Франке У. Когда я закрываю глаза, я вижу тебя (Системная терапия и консультирование).

Категория: Психотерапия и консультирование, Системный подход в психологии | Просмотров: 14475

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Как раз в случае депрессии и бессильного отказа мы часто обнаруживаем, что клиент постоянно переживал ситуации и связанные с ними чувства, когда он не находил ответа в своем движении навстречу. Прежде всего в раннем детстве такой опыт означает для человека, что никакими своими действиями он не может ничего добиться от своего визави. Он словно бы чувствует, что из-за своей беспомощности он в конечном итоге обречен на смерть. Когда на терапии клиент приближается к первичным чувствам, которые стоят за вторичными стратегиями преодоления, он часто описывает чувство страха или страха перед жизнью в общем, глубокого, невыразимого ужаса, паники, страха смерти , экзистенциальной угрозы, а также ощущение (причем обычно под этим подразумевается страх), что он может раствориться, исчезнуть, пропасть.
На практике мы наблюдаем модель прерванного движения любви, когда у клиента в раннем детстве был прерван контакт с жизненно важным для него человеком: если отец или мать по причине болезни, путешествия или войны были недоступны для ребенка или если ребенок был, например, изолирован в больнице или на несколько недель отправлен в санаторий.
Когда клиенты рассказывают о ранних продолжительных разлуках, они часто добавляют, что, по словам родителей, они были потом очень послушны. В нашем понимании это означает, что ребенок смирился с безнадежностью ситуации. Он подчинился структурирующему окружающему миру и сам больше не предпринимает попыток как-то на него повлиять.
Часто такое прерывание происходит, когда мать или отец клиента сами в душе привязаны к кому-то или чему-то в своей собственной системе или биографии. Например, если мать рано потеряла свою мать или отец был солдатом на войне, то можно предположить, что они были эмоционально недоступны для своего ребенка.
Похоже, что любое тяжелое переживание, которое вызывает травматизацию, тоже приводит к тому, что «душа замыкается» (Hunter Beaumont). Это может произойти при тяжелых родах, когда жизнь ребенка или матери была под угрозой, при серьезном, связанном с угрозой для жизни несчастном случае или если человек стал свидетелем смертельной опасности или смерти другого. Весь организм, психически и физически, словно бы застывает в этом переживании и сам уже не находит дороги назад, в нормальное состояние.
Пример
Г-жа Глосс (32 года) пришла на терапию в состоянии глубокой депрессии. Она испытывала постоянную внутреннюю тревогу, чувствовала себя не способной двинуться ни вперед, ни назад и была в полном отчаянии, так как была не в состоянии взять свою жизнь в свои руки и строить ее по собственному усмотре-
52
нию. С детства ее постоянно посещали видения, которые уводили ее от реальности. В них она видела, как она самыми разными путями гибнет, что ее очень пугало. Во время анамнестической беседы она рассказала, что, когда ей было пять лет, на ее глазах упал с дерева ее двоюродный брат. Она тогда подумала, что он умер. В ту ночь он явился ей во сне и потребовал отдать ему ее любимые туфли, а она, испытывая панический ужас, ему отказала. Лишь потом она узнала, что брат тогда практически не пострадал. С этого момента начались ее похожие на транс состояния, яркие, страшные сны наяву и состояния тревоги. Ни одна из многочисленных психологических и медикаментозных попыток лечения ей не помогла. Описывая эту сцену, она едва дышала, дрожала всем телом и плакала. Я предложила ей представить напротив себя брата и посмотреть ему в глаза. У нее это не получилось, брат на нее не смотрел. Ее охватило отчаяние, она разрыдалась. Я высказала предположение, что в тот момент какая-то часть ее самой осталась там с ним. Она беззвучно кивнула и постепенно успокоилась. И что ей, чтобы завершить этот эпизод, следует совершить некий ритуал, «что-то, что соответствовало бы значению ситуации». Она согласно кивнула. Мы вместе задумались о том, что она могла бы сделать. Поскольку она была воспитана в католической традиции, Она решила поставить за брата в церкви большую свечу. Затем я попросила ее встать напротив кузена, которого символизировал лист бумаги на полу. Она молча перед ним поклонилась. Что бы ни подействовало в этом ритуале, но через несколько недель, когда она пришла на следующую сессию, преследовавшие ее внутренние образы и состояния тревоги полностью исчезли, депрессивная симптоматика пошла на убыль, и позже, пройдя курс поведенческой терапии, ей удалось с ней справиться (ср. Питер Левин в своей книге об «Исцелении травм» (Levine u. Frederick 1998) описывает аналогичные процессы переработки и изменения).
Как в терапевтическом процессе распознать вторичные чувства?
Как первичные чувства соответствуют движению навстречу, так вторичные чувства связаны с движением прочь. В терапевтическом процессе их легко распознать по определенным качествам. По своей силе вторичные чувства обычно не соответствуют ситуации, даже если по своему качеству они верны. Как и все стратегии преодоления, они служат для защиты, отграничения и снятия напряжения. Поскольку источником вторичных чувств и сопутствующих им физических состояний является не нынешняя ситуация, а внутренние образы и прежний опыт, для клиента характерна тенденция выпадать из контакта с терапевтом и закрывать глаза. Он не может одновременно находиться и в прошлом, и в настоящем. Поэтому терапевт может легко прервать поток вторичных чувств, если вернет клиента в настоящее, призвав его смотреть ему в глаза.
Вторичные чувства являются хроническими, у них нет конкретного начала и определенного конца, они не проходят той дуги напряжения, которую проходят первичные чувства. Они постоянны и на следующих сессиях возникают снова и снова. Будучи визави клиента, то есть даже в терапевтической ситуации, мы сами реагируем при помощи вторичных моделей и отгораживаемся от клиента. Мы воспринимаем выражаемые им чувства как фальшь и испытываем нетерпение, агрессию, скуку; у нас появляется недоверие, иногда даже возмущение, но отнюдь не сочувствие.
Вторичные чувства и движения отвлекают от переживания первичных, адекватных ситуации чувств. Они ослабляют, так как не связаны ни с какой личной целью. Клиент, так сказать, растрачивает свое время и свою энергию на симптоматику, которая не способствует его движению вперед. Обычно хорошо это чувствуя, клиент сердится или расстраивается, будучи не в состоянии точно описать, с чем это связано.
Поскольку в сегодняшней жизни клиента вторичная симптоматика не имеет никакого смысла, но мы исходим из того, что сами по себе эти чувства и восприятия верны, мы отправляемся на поиски подходящего контекста. Эта модель может сопровождать клиента всю жизнь: в похожих ситуациях и благодаря воспоминаниям старые чувства пробуждаются снова. Например, когда клиент рассказывает об истории своих отношений с отцом или матерью, он испытывает ровно те же чувства и физические симптомы, что и тогда, хотя с момента некоторых событий прошел уже не один десяток лет.
Если у клиента сложные отношения с кем-то из родителей, можно предположить, что эта модель будет проявляться и в его нынешних отношениях. И наоборот: если клиент приходит на терапию с проблемами в отношениях, мы будем исследовать усвоенные им структуры отношений, прежде всего отношений с отцом и матерью.
Реактивируемая клиентом симптоматика представляет собой комплексную картину его состояния в прошлом. На этой основе мы можем судить об обстоятельствах и, в первую очередь, о времени травматизации, о потребностях, которые были у клиента тогда, и о возможностях решения, которые нужны ему сейчас, в настоящем, для хорошего завершения травматической, оставшейся в далеком прошлом ситуации.
Поскольку вторичные чувства и модель внутреннего движения прочь берут начало в старых запечатлениях и обусловливаниях и поскольку они связаны со старыми травмами и переживаниями, обычно они устойчивы к терапии, которая не добирается до вызвавшей их ситуации, не добивается там изменений и не приводит клиента, приобретшего альтернативный взгляд и восприятие, обратно в настоящее. Изживание или отреагирова-ние вторичных чувств дает лишь кратковременное облегчение, но в длительной перспективе ничего не меняет. В конце концов, симптом напоминает о неразрешенной ситуации, о событии, которое, согласно внутренней правде клиента, закончилось неправильно. Если мы спросим себя, как история должна была развиваться дальше и как она должна развиваться сейчас, мы получим представление о том, что сейчас нужно клиенту, чтобы он смог оставить прошлое в покое.
В процессе терапии мы часто находим соответствие между проявлениями вторичных чувств, движений и моделей действия и уровнем физического и психического развития ребенка на тот момент, когда произошло запечатление или травматизация. Если в раннем детстве клиент оказывался в ситуациях, связанных для него с очень сильным напряжением, то в то время его возможности реакции были ограничены его телесностью. Теперь, когда
перед нами сидит взрослый человек, мы наблюдаем соматизации, хроническое мышечное напряжение, которое часто невозможно точно локализовать, поскольку оно затрагивает все тело, состояния общего беспокойства и специфические модели дыхания. Иногда во время сессии клиент реагирует на тяжелые темы или ситуации, с которыми он не может справиться на когнитивном уровне, своего рода «рефлексом мнимой смерти». Или симптомы очень неопределенны. У клиента есть лишь некое подозрение, физическое ощущение или стойкий дискомфорт, но точнее описать, о чем идет речь, он не может. Все это указывает на то, что способ преодоления выработался в том возрасте, когда клиент был еще не способен переработать его на когнитивном уровне.
С возрастом и с растущей структуризацией «я» вторичные чувства и стратегии преодоления начинают проявляться в другом качестве. Теперь, если позволяет внутренняя стабильность, ребенок будет меньше впадать в состояние депрессии и беспомощности и будет больше проявлять себя вовне: через агрессию, упрямство или гнев. Злость как будоражащее чувство, которое оживляет тело, позволяет ребенку в трудных ситуациях избегать ощущения беспомощности. Вместо этого он может воспринимать свое тело и при помощи чувственных впечатлений отвлекаться от внутренних страданий. Эти симптомы помогают ребенку, так сказать, «скоротать время» до того момента, пока не спадет физическое напряжение.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Прист С. Теории сознания.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Полюбить свое тело»
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Притча «Лучший клиент»
  • Притча «Полезный и бесполезный»
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Закономерности психических систем
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Чувства или разум»
  • Рамиль Гарифуллин. Любовь: психологические основы
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Папуш М.П. Эрик Берн
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Вера Грачева. Управление мыслями и эмоциями через тело. Работа с дыханием
  • Притча «Старания клиентов»
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Иерархия Духа, Души и Тела
  • Розин В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Ржевская Ксения. Внутренний ребенок - второе дыхание для семейной пары
  • Притча «В парикмахерской»
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Приворот белой магии
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь