Франке У. Когда я закрываю глаза, я вижу тебя (Системная терапия и консультирование).

Категория: Психотерапия и консультирование, Системный подход в психологии | Просмотров: 14488

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Если клиент занял определенную позицию по отношению к первому персонажу, если он твердо стоит на ногах и хорошо дышит, можно расширить расстановку, включив в нее следующий: «Что произойдет, если вы поставите рядом с отцом мать?» И снова особое внимание уделяется физическим изменениям, которые воспринимает клиент. Меняя образ, терапевт может каждый раз спрашивать клиента об одних и тех же физических параметрах, которые клиент способен ясно воспринимать и различать: «Как вы дышите? Как бьется ваше сердце? Каково ваше физическое напряжение?» Если клиент стоит напротив (воображаемого) человека, терапевт может сослаться на физическую организацию в положении стоя.
Чтобы клиент мог как следует воспринимать то, как он стоит на полу, и чтобы он в принципе обрел большую устойчивость, в начале сессии я прошу его снять обувь. На высоких каблуках или в тесной обуви поза и напряжение в теле меняются. Поэтому иногда, работая в группе, я прошу участников расстановки тоже снимать обувь, чтобы дать им возможность принять более расслабленную позу и тем самым поддержать связанное с этим более объемное восприятие.
Небольшое упражнение на телесное восприятие
Когда клиент кладет руку себе на сердце, в большинстве случаев он воспринимает этот жест как помощь и защиту. Во-первых, он помогает почувствовать себя самого, а именно свое тело в движении дыхания, во-вторых, фокус внимания переносится с психических содержаний на восприятие тела. В-третьих, у шаманов этот жест считается позой исцеления и раскрытия.
Если по ходу процесса у клиентов происходят явные физические изменения: если они глубоко выдыхают, заметно расслабляют мышцы или становится заметен импульс к движению, то для терапевта это знак того, что одна фаза или «дуга напряжения» пройдена. Здесь можно проводить новую интервенцию.
ЧТО ПОМОГАЕТ?
Когда клиент обращается к терапевту, это происходит потому, что сам он со своими проблемами не справляется. Если симптом появился впервые, он теряется и не знает, что делать. Если его давно мучают одни и те же проблемы, то, скорее всего, он уже испробовал множество способов решения, но ни один из них не дал стабильного желательного эффекта. Нередко он смиряется и еще раз пытается что-то изменить, только если некие внешние события приводят к дальнейшему ухудшению симптоматики и усилению мучений.
На терапии главной задачей будет дать клиенту возможность почувствовать свою самодейственность, т. е. на собственном опыте убедиться в том, что своими действиями он способен добиваться изменений в нужном ему направлении.
С одной стороны, это поможет ему снова перейти от бессильной пассивности, т. е. от хронического отступления, к движению навстречу. С другой стороны, благодаря этому положительному опыту клиент может стать независимым от внешних условий и людей, поскольку ему уже необязательно иметь «правильное» окружение, чтобы обрести силы. Он становится автономным и все больше организует свое пространство так, чтобы оно все больше служило ему ресурсом.
Терапевтическая сессия представляет собой комплексный процесс, где расстановка—лишь часть целой совокупности интервенций. Симптомы и проблемы затрагивают клиента на всех уровнях: интеллектуальном, когнитивном, эмоциональном и физическом, они влияют на его действия и настроение. Эти уровни тесно связаны между собой и влияют друг на друга, о чем не в последнюю очередь говорит системная теория (см., например, Madelung 1996).
Изменения вызывает не только сама расстановка. Мы можем использовать все время общения с клиентом для того, чтобы подстегнуть его мотивацию и интерес к развитию его собственного внутреннего процесса, помочь ему приобрести новый опыт и выстроить новые модели. С самого начала, уже во время анамнестической беседы, еще до собственно расстановки, нам предоставляется множество возможностей, чтобы предложить клиенту решения на всех этих уровнях.
Выбранный нами язык, постановка вопросов, формулировка высказываний и, как общая основа, наша позиция — все это оказывает влияние на импульсы, которые мы даем клиенту.
Его познание, мышление, понимание и хотение претерпевают когнитивное переструктурирование, как этот процесс называется в поведенческой терапии. Глубокое эмоциональное переживание тяжелых ситуаций из прошлого и их переоценка при помощи других, наполняющих перспектив, приводит к изменению восприятия. Эти процессы постоянно сопровождаются изменением физических состояний. Углубить и закрепить их можно при помощи ежедневного практического тренинга.
Объяснения
Человеческая психика устроена так, что неизвестного мы боимся, а необъяснимого избегаем. Объяснения помогают нам избавиться от страха. Благодаря объяснению и толкованию изменяется восприятие ситуации, а вместе с тем и состояние тела, которое находится в резонансе с теми выводами, которые мы делаем. Если у терапевта есть хорошие объяснения, то клиент доволен, поскольку его собственных объяснений недостаточно, чтобы найти смысл в том, что с ним происходит.
Клиенту полезно иметь базовые психологические знания. На семинарах и в индивидуальной терапии я делаю небольшое введение, чтобы объяснить основы моей работы, сделать мой способ действий и интервенции прозрачными и понятными. Эти объяснения уменьшают напряжение клиента, повышают его интерес и усиливают мотивацию, поскольку он может перенести их на свою жизнь. С одной стороны, я описываю психологическую модель развития как основу для нашего совместного исследовательского путешествия в его прошлое (см. стр. 46). При этом у клиента часто
возникает настолько явный физический и психический резонанс, что становятся очевидны его центральные проблемные динамики. Он чувствует себя увиденным и понятым, что составляет хорошую основу для терапевтических отношений.
С другой стороны, я даю ему краткое введение в системный подход, рассказываю о модели морфического поля и системных правилах отношений по Берту Хеллингеру, о «порядках любви» (1994). Эти объяснения обращены к опыту клиента, он соглашается, находит параллели в собственной жизни и получает надежду на разрешение своих проблем. Небольшие упражнения на дыхание и телесное восприятие с их моментальным действием укрепляют доверие клиента. Не менее полезна мысль о том, что мешающий клиенту симптом или ослабляющее его чувство было перенято у другого человека и, таким образом, самому клиенту не принадлежит, а только через него проявляется. Ее можно быстро объяснить при помощи маленьких эффективных экспериментов.
Предложения
Часто клиенту бывает полезно получить теоретическую модель, услышать какие-то примеры и опыт, на который опирается в своих действиях терапевт. Тогда ему легче принять предстоящие интервенции. Однако объяснения и интервенции — всегда не более чем предложения, на которые клиент может согласиться, а может и не согласиться. Если клиент склонен к сопротивлению и протесту, если его мысли и желания или сознательное и бессознательное устремлены в разных направлениях, то терапевт может установить контакт с обеими тенденциями, сделав какое-то предложение и сразу забрав его обратно: «Мы могли бы сейчас сделать следующее, правда, не знаю, подойдет ли вам это, насколько это вообще рассматривается». Клиент отреагирует на это в совокупности и таким образом сообщит нам степень своей готовности.
Когда мы описываем образы, соответствующие тому, к чему стремится клиент, какая-то часть его души сразу же входит в этот разрешающий образ. Даже если той части, которая обычно включает в себя его сознательность, намерения и хотение, еще нужно время, и она пока медлит. Как нам известно, образы не поддаются отрицанию, поэтому так полезен этот — однозначно ориентированный на решение — способ действий. Мы словно сажаем зерно, которое под ближайшим дождем прорастет. Мы даем клиенту образ, например: «У меня в голове крутится такой образ...» или: «Я вижу, как отец держит вас на руках. Правда, я не знаю, насколько это хороший образ для вас». Если принять за основную структуру модель первичных и вторичных движений, то, разумеется, это хорошие образы, и какая-то часть клиента по ним тоскует. Просто зачастую в данный момент он еще не способен увидеть, воспринять или даже вообще почувствовать эту свою потребность или это желание.
Неопределенность
В гипнотерапии каждую интервенцию предваряет слово «возможно», которое оставляет клиенту свободу в своих неосознанных структурах принимать и дополнять то, что подходит ему в данный момент. Зачастую мы не можем точно назвать и описать словами тонкие, деликатные процессы или образы, не прервав своим утверждением происходящий у клиента процесс. Такая вероятность особенно велика, если мы сами точно не знаем, что происходит или что могло бы помочь. Оставаясь неопределенными, мы сохраняем достаточную дистанцию, чтобы внутреннее движение клиента могло развиваться и проясняться без помех.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Чайклин Ш. Подход Чейс в танцевальной терапии
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Холл В. Психодрама в индивидуальной терапии с детьми
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Притча «Следуй за Мной»
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Притча «От Меня это было»
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Стюарт Вильям. Работа с образами и символами в психологическом консультировании.
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Притча «О небесном»
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта.
  • Шерман Роберт, Фредман Норман. Структурированные техники семейной терапии.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Константин Бурсаков. БДСМ как избавление от чувства вины
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Монтень Мишель. ОПЫТЫ
  • Притча «Мы такие»
  • Ростова Н.В. Нам не дано предугадать…
  • Шарфф Д.С., Шарфф Д.Э. Интеграция индивидуального подхода с супружеской, семейной, групповой и сексуальной терапией
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Фролова Н. М. Из опыта работы с картами Симболон.
  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Солмс М. Нейробиологические основания психоаналитической теории и терапии
  • Перлз Фриц. Гештальт-Подход. Свидетель Терапии.
  • Борчиков Сергей. Мой Бог. Опыт трансимманентной философии (Петергоф - Озёрск, лето 1988 г.).
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Бенгози П. Психоаналитическая парная и семейная терапия: объединение, разъединение/неединение и переобъединение связей
  • Стивен Айзенстат. Дримтендинг. Метод исцеления сновидениями
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Бебик М.А. Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Игра «Разотождествление».
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Дан М. Вариации в технике когнитивно-аналитической терапии серьезно нарушенной пациентки
  • Колесов Евгений. Врата в мир карт Ленорман
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Симон Б. Фритц, Рех-Симон Кристель - Циркулярное интервью. Системная терапия на примерах: Учебник
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Мани-Кёрл Р. Цель психоанализа
  • Минухин С., Фишман Ч. М. Техники семейной терапии.
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь