Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?

Категория: Статьи » Психоанализ | Просмотров: 1458

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Вопрос участника видео-конференции: "Есть ли у Вас какое-то ноу-хау, то, что работает со всеми клиентами?"

Да есть! И это отношение терапевт-клиент. Исцеляет не что иное, как отношения. Я писал об этом в книге "Экзистенциалиная психотерапия". Приведу здесь выдержки из неё.

Помню две максимы психотерапии, которые я узнал в самом начале своего обучения. Первая из них "Цель психотерапии – подвести пациента к той точке, где он может сделать свободный выбор". Вторая "исцеляют отношения" – это тот самый важный урок, который психотерапевт должен усвоить. В психотерапии нет более самоочевидной истины; каждый терапевт в ходе клинической практики вновь и вновь убеждается в том, что для пациента целительна сама по себе встреча, причем независимо от теоретической ориентации терапевта.

Если есть хоть что-то, доказанное психотерапевтическим исследованием, так это тот факт, что позитивные отношения между пациентом и терапевтом позитивно связаны с результатом терапии. Эффективный терапевт реагирует на своих пациентов в искренней манере; он устанавливает отношения, которые пациент ощущает как безопасные и принимающие; он проявляет лишенную налета собственничества теплоту и высокую степень эмпатии; наконец, он способен "быть с" пациентом и "схватывать смысл" пациента.

Я как-то уже сравнивал психотерапию с процессом, который наблюдал на курсах кулинарии: по-видимому, критически важные отличия как в армянских блюдах из баклажанов, так и в психотерапии, обусловлены "вбрасываниями", добавками "вне протокола". Эти добавки наиболее часто относятся именно к сфере отношений терапевт-пациент. Эффективная психотерапия отличается тем, что терапевт часто контактирует с пациентом человечным и глубоко личностным образом. Нередко этот контакт является решающим моментом в терапии, однако он не укладывается в официальную идеологическую доктрину, не описывается в психиатрической литературе (обычно из стыда или боязни цензуры), ему не учат студентов (и потому, что он не охвачен формальной теорией, и потому, что такое обучение могло бы способствовать "эксцессам").

Прекрасную иллюстрацию важности подлинной встречи терапевта и пациента мы находим в книге, которая называется "Решающие эпизоды в психотерапии" (1959), где описан ряд эпизодов, рассматриваемых терапевтами как поворотные пункты в терапии. В значительном большинстве этих решающих эпизодов терапевт выходит из своей профессиональной роли и контактирует с пациентом глубоко человечным образом. Вот несколько примеров:

В этот момент Том [пациент] посмотрел мне в глаза и очень ясно и медленно сказал: "Если вы меня бросите, у меня не останется надежды". В это мгновение меня захлестнули сложные и сильные эмоции, состоящие из печали, ненависти, жалости и чувства некомпетентности. Эта фраза Тома стала для меня "решающим эпизодом". В это мгновение я был к нему ближе, чем к кому-либо на свете.
Терапевт принял пациента в связи с острым состоянием днем в субботу, и хотя терапевт был голоден и устал, он продолжал сессию несколько часов. 3. Терапевт принимал пациентку, у которой во время курса терапии развились симптомы, вызвавшие подозрение на рак. Пока она ожидала результатов лабораторных анализов (которые оказались отрицательными), он обнимал ее, как ребенка; она рыдала и находилась в кратковременном психотическом состоянии, вызванном страхом.
Мужчина-терапевт работал с пациенткой, молодой женщиной, у которой развился такой мощный позитивный эротизированный перенос на него, что терапевтическая работа была бы невозможной, если бы он не раскрыл ей некоторые стороны своей личной жизни, что позволило пациентке отделить в своем восприятии терапевта реалистические моменты от искажений.
На протяжении нескольких сессий пациент оскорблял терапевта, нападая на него лично и ставя под сомнение его профессиональную компетентность. Наконец терапевт взорвался: "Я начал колотить по столу кулаком и закричал: "Черт возьми, послушайте, почему бы вам просто не прекратить словесный понос, перестав нападать на меня, и не перейти наконец к делу – попытаться понять себя. Какие бы недостатки у меня ни были, а у меня их хватает, они не имеют отношения к вашим проблемам. Я тоже человек, и сегодня был плохой день..."
Пациентка была оставлена в заброшенном доме на обрыве, куда можно было добраться только по шаткому деревянному мостику. В этой крайней ситуации она позвонила своему терапевту, который подъехал к дому, прошел по мостику, успокоил ее и отвез домой.
Другие решающие эпизоды похожи на эти: суть каждого состоит во встрече двух людей и в отходе от искусственного или идеологически предписанного "обращения" с пациентом.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Роут Ш. Пол и личность терапевта: все ли терапевты одинаковы?
  • Дикова Н.Л. О сеттинге работы с пограничным пациентом
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень 2.
  • Коростелева И.С. Особенности взаимоотношений с психосоматическим пациентом в рамках психоаналитической психотерапии
  • Бек А. Методы работы с суицидальным пациентом
  • Шустов Д.И. Терапия разрешением: Берн и Христос
  • Чепмен А. Специальные техники в проблемно-ориентированной психотерапии
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Мак-Вильямс Н. Клиническое применение результатов оценки идентификаций
  • Рубцова А.А. Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического контакта
  • Оклендер В. Гештальт-терапия ребенка, переживающего утрату
  • Вайнер И. Психотерапевтический контракт
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Шаверен Дж. Психотерапия умирающего пациента
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Исцеление; Healing; Heilung
  • Голдсмит Г.Н. Конфиденциальность и психоаналитическое отношение
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Барская В.О. Семья в условиях внешней катастрофы
  • Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Притча «Такое у меня правило»
  • Янг-Айзендрат П. Консультирования семейных пар
  • Вайсс Джозеф - Как работает психотерапия. Процесс и техника
  • Драбкина Т.С. От реконструкции к деконструкции и обратно
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Догерти У.Дж. Плохая супружеская терапия: как этого избежать
  • Психотерапия: инструкция по применению
  • Франкл В. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГОТЕРАПИИ
  • Психоанализ семейных пар
  • Хуизенга Д.Н. Инцест как травма: психоаналитический случай
  • Притча «Король и конские яблоки»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психодрама на двоих - Автор неизвестен
  • Харитонова Елена Павловна. Эссе — Харитонова Елена Павловна
  • Редактор. Сочинение к 8 марта на тему - Мама
  • Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии.
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Роут Ш. Диагноз психотерапевта и диагноз психиатра
  • Фонда П. Некоторые размышления о двух сессиях в неделю
  • Как опрашивать (интервьюировать) взрослого? Схема интервью с взрослыми в индивидуальной психологии Альфреда Адлера.
  • Силлс Шарлотта. Трансактный анализ
  • Трансфер; перенос; transference
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • Энрайт Джон. Позиция слушателя терапевта.
  • Автономов Д.А. Негативная терапевтическая реакция как практическая проблема при работе с патологическими азартными игроками. Диагностика и стратегии преодоления.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь