Техника психологического консультирования в системном подходе.

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 2076

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


1. Трансформация статичных характеристик в поведение.
Индивидуальные, статичные характеристики, выведены из повторяющихся моделей поведения. Их необходимо снова вернуть на уровень поведения, задавая приблизительно такие вопросы:
Как должен вести себя муж, чтобы его считали «тюфяком»?
Как ведет себя жена, когда ее состояние характеризуется как «депрессивное»?

2. Учет контекста в котором проявляются психологические характеристики и поведение.
Оценить значение психологических характеристик и эффективности поведения, возможно только в контексте конкретной ситуации.
Вопросы:
Как, конкретно, проявляет себя проблемное поведение?
Какие ситуации актуализируют проблемное поведение, и насколько интенсивно оно себя проявляет?
Какие люди при этом присутствуют и как они реагируют?
Что предшествует проблемной ситуации?
Какова последовательность действий в проблемной ситуации?

3. Демонстрация относительности позиций жертв и виновников.
Исходя из того, что каждый участник проблемной ситуации является действующим субъектом, соответственно есть доля его участия в проблеме.
Например, на консультации мать с сыном.
Вопрос сыну:
«Если бы желали того, поведения вашей матери, на которое сейчас жалуетесь, каким образом вы могли бы этого добиться?»
Ответ сына:
«Мне пришлось бы …».
Вопрос к матери:
«Если бы вы хотели добиться от сына, чтобы он сделал …, как бы вам необходимо было сделать?» и тому подобное.

4. Рассмотрение проблемы во временной перспективе.
Вопросы, связанные с изменениями которые были в прошлом, и возможны в будущем. Что предполагает, что преобразования возможны в принципе.
Когда вы почувствовали, что ситуация стала проблемной?
Сколько, по-вашему, это может продлиться?

5. Прояснение ценностей: семейных и индивидуальных.
Вопросы, связанные с согласием или не согласием в отношении базовых ценностей семьи, и культурной среды, к которой семья принадлежит.
Кто стремится к автономии, а кто, прежде всего, думает о благе семьи, и какие у них мотивы?
В случае конфликта ценностей, кто какую позицию выбрал бы?
Какие ценности являются доминирующими в той или иной семье?

6. Семейные мифы, истории, концепции.
Семейные истории формируют общие интерпретационные схемы свойственные семье, позволяющие объяснить, что для семьи в целом, а также для отдельных ее членов значит поведение участников конфликтной ситуации.
Какие истории и мифы, о прошлом, настоящем, будущем рассказываются в семье?
Каким образом принято объяснять происходящее в историях?
Являются ли представления, основываясь на которых объясняется происходящее в истории общепринятым для всех членов семьи или нет?
Какие мнения о способах достижения цели существуют в семье?

Особые вопросы:
Вопросы о внутрисистемных коалициях и подсистемах.
Между какими членами семьи на данный момент существуют коалиции и насколько они стабильны, и предсказуемы?
Что, кто, и с кем делает?
По каким критериям можно определить, что коалиция изменилась.
Каковы правила игры существуют в тех или иных отношениях?
Чьи цели, мнения и тому подобное, совпадает, а чьи – нет?

Вопросы кому-то одному, о взаимоотношениях двух других.
Как, с точки зрения, к примеру, матери, выглядит взаимоотношения отца и сына?
Что, кто, когда делает?

Выстраивание иерархии, по какому-либо критерию между членами семьи.
Составление как бы хит-парада или шкалирование (оценка, чего-либо в баллах).
Например, если выстроить иерархию в относительно..., кто был бы на первым, вторым, ... последним?

Взаимосвязь внутрисемейных изменений и изменений вне семьи.
Какие изменения на работе, в школе, во взаимоотношениях с друзьями и знакомыми, возрастные, биологические изменения, кого-либо из членов семьи можно связать с изменениями в семейных отношениях?

Желание сохранить без изменений что-то, что непосредственно связано с проблемой.
Что не должно меняться, ни при каких обстоятельствах?
Что в ситуации, которая сложилась на данный момент хорошего?

Вопросы, связанные с предположениями и мысленными экспериментами.
Предположения, мысленные эксперименты, дают возможность проиграть возможные альтернативные варианты развития событий, будь то в прошлом или в будущем.
Любой вопрос, имеет некоторое суггестивное воздействие, делает определенное допущение. В этом смысле интервью, одновременно, имеет и свойства интервенции.

Эдуард Макаренко



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень 2.
  • Малахова Надежда Викторовна. Конспект НОД в старшей группе. Тема 'Я и моя семья'
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Юлия Устинова. Онкологический больной в семье (Ю. Устинова)
  • Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности
  • Игорь Герасимов. Профессиональная импровизация в контексте эффективного поведения
  • Малахова Надежда Викторовна. Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе 'В гостях у истории'
  • Наделяева Галина. Конспект ООД: «Семья и семейные ценности»
  • Шатова Марина. Дидактическая игра 'Герб моей семьи'
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 2-е
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Светлана Анатольевна Грищенко. Консультация для родителей «История моей семьи»
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Сатир Вирджини. Почему семейная терапия
  • Редактор. Детский рисунок семьи
  • Арасланова Анна Викторовна. О формировании семейных ценностей в процессе ООД по английскому языку
  • Браун Дж. Структурная семейная психотерапия
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Упражнение, помогающее выделить поведение, которое наиболее нуждается в исправлении, что ведет к изменениям в поведении в целом.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Гарифуллина Миляуша Магдануровна и Кувшинова Альбина Альфредовна. Конспект НОД по развитию речи в средней группе №12 Тема: «Мамочка любимая моя» (посвящено Дню Матери)
  • Маданес Клу. Стратегическая семейная терапия.
  • Редактор. Детские праздники в семье
  • Баева Татьяна Анатольевна. Конспект итоговой образовательной деятельности на тему «Я и моя семья» в средней группе
  • Кодола Лариса. Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос для родителей - Роль семьи в формировании у детей интереса к людям разных профессий
  • Михайлова Ольга Владимировна. Конспект НОД детей в 1 младшей группе «Моя семья»
  • Иксанова Антонина Алексеевна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе: «Моя семья. Древо моей семьи».
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Юлия Канищева. Консультация для педагогов 'Взаимосвязь семьи и детского сада'
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Чему мы учим своих детей?
  • Чванова Маргарита Викторовна. Занятие по познавательному развитию «Моя семья» в подготовительной группе
  • Эмпирические исследования взаимодействия стиля семейного воспитания и эмоционально-личностных особенностей старших дошкольников
  • Моргунова Валентина Владимировна. Сценарий родительского собрания во 2 младшей группе по теме: «Семейные традиции».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь