Бэйдер Э. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар

В данной статье мы рассмотрим вопрос о том, как устанавливается контакт на первых сессиях в терапии пар. Большинство магистерских курсов учат тому, как важно проявлять безусловно положительное отношение к нашим клиентам. Этому обучают как важнейшему способу установления хорошего контакта. Тогда как такой подход может хорошо работать с индивидуальными клиентами, в терапии пар, которая представляет собой более сложную ситуацию треугольника, все не так просто.

На первых сессиях пары часто демонстрируют нам множество своих деструктивных или дисфункциональных способов поведения. Нам, определенно, не нужно проявлять безусловно положительное отношение к этим видам поведения или соглашаться с ними. Также партнеры внимательно наблюдают за нами, пытаясь понять, в чем мы соглашаемся с другим партнером. Если мы слишком принимающие, они могут уйти, решив, что мы недостаточно сильны, чтобы иметь с ними дело. (И они могут быть правы!)

Вот несколько найденных нами способов установления позитивного контакта.

1. Начинайте с вопроса, ориентированного на чувства

Мы часто начинаем первую сессию, спрашивая: «Какие чувства вы испытываете в отношении того, что вы находитесь здесь, пусть мы даже ничего еще не сделали?» Это часто дает вам немедленную обратную связь касательно степени мотивации к изменениям у каждого из партнеров. С партнером, выражающим облегчение или оптимистичный настрой в отношении терапии, установить раппорт вам часто будет легче. Рассчитывайте на него как на человека, который, вероятно, первым сделает усилие к совершению изменения. Партнер, который говорит: « Я не хотел приходить – я пришел только потому, что этого хотел мой супруг» или «Я не верю в терапию», будет испытывать вас и сделает установление контакта более трудным. Это не тот человек, от которого вы можете ожидать, что он первым попытается улучшить взаимодействие.

2. Осознайте, что терапия пары создает большее напряжение, чем индивидуальная терапия

Одним из исходных общих обязательных положений будет следующее: «Пары часто испытывают некоторое напряжение в связи с началом терапии, потому что исходные цели кажутся несовместимыми. В индивидуальной терапии  фокус изменений определяет клиент, но в терапии пар вопрос о том, на чем сосредоточиться, часто вызывает борьбу. Это свойственно  большинству  пар, и это является частью процесса научения более тесному сотрудничеству и лучшей коммуникации.

3. Уделите достаточно времени тому, чтобы выслушать рассказ каждого из партнеров

Именно поэтому мы рекомендуем двухчасовую первую сессию. Попытайтесь выявить цели партнеров, их надежды, мечты и желания. Помогите им создать представление о том, каких отношений они хотят и кем они хотят быть (каждый по отдельности) в своих отношениях. Это создает равновесие между проблемами, о которых они заявляют, и помогает вам в диагностике. Иногда одному или обоим партнерам бывает чрезвычайно трудно описать, какими они хотели бы видеть свои отношения. Не имея каких-либо ясных устремлений, они просто будут двигаться в обратном направлении под давлением напряжения или стресса, потому что у них нет ничего, что толкало бы их вперед. Это прекрасный подход, посредством разбирательства позволяющий прояснить и понять фрустрации каждого из партнеров.

4. Работайте над когнитивным пониманием проблемы

Партнеры будут останавливаться, чтобы удостовериться, что вы действительно понимаете, что они говорят и насколько это важно. Чем больше вы задаете полезных и проницательных вопросов, тем больше вы даете понять, что вы серьезно размышляете о том, что они говорят. Когда вы зададите вскрывающий вопрос, который позволит им достичь нового инсайта, они испытают некоторое облегчение  и, расслабившись, перейдут на более глубокий уровень контакта с вами. Для них может быть утешительным узнать, что их напряженная борьба – довольно распространенное явление.

5. Работайте над аффективным пониманием проблемы

Большинство людей чувствуют себя понятыми, когда вы даете им знать, что вы понимаете их дилемму и на когнитивном, и на эмоциональном уровне. Если вы уверены, что вы действительно понимаете чувства одного партнера, дайте паре обратную связь касательно чувств. Если вы попадаете в цель с вашей обратной связью, партнеры подают вам невербальные сигналы, такие как кивки головой, легкая улыбка и т.д., чтобы сообщить вам, что вы на правильном пути. Давая обратную связь, описывайте это так, как будто есть некоторая их часть, у которой существует проблема. По существу, вы сообщаете, что проблема есть только у этой части, и им становится легче услышать, что вы говорите. Таким образом, уже менее вероятно, что вам будут отвечать: «Да, но...». Например: «Какая-то ваша часть чувствует себя в западне. Эта ваша часть не надеется хоть сколько то справиться с этими негативными паттернами сама».

Сообщение о том, что есть «только» часть, которая испытывает такие чувства, подразумевает, что вы видите и другие их части, и что их пара не представляет собой целиком и полностью безнадежный случай.

6. Эмпатически оживляйте их чувства

Чем больше красок вы можете эмпатически добавить аффекту с позиции каждого партнера, тем глубже будет уровень вашего контакта. Расширяя далее вышеприведенную формулировку, вы можете добавить: «Какая-то ваша часть чувствует себя в западне. Вы не надеетесь хоть сколько-то справиться с этими негативными паттернами самостоятельно. Эта ваша часть приближается к отчаянию. Похоже, вы испробовали все, и, что бы вы ни говорили и ни делали, ничего не меняется, и вы вне себя от разочарования».

Идя еще дальше, вы можете добавить: «Похоже, что иногда вы пытаетесь выбраться из западни, обращаясь к Чарли со словами: «нам нужно поговорить». Он смотрит поверх вас стеклянными глазами или отстраняется, и ваш страх растет. Вы говорите себе: «Мне придется вечно жить в бесплодном, пустом браке или мне придется развестись. Оба варианта кажутся невыносимо мучительными».

В то время, когда вы эмпатически раскрашиваете чувства, вы полностью погружены во взгляд на мир, как его видит этот партнер. На этой стадии у нас нет никаких угрызений, что мы принимаем чью-то сторону. Чем сильнее вы можете коммуницировать, что вы действительно понимаете затруднительность их положения, тем более терпимыми они будут позже, когда вы будете конфронтировать и подвергать сомнению лелеемые ими предположения и их любимые защитные реакции.

7. Устанавливайте контакт с партнером Б. посредством того, что вы говорите партнеру А.

Этот подход хорошо использовать, когда один супруг немотивирован. Для примера давайте скажем, что жена фрустрирована, а муж не очень мотивирован на терапию. Возможно, жена первой начала разговор. Она долго рассказывала вам о том, как он отстраняется и становится пассивно-агрессивным. После того, как вы установили контакт с ней, вы можете спросить: «Когда вы чувствуете отчаяние, каким может быть ваш неэффективный отклик?» Таким образом, вы выявляете, какая ее часть преследует партнера.  Теперь вы ясно показываете, какие ее действия вызывают антагонизм у ее партнера. Вы можете сделать это прежде, чем говорить с  партнером  (особенно если он не хочет там находиться). Вы знаете, что ничто из до сих пор сказанного ею или вами не усилит его мотивацию к изменению.

Вот один из способов установить хорошую связь с мужем, разговаривая с его женой: «Когда поведение мужа вас фрустрирует, как вы начинаете его доставать?» Или вы можете предположить, что он испытывает некоторую фрустрацию. «Когда вы взрываетесь, ему иногда должно казаться, что вы сами не соображаете, что говорите. Он, возможно, не знает, как одиноко вы себя чувствовали».  Когда вы эмпатично и сочувственно строите предположения касательно другого партнера, вы даете ему знать, что вы не считаете, заодно с его женой, что он плох.

В этом последнем варианте вы бы описали некоторые повторяющиеся паттерны, дали каждому партнеру понять, что у вас есть представление о его личном страдании, и косвенно сообщили, что вы знаете, что делаете.




Просмотров: 1001
Категория: Психоанализ, Психология




Другие новости по теме:

  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Валента М. Что такое драматерапия
  • Холлис Дж. Что такое «преодолеть» и «пережить»
  • Варданян А. Когда одной консультации может быть достаточно
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Ягнюк К.В. Как мы становимся другими или необходимые шаги в процессе изменения своего поведения
  • Сигел Д.П. Идентификация как фокусная точка в терапии пар
  • Беренстейн И. Связь как условие установления отношений между различающимися личностями
  • Пухова Т.И. «Когда муж не хочет работать» - размышляя о случае из практики
  • Соболева И.А. Откровенно говоря, или подводная часть айсберга (рефлексивный опыт)
  • Рубцова А.А. Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического контакта
  • Психоанализ семейных пар
  • Ливингстон М.С. Побудь с этим еще немного: поддерживающая эмпатия, уязвимость и близость в терапии пар
  • Бэйдер Э. Начальная стадия терапии пар: четко описывайте клиентам ваши ожидания
  • Коростелева И.С. Психосоматическое измерение: процесс сна как нормативный психосоматический феномен и его изменение в ходе развития психики
  • Прерывания контакта, прегнантность и механизмы self-динамики. Погодин И.А. Классическая концепция цикла контакта в методологии гештальт-терапии
  • Худоян С.С. Терапия лишением смысла или когнитивно-логотерапевтический подход к преодолению игровой зависимости
  • Райл Э. Фокус в краткосрочной интерпретативной психотерапии: дилеммы, ловушки и препятствия как проблемы-мишени
  • Догерти У.Дж. Плохая супружеская терапия: как этого избежать
  • Райш К. От объектных отношений к теории отношений: надежда в терапии пар
  • Бэйдер Э. Семь шагов, которые нужно предпринять, если вы хотите заставить вашего супруга измениться
  • Хименес Х.П. Эволюция реакции на перерывы в психоаналитическом процессе как индикатор изменений
  • Немировская М.А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения
  • Бэйдер Э. Ступени на пути к близости: позитивный взгляд на проблемы в отношениях пары
  • Гусарова О.И. Один консультант – две профессии: больше возможностей для эффективной помощи клиентам
  • Чесноков Р.А. Фантазии об исцелении или «Почему же психологи все-таки не дают советов?»
  • Митряшкина Н.В. "Эта нелегкая штука - жизнь…" или о психологической помощи детям
  • Зуева Н.А. Игра как пространство для развития в детской психоаналитической психотерапии
  • Малколм Р. Р. «Как будто»: феномен незнания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь