный подход в психологии | Просмотров: 14491

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Чтобы продемонстрировать клиенту глубокое выдыхание как пример возможной нормы, терапевт может выдыхать вместе с ним, только несколько громче, чтобы клиент слышал не себя, а только терапевта. «Что вы чувствуете, когда делаете глубокий выдох?» Терапевт слышно, возможно, даже шумно, выдыхает. «Как вы себя при этом воспринимаете?»
Если терапевт формулирует вопрос нейтрально, ставит на передний план наблюдение за изменениями и не рассчитывает на непременное улучшение состояния, то клиент может описать и неприятные чувства, такие как стыд или неуверенность. Некоторые клиенты не привыкли воспринимать или вообще показывать чувства, поднимающиеся при глубоком дыхании, особенно перед чужим человеком. В этом случае я стараюсь быть достаточно тактичной и сдержанной, чтобы не мешать клиенту в его процессе тем, что я за ним наблюдаю. Я на некоторое время опускаю или закрываю глаза, в том числе как сигнал клиенту, что, если ему это приятно, он может поступить так же.
Если клиенту сложно воспринимать или описывать свое дыхание, полезно положить одну руку на сердце, а другую, может быть, на живот. Так легче заметить и описать отличия. Терапевт может обратиться к клиенту: «Почувствуйте, как поднимается и опускается ваша грудная клетка», «Почувствуйте, как двигается живот, когда вы вдыхаете и выдыхаете», «Под какой рукой движения больше?», «Вы дышите больше наверху или внизу?» И, чтобы немного поэкспериментировать: «Что вы чувствуете, когда дышите только грудью?» Терапевт дышит вместе с клиентом в его ритме, положив обе руки на свое тело. «Что вы чувствуете, когда дышите только животом?»
В конце сессии терапевт может снова вернуться к этим маленьким упражнениям на восприятие и задать их клиенту на дом.
Дыхание терапевта, как зеркало, отражает дыхание клиента. Некоторые терапевтические школы совершенно конкретно рекомендуют терапевтам подстраивать свою позу и дыхание под клиента, чтобы таким образом установить с ним внутренний контакт и в унисон с ним получать информацию о его состоянии. В любом случае это интересный эксперимент. Когда вы это делаете, как вы воспринимаете себя физически, какие в вас возникают импульсы к изменению? И, если вы сейчас сделаете глубокий выдох и физически расслабитесь, как отреагирует на это клиент?

Физическое напряжение
и упражнения на расслабление
Физическое напряжение, прежде всего хроническое, вызывает неприятные ощущения. Оно ограничивает реактивность и способность испытывать удовольствие, зачастую оно связано с болью, а попытки тела его компенсировать ведут к еще большему напряжению и боли. Если напряжение хроническое, то обычно оно не поддается сознательному вмешательству, все попытки изменить ситуацию остаются без эффекта. Хорошо зарекомендовавшим себя методом «прогрессивной мышечной релаксации» является тренинг на расслабление по Якобсону (Bernstein u. Borkovec 1975). Это развернутая, хорошо структурированная программа, выполняя которую, человек систематически напрягает все до единого участки тела, а затем снова расслабляет мышцы. Действие основано на разнице между двумя этими состояниями мускулатуры. После усиления напряжения расслабление ощущается намного отчетливее. Наступает глубокое мышечное расслабление, которое можно измерить объективно, а субъективно оно воспринимается как хорошее физическое самочувствие. В ходе научных исследований было доказано, что благодаря таким упражнениям сразу (а при длительной тренировке со стабильным эффектом) изменяются различные функции тела. Понижается частота пульса и кровяное давление, замедляется частота дыхания, уменьшается проводимость кожи.
В поведенческой терапии эта техника расслабления применяется при так называемой систематической десенсибилизации, т. е. конфронтации с пугающими образами, содержаниями или объектами. В качестве основной идеи выступает знание о том, что страх и расслабление представляют собой несовместимые раздражители. Если клиент расслаблен, он не может испытывать страх. Если он способен, используя освоенные техники, даже в напряженных или тяжелых ситуациях приводить себя в расслабленное состояние, он может сдерживать и контролировать свои чувства.
Если клиент говорит о своем физическом напряжении или если для меня оно явно стоит на переднем плане, то наряду с наблюдением задыханием и его изменением я провожу небольшие фрагменты тренинга на расслабление. Клиент приобретает первый опыт их моментального расслабляющего действия, что скорее мотивирует его в дальнейшем использовать эту технику и самостоятельно. Он получает модель, которая объясняет технику, и достаточно инструкций, чтобы продолжить упражняться дома.
Сам тренинг можно выстраивать не один час, а основные его принципы можно сообщить за несколько минут. Упражнение подразумевает напряжение всех мышц тела. Для введения я беру кисти и руки или ту группу мышц, которая у клиента особенно напряжена. Например, если он постоянно поднимает плечи и это движение превратилось в настолько стабильную модель, что даже после неоднократных призывов их опустить он то и дело спонтанно возвращается к этой позе, я спрашиваю: «Что произойдет, если вы сейчас вдохнете и еще сильнее напряжете плечи? Сохраняйте напряжение, если хотите, продолжайте дышать, а когда будет достаточно, выдохните и отпустите». Тем временем я тоже напрягаю плечи, затем громко выдыхаю. Далее следует короткая фаза, в течение которой клиент наблюдает за собой: «Как вы сейчас воспринимаете свое тело? Что изменилось? Что осталось по-прежнему?» Чтобы поддержать расслабление и создать модель повторного снятия напряжения, я говорю: «А теперь, выдыхая, каждый раз понемногу отпускайте».
Если это маленькое упражнение дало хороший эффект, я показываю, как применять его для всего тела. Я проделываю его вместе с клиентом, давая соответствующие указания: «Сделайте глубокий выдох, — небольшая пауза, — теперь на вдохе сожмите кулаки, напрягите руки, плечи, спину, живот, таз, ноги. Уприте ноги в пол. Напрягите шею, затылок, лицо, рот, лоб, глаза. Если хотите, продолжайте дышать, но сохраняйте напряжение, пока для вас это хорошо». Эта фаза продолжается где-то 10—20 секунд. Если я замечаю у клиента легкий импульс или если я сама ощутила достаточно напряжения, то в заключение я шумно выдыхаю: «Теперь, делая глубокий выдох, снова отпустите». Я еще на какое-то время оставляю глаза полуприкрытыми, чтобы клиент тоже мог еще немного побыть наедине с собой: «Теперь, продолжая дышать, понаблюдайте за тем, как вы сейчас воспринимаете себя физически».
И в заключение: «Выдыхая, каждый раз немного отпускайте». При необходимости я сопровождаю еще несколько вдохов и выдохов клиента, на каждом выдохе повторяя: «...и физически немного поддайтесь» или «...сделайтесь еще немного тяжелее». Клиент может еще больше поддержать процесс отпускания и расслабления, если при каждом выдохе будет произносить в душе «да» .
Это упражнение клиент тоже может целиком или частично выполнять между сессиями как домашнее задание. Если какая-то группа мышц вызывает болезненные ощущения, я предлагаю ему проделать упражнение именно в этом месте и повторять его всякий раз, когда оно может быть ему полезно.
Расслабление сказывается на всем теле, даже если напрягается и расслабляется только одна его часть. Например, клиент может сжимать в кулак и снова расслаблять кисть одной руки, что приводит к расслаблению всей руки и даже больше. Эти упражнения клиент может делать всегда и везде: в метро, за письменным столом, за разговором. Я демонстрирую ему, как я, продолжая совершенно нормально с ним разговаривать, сидя напрягаю и снова расслабляю ноги, таз и живот, и со стороны это абсолютно незаметно.
Восприятие тела и расстановка
Восприятие тела дает нам точные указания на качество динамик и отношений клиента. Если у клиента пока нет большого опыта терапии и он не знаком с техникой расстановки, имеет смысл вводить его в этот метод работы постепенно. Если клиент робкий и тревожный, то непонятные интервенции, внезапные физические симптомы или бурная эмоциональная реакция могут вселить в него неуверенность.
Поэтому я делаю небольшое введение и начинаю с упражнений на одну простую динамику: «Сейчас я предложу вам несколько упражнений, а вы понаблюдайте, как вы будете себя при этом чувствовать». Если клиент согласен, я говорю: «В своем внутреннем образе встаньте напротив своего отца и посмотрите на него». Или кладу на пол друг напротив друга два листа бумаги и прошу клиента встать на «свое место». Через пару секунд, когда клиент входит в образ, я спрашиваю: «Как вы себя тут чувствуете? Это правильная дистанция?» Важно, чтобы клиент нашел такое место, где он сможет воспринимать и выносить возникающий в ответ на образы физический резонанс. Если близость вызывает слишком сильные и неприятные физические симптомы, можно спросить: «Что, если вы немного отойдете?» или: «На сколько шагов вам нужно отойти, чтобы расстояние было правильным?» или: «Какая вам нужна дистанция, чтобы хорошо себя чувствовать и в то же время видеть отца?»
Если терапевт уже в начале постепенно проводит свои интервенции, то у него есть время понаблюдать, какую специфическую реакцию демонстрирует клиент. Это позволяет выбрать правильный темп и масштаб интервенций, сразу же остановить чрезмерную реакцию и дать клиенту почувствовать, что он в надежных руках.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Прист С. Теории сознания.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Полюбить свое тело»
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Притча «Лучший клиент»
  • Притча «Полезный и бесполезный»
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Закономерности психических систем
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Чувства или разум»
  • Рамиль Гарифуллин. Любовь: психологические основы
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Папуш М.П. Эрик Берн
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Вера Грачева. Управление мыслями и эмоциями через тело. Работа с дыханием
  • Притча «Старания клиентов»
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Иерархия Духа, Души и Тела
  • Розин В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Ржевская Ксения. Внутренний ребенок - второе дыхание для семейной пары
  • Притча «В парикмахерской»
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Приворот белой магии
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь