Франке У. Когда я закрываю глаза, я вижу тебя (Системная терапия и консультирование).

Категория: Психотерапия и консультирование, Системный подход в психологии | Просмотров: 14526

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Она непременно хотела сделать расстановку, чтобы найти возможность жить в большем ладу с собой и окружающим миром. Стыдясь других людей, она настаивала на расстановке в рамках индивидуальной сессии. Я долго колебалась. Наконец настал момент, когда я, несмотря на внутренний трепет, согласилась. Расстановка в воображении казалась мне слишком неконтролируемой. Я дала ей несколько листов бумаги, и с их помощью она расставила отца, мать и двух сестер. Она была очень взволнована, но сдерживалась.
Когда она взяла в руки лист для брата, ее сотрясли рыдания. У меня на душе скребли кошки, но мне хотелось дать ей возможность сделать расстановку, потому что она столько от нее ждала. В то время у меня было не так много опыта работы с клиентами и расстановками. И вот она, растерянная, стоит и плачет. Взглянув на часы, я спросила ее, где правильное место для ее брата. Она не отреагировала. Я предложила за нее поискать место для брата, она отдала мне лист и села. Когда я в образе поставила его рядом с ней, она с криком кинулась к двери. Я ее удержала, отвернула от происходящего и взяла за руки. Мы договорились остановить на этом расстановку, и вскоре она успокоилась.
Я чувствовала себя виноватой, у меня было такое ощущение, что, с одной стороны, я слишком далеко зашла, а с другой — не довела расстановку до хорошего для клиентки конца. Несмотря на это, в следующий раз г-жа Порцана пришла на терапию очень довольная. Она была счастлива, что после столь долгих колебаний она все-таки преодолела свой страх и решилась открыто посмотреть на ситуацию в семье. Я была рада ее внутренней стабильности и способности таким образом перерабатывать происходящее.

Контрперенос как указание
Отслеживая возникающий контрперенос, терапевт может делать выводы о происходящих у клиента процессах. Находясь в резонансе с клиентом, он способен ощущать не только его физическую реакцию, но и внутреннее состояние. Так что, если у вас появляются чувства, которые вам не знакомы или кажутся вам чудовищными и внушают страх, возможно, вы находитесь в состоянии контрпереноса.
Поскольку главное — это осознание клиента и происходящий у него процесс, а не только решение само по себе, никакой спешки и необходимости срочно действовать нет. Даже если вы не расцениваете свои восприятия как контрперенос, дайте себе время, прервите текущий терапевтический процесс и поговорите с клиентом о том, что вы чувствуете. Проверьте, насколько ваши реакции имеют смысл в жизни клиента или в его семейной системе.
Экскурс: контрперенос
Надежным сенсором для динамик, внутренних процессов и физического состояния клиента является феномен так называемого контрпереноса, подробно описанный Зигмундом Фрейдом и множеством аналитиков. Это понятие подразумевает точное восприятие импульсов и внутренних движений клиента, которые терапевт может наблюдать на основании собственных комплементарных реакций. При этом терапевт вступает в реинсце-нировку прошлых драм клиента.
Во-первых, он может точно воспринимать в себе те чувства, которые испытывает или должен бы, но не испытывает клиент, поскольку он для них закрылся. Во-вторых, терапевт может воспринимать в себе реакции, которые в рано запечатленных структурах проявляли по отношению к клиенту важные для него люди и которые теперь снова возникают в коммуникации между клиентом и другим лицом, в данном случае терапевтом. В-третьих, терапевт может эмпатически воспринимать в себе чувства и настроение клиента (см. Фрейд, 1910). Во всех трех случаях для терапевта этот процесс означает, что в контакте с клиентом его состояние претерпевает сильные изменения, причем эта модель может повторяться.
У терапевта может сложиться впечатление, что что-то не так, однако описать это точнее он не может. Или он испытывает внутреннее беспокойство, раздражение или опасение, что эта тема, этот клиент или процесс ему не по плечу, хотя в других ситуациях, с другими клиентами он обычно чувствует себя спокойно.
Хорошим подспорьем для терапевта является большой собственный опыт работы с контрпереносом, натренированность в восприятии и оценке получаемой таким образом информации. Это подразумевает хорошее знание собственного «нормального» состояния, знание собственных структур, моделей, потребностей, слабостей и слепых пятен. Кроме того, здесь необходимо хорошее знание собственной реактивности на уровне контрпереноса, а также знание о том, как на это состояние можно повлиять и как его можно изменить.
Примеры
Представьте себе, что до сих пор у вас был хороший день и вот к вам приходит новый клиент. Он рассказывает вам о своих симптомах, об истории своей семьи, и ваше настроение становится все хуже. Вы делаетесь подавленным, угнетенным, что вам совсем не свойственно. У вас возникает желание открыть окно, хотя вы только что проветривали. У вас странное ощущение, что вы не в своей тарелке. Что происходит? Заговорите об этом с клиентом: «Я не знаю, как вы себя чувствуете, но во мне сейчас происходят странные вещи», и опишите ему свои восприятия. «Вам знакомо нечто подобное? Я не уверена, к кому из нас это относится: ко мне или я воспринимаю что-то ваше». Возможно, он ответит, что ему знакомо это угнетенное состояние.
Несколько лет назад у меня был поразительный случай. Однажды ночью я проснулась с сильным сердцебиением, причин которого я не понимала. К утру оно утихло, но потом снова усилилось. Я решила, что выпила слишком много кофе, но это не объясняло по-настоящему масштаба моей внутренней тревоги. На вторую половину дня у меня была назначена первая встреча с одной клиенткой. Она страдала сильными навязчивыми состояниями и была очень нервной. Она рассказала мне, что не спала всю ночь, обливаясь, потом вышла из дома и находиться в моем кабинете ей тоже очень трудно. Когда я расспросила ее о других симптомах, она описала учащенное сердцебиение и сильную внутреннюю тревогу. Как только я поняла, что возникшие у меня симптомы относились к ней, они сразу исчезли.
Оставаться конкретным
Если вы испытываете беспокойство, предположительно, вы воспринимаете что-то из контекста или поля. Это возбуждение — как указание на опасность. Чтобы разобраться и успокоиться, лучше всего начать делать расстановку ^предметами, то есть листами бумаги или фигурками. Здесь клиенту нужно устанавливать конкретный контакт с определенными местами, и физически он должен действовать сам, что поддерживает связь с реальностью и дает больше контроля и уверенности и ему, и вам. Если в структуре или динамиках обнаружится что-то особенное, вы скорее сможете это заметить. Расстановка в воображении здесь скорее не подходит, поскольку при этой форме работы мы можем делать выводы, опираясь только на высказывания клиента и его физическую реакцию.
Не торопитесь и внимательно наблюдайте за физической реакцией клиента, чтобы уловить изменения, которые могут означать ухудшение и вынуждать клиента прибегать к масштабным стратегиям преодоления. Если вы сопровождаете клиента таким образом, если вы говорите с ним об этом и отрабатываете с ним простые модели, которые пусть немного, но сразу помогают, то его мотивация сохраняется. Клиенты испытывают благодарность, если их не толкают (снова) в драму, а медленно и настойчиво подводят к новому пониманию.
Для начала выбирайте простые, четко очерченные отношения, а не многоплановые и запутанные динамики и переплетения и предлагайте клиенту в процессе расстановки надежные модели, маленькие шаги, хорошую телесную работу и ясное структурирование. Вы можете обратиться к уже известным упражнениям, например небольшим упражнениям на осознанное дыхание, которое вы с начала сессии постоянно вплетали в работу.
Или поэкспериментируйте, поставив напротив клиента человека, которого вы расцениваете как ресурс, и просто меняйте дистанцию. При сближении интенсивность чувства и физическая активность возрастает, а при увеличении дистанции клиент сможет ощутить успокоение и большую расслабленность.
Или попробуйте несколько раз повторить одно маленькое упражнение на одну и ту же тему, каждый раз инициируя одно четко различимое небольшое изменение, и требуйте при этом внимательного наблюдения и точных описаний. Полезно потренировать фрагменты с небольшими базовыми структурами в простых ситуациях, чтобы позже этот опыт можно было перенести на сложные комплексные ситуации.
Физическая реакция
Иногда во время сессии у клиента возникает сильная физическая или психическая реакция. На физическом уровне это может быть дрожь, судороги, внезапная сильная слабость, затрудненность дыхания, боли, тошнота, обморочное состояние и тому подобное. Психические симптомы могут проявляться в таких сильных внутренних движениях, как смятение, желание убежать, страх или паника. Или клиент может жаловаться на то, что его тянет прочь, что он вообще больше не в состоянии думать и воспринимать или что он чувствует себя окаменевшим.
Если симптомы выходят за пределы того, что вы, как терапевт, способны выдержать и с чем вы можете справиться, лучше всего сделать глубокий выдох и прервать процесс в этой точке. Затем вы можете поговорить с клиентом о появлении и интенсивности симптоматики в этой особой ситуации или после вашей последней интервенции, которой она, предположительно, была вызвана. Обычно клиент знает свою модель. Полезно сообща исследовать, как эти симптомы можно понять — как модель в жизни клиента или его семейном контексте. Возможно, он сообщит вам информацию, которая поможет продвинуться дальше в поисках разрешающего образа: об исходной ситуации, которая вызвала такую реакцию, о других членах семьи, имеющих аналогичные симптомы, или о значении этих симптомов в рамках того, что происходило или происходит в семье. Возможно, ему даже вспомнятся связанные с симптомом события, о которых он давно уже забыл.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Притча «Чтобы клиент вернулся»
  • Роут Ш. Пол и личность терапевта: все ли терапевты одинаковы?
  • Притча «В парикмахерской»
  • Притча «Лучший клиент»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Олег Точеный. Телефонный маркетинг. Продажи по телефону. - Из цикла "Психология продаж"
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Притча «Всегда ли прав клиент?»
  • Желнова М. Психоаналитический взгляд на практику в Онкологическом Центре
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Танарбергенова Ксения Капановна. Безопасность детей дома и на улице.
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Рубцова А.А. Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического контакта
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень 2.
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Притча «О вопросах»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Не я виноват, а мои родственники.
  • Притча «Про парикмахера»
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Прист С. Теории сознания.
  • Притча «Получасовая лекция»
  • Притча «Язык любви»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Притча «Шесть, живущих в одном»
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Притча «Любовный недуг»
  • Коммуникативная дистанция между психотерапевтом и клиентом, опыт работы в Онкоцентре
  • Притча «Шесть воплощений»
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Таро – искусство задавать вопросы



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь