Франке У. Когда я закрываю глаза, я вижу тебя (Системная терапия и консультирование).

Категория: Психотерапия и консультирование, Системный подход в психологии | Просмотров: 14471

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Если клиент находится в кризисной ситуации, то для него будет желательно постоянное терапевтическое сопровождение, которое поможет ему пройти этот сложный период, и более короткие интервалы между сессиями. В этом случае рекомендуется встречаться один-два раза в неделю или хотя бы раз в две недели, пока клиент не освоит первые стратегии решения, которые позволят ему даже за рамками терапевтических встреч по-новому обходиться со своими проблемами. В начале терапии тоже полезно провести несколько сессий, чтобы дать клиенту достаточно знаний о системной точке зрения, с которыми он — для лучшего понимания и большей пользы — сможет соотнести полученный в расстановке опыт. Если благодаря расстановке и другим терапевтическим интервенциям укрепляющие внутренние образы, в конце концов, заменили прежние проблемные образы, то перерывы между встречами могут составлять, как в краткосрочной терапии, четыре, шесть и более недель.
Дальнейшие расстановки
Так же как вопрос о частоте встреч или интервалах между ними, решение сделать следующую расстановку тоже сугубо индивидуально. До тех пор, пока образы в душе живы и продолжают действовать, бессмысленно накладывать на них новые, которые перекроют действие первых или даже будут им противодействовать. Чтобы принять решение, вы можете спросить себя и клиента, к чему это приведет, если вы сделаете сейчас еще одну расстановку.
Если у клиента есть конкретный вопрос или если он прошел уже не один курс терапии и у него за плечами большой опыт самопознания, то чаще всего ему нужна не длительная терапия, а несколько бесед. В этом случае, чтобы найти решение, ему может быть достаточно одной расстановки, будь то в группе или на индивидуальной сессии. Но иногда спустя несколько месяцев клиенты приходят снова, чтобы при помощи расстановки рассмотреть следующий аспект, который вышел теперь на передний план, или разведать следующий шаг по уже прорабатывавшейся теме.
Иногда после расстановки следующая тема всплывает очень быстро, как будто один слой оказался снят и только тогда смог обнаружиться новый. Может быть, клиент сделал расстановку, касавшуюся динамик по материнской линии, чтобы через пару недель заняться вопросами, связанными с семьей отца.
Если в истории семьи и в жизни клиента много тяжелых событий и мало ресурсов, иногда несколько расстановок через продолжительные интервалы времени служат тому, что позволит ему постепенно подойти к своим рано запечатленным моделям и глубоко скрытым динамикам.
Могут пройти годы тяжелой борьбы и исканий, прежде чем клиент будет готов встретиться с главной для него темой. В процессе терапии он постепенно выстраивает для себя систему знаний, опыта и внутренней стабильности, в которой он достаточно уверенно себя чувствует, чтобы раскрыться на более глубоких уровнях. Обычно эти области связаны с такими телесными восприятиями и чувствами, которые ощущаются как угроза для жизни и которых он по этой причине всю жизнь избегал.
Иногда клиенту необходим ряд маленьких шагов без большого количества эмоций, чтобы достаточно уверенно почувствовать себя с терапевтом или чтобы проверить терапевта на надежность. Поэтому не имеет смысла идти в расстановке дальше, чем позволяет терапевтическое поручение клиента, даже если для терапевта очевидно, что за этим стоят другие динамики, которые оказывают влияние на его состояние.
ТЕХНИКИ РАССТАНОВКИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Существует несколько различных техник проведения расстановок в индивидуальной работе. Многие коллеги используют их на фоне своей базовой терапевтической подготовки и делают особый упор на элементы гештальттерапии, телесной или поведенческой терапии.
Клиент может визуализировать расстановку, то есть проДе~ лать ее — со всеми встречами и ритуалами — в воображении, перед своим внутренним взором. В расстановках с фигурками, куклами или деревянными чурками, которые олицетворяют членов семьи, клиент и терапевт имеют возможность вместе со стороны посмотреть на системные констелляции. В расстановках с шаблонами, кусками фетра или листами бумаги клиент или терапевт встают на обозначенные таким образом места, чтобы через восприятие собственного физического состояния и его изменении при помощи интервенций получить больше информации о существующих в семейной системе динамиках. В работе с так называемым каталептическим пальцем (см. Sparrer 2001; Sparrer u. Varga von Kibed 2000) клиент по очереди прикладывает палеи к олицетворяющим его семью маленьким фигурам или монеткам и соединяет полученный опыт со своим внутренним образом-
Все эти разные методы работы позволяют пройти через очень интенсивный опыт и что-то осознать, они прекрасно подхоДят для проверки гипотез, моделирования решений и сообщения клиенту действенных разрешающих образов. Лучший метод,яа~ верное, тот, с которым вы чувствуете себя комфортнее и увереннее всего. В процессе расстановки можно без перехода менять одни вспомогательные средства на другие. Эти интервеННии можно приспосабливать к тем или иным условиям терапевтической ситуации, и клиент может переходить от чистого воображения к напольным якорям и физическим действиям. Так, к фигурам можно подставить реальных людей, установить с ними физический контакт и, например, взять клиента за плечи или поддержать его со спины. Или, стоя в своей системе, выложенной на полу при помощи якорей, клиент может в воображении вводить в расстановку других персонажей.
Расстановка с напольными якорями: листами бумаги, шаблонами, кусками фетра
В расстановке с напольными якорями клиент кладет листы бумаги на те места в пространстве, куда, работая в группе, он поставил бы заместителей. После анамнестической беседы терапевт выбрал тех членов системы, которые, на его взгляд, имеют значение для проблемы и ее решения. Он дает клиенту несколько листов бумаги и инструктирует его практически так же, как в группе: «Это лист для вашего отца, для вашей матери (...) и лист для вас. Найдите в этом помещении хорошее место для каждого из них. Начните с отца». Клиент раскладывает листы и садится, либо он сразу встает на то место в системе, которое выбрал для себя сам. Или терапевт на некотором расстоянии кладет для него на пол еще один лист бумаги и просит его встать там. Это дополнительное место служит клиенту своего рода метапозицией, которая позволяет ему установить, в том числе внутреннюю дистанцию, и таким образом усиливает его способность к так называемому «терапевтическому расщеплению», или witness state. Так называется состояние, в котором клиент осознанно наблюдает себя в своих доселе не осознававшихся действиях и чувствах. Он сам становится своим «внутренним свидетелем», который может видеть себя в своих контекстах со стороны и уже не чувствует себя заложником довлеющего, непонятного происходящего, что приносит ему большое облегчение.
Если терапевт собирается исследовать отдельную динамику или отдельные отношения, он может сам положить на пол, друг напротив друга, два листа бумаги: «Это лист для вашей мамы, а это для вас. Встаньте на свое место и сделайте глубокий выдох». Или, если клиент очень нерешителен, неуверен или никак не может определиться с выбором места, терапевт может сделать это за него: «Я могу выбрать место для вашей сестры».
С точки зрения телесной терапии позиция «стоя» сообщает клиенту такой образ тела, который соответствует более старшему возрасту, чем детская позиция «сидя» или «лежа». Когда клиент встает на свое собственное или на другое место, его внутренние образы и эмоции соединяются с бессознательным телесным опытом и чувственными впечатлениями от позы, наклона, напряжения и веса. Когда он стоит на ногах, на коленях, совершает поклон или устанавливает отношения с другими позициями в пространстве, его физическая организация закрепляет этот психический и эмоциональный опыт в поле воспоминаний тела.
Экскурс: морфическое поле
В процессе социализации мы учимся тому, что все, что происходит в нашем теле и нашей психике, следует приписывать нашему «я», поэтому ответственность за это несем мы сами. Мы усваиваем, что наши чувства, действия и мысли исходят из нас и в нас они имеют смысл. Однако системное мышление и опыт, приобретаемый нами в расстановках, говорят о том, что это верно лишь отчасти.
В этом смысле работа Берта Хеллингера произвела переворот в концепции индивида. В расстановке становятся видны существующие в семье или системе «невидимые связи». Заместители и клиенты физически чувствуют, как индивид вплетен в свой контекст и как присутствие и близость каждого влияет в системе на всех остальных. Если, например, дочь стоит в расстановке напротив отца, она испытывает поддающееся точному описанию физическое и психическое состояние, которое меняется, когда к ним подходит кто-то еще, например, мать или отец отца.
Мы можем себе представить, что наше тело, как резонатор, воспринимает информацию из окружающего нас мира, подобно тому, как музыкальный инструмент или сосуд резонирует с окружающими его звуками. С этой точки зрения, мы способны сочувствовать чувства и физическое состояние других людей, переживать и воспринимать эти качества другого человека в себе, причем, в первую очередь, в своем теле. В свою очередь, это означает, что чувства и физические состояния, которые мы испытываем, возможно, не всегда исходят из нас самих и, следовательно, не всегда являются нашими собственными, что в нас звучат «чужие» чувства и восприятия, которые мы считаем своими, поскольку ощущаем их в своем теле и своей душе.
Руперт Шелдрейк вернулся к старой идее всеобъемлющей целостности, развил ее и сделал центром своих исследований. Он описывает основные принципы морфического поля, которые отражают представления Таля о принципах мировой души и идеи Карла Густава Юнга о коллективном бессознательном. Любая структура, будь то организация, организм или система, живет в морфическом поле, которое действует как память, где сохраняется вся важная информация данной системы. Соответственно, отдельные элементы, как части целого, находятся в резонансе с этим целым. Каждая часть структуры, т. е. каждый член системы или каждый индивид в организации причастен знанию о целом и обо всех важных событиях. При этом память рассматривается не как функция или личное достижение нашего мозга, а как «поле памяти», которым мы, как радиоприемник радиоволнами, окружены постоянно.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Бретт Блюменталь. Практика медитации: путь к успеху
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Притча «Всегда ли прав клиент?»
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Притча «Язык любви»
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Рубцова А.А. Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического контакта
  • Прист С. Теории сознания.
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень 2.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологические подходы для развития сознания детей 'Я пишу себе письмо'
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Почему люди хронически лгут
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Притча «Лучший клиент»
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • УПРАЖНЕНИЕ "БУМАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК"
  • Екатерина Наркевич. Антистиль
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Притча «Разнообразие»
  • Притча «Чтобы клиент вернулся»
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Внутреннее и внешнее знание»
  • Закономерности психических систем
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Притча «Управляющий и управляемый»
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Оклендер В. Гештальт-терапия ребенка, переживающего утрату
  • Горностай П. П. Послания рода. Психодраматическая работа с семейной историей
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Папуш М. П. Забота о Внутреннем Ребенке: метод, техника и контекст



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь