Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24413

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

На приведенном ниже рисунке показано, как изменяется количество отказов от ответа по отдельным участкам анкеты, искусственно разбитой по пять вопросов.

Наибольшее количество
отказов
Рис. 2

Как видно из рис. 2, первые вопросы анкеты респондентам не очень понравились. Здесь имеется довольно большое количество отказов от отве-та. Затем интерес к анкете стал повышаться, и к 20 вопросу количество отказов от ответа постоянно снижается. К 25 вопросу оно немного стабилизировалось, потом внимание опрашиваемых резко упало, видимо, вопросы, расположенные между 25-30, им совсем не понравились. Затем интерес опрашиваемых опять немного повысился, но все-таки остался ниже, чем в вопросах 15-20. Далее до 35 вопроса он остается постоянным, и снова снижается на вопросах 35-40. Видимо, и эти вопросы оказались не интересными. На участке 40-45 внимание респондентов опять повысилось, затем на следующем участке оно снова понижается, но не намного. К концу анкеты активность респондентов снова возрастает, видимо, потому что анкета подошла к концу и вопросы, здесь расположенные, оказались легкими для восприятия и ответа.
Отчего же зависит такое неравномерное распределение интереса и внимания респондентов, почему на одни вопросы они отвечают охотно, а на другие не желают отвечать?
Во-первых, это может зависеть, как уже говорилось, от усталости ре-спондента. Если анкета очень сложна, то уже со второй ее трети респондент становится менее внимательным и на трудные вопросы особенно в середине и в конце анкеты просто не отвечает.
Во-вторых, причиной отказа от ответа может быть непонимание ча-стью респондентов вопросов какого-то блока. Возможно вопрос или блок вопросов оказались так плохо разработанными, что стали непонятными и неинтересными.
В-третьих, причиной отказов от ответа может служить степень инте-реса, проявляемого разными группами респондентов к различным вопросам. Одним респондентам интересны одни вопросы, другим - другие. Соответственно меняется количество отказов от ответа.
В-четвертых, количество отказов от ответа может зависеть от типа и формы вопроса. Если вопрос построен сложно, как, например, табличный, или комбинированный, то он не вызывает у большинства респондентов особого желания утруждать себя поисками ответа.
В-пятых, особенно много отказов имеют вопросы личного, интимно-го характера, требующие оценки, высказывания своего мнения и т.д. Тако-выми могут быть вопросы, касающиеся взаимоотношений в семье, оценки деятельности руководителя, различные мотивационные вопросы.
Анализ отказов от ответа в пилотажном исследовании в целом по ан-кете и по отдельным ее участкам и вопросам наглядно показывает недора-ботки в расположении вопросов в анкете, неправильную их тестировку, не-достатки технического оформления, а также слабости содержательного ха-рактера. Таким образом позволяет определить, какие просчеты имеются в анкете.
Анализ анкеты по количеству отказов от ответа опрашиваемых, ко-нечно, является только одним из методов пилотажной проверки методики, но он весьма плодотворен и оказывает существенную помощь при доработке методики исследования.
В результате пилотажного исследования можно выделить по крайней мере четыре способа проверки технически правильно подготовленной анке-ты. Подчеркнем "технически правильно". Проверка содержательности и до-стоверности информации является более сложным делом и требует другого аппарата и других методов проверки.
1. Еще раз повторим, что анкета считается правильно подготов-ленной, если она в целом имеет небольшое количество отказов от ответа. Кроме того, график распределения внимания и заинтересованности опрашиваемых должен иметь положительную направленность или хотя бы постоянную величину. Недопустимо, если отказов от ответа будет более 10%, если конечно, часть вопросов не требует ответа части респондентов.
2. Анкета должна иметь равное распределение ответов респон-дентов по альтернативам в порядке их убывания. Это означает, что ни одна альтернатива в плане технического построения вопроса не получила прио-ритета.
3. О том, что анкета технически правильно построена, свидетель-ствует и субъективное время, отмеченное респондентами. Оно должно быть равно реальному времени, затраченному на заполнение анкеты неко-торым количеством респондентов и зафиксированному объективными методами или меньше его. Для определения субъективного времени обычно в конце анкеты при пилотажном опросе задается вопрос: "Отметьте, пожалуйста, сколько (примерно) времени Вы заполняли анкету?" и предлагается временная шкала.
4. Конечно, этих методов проверки анкеты недостаточно, чтобы быть уверенным в получении достоверной информации. Как впрочем и тех-нически грамотно построенная анкета еще не является залогом получения истинной, точной и надежной информации. Но технически правильно по-строенная анкета может служить надежным основанием для получения точ-ной и достоверной информации. И, наоборот, при технически неправильно построенной методике исследования можно с уверенностью сказать, что надежной информации с ее помощью не получишь.
При пилотажном исследовании необходимо обязательно проверить анкету, хотя бы по тем пунктам, о которых говорилось выше, поскольку других методов проверки существует мало, все они достаточно трудоемки и занимают едва ли не больше времени, чем само исследование. Поэтому со-циологи не всегда стремятся проверять свою анкету. Предлагаемые методы довольны просты и надежны, их легко можно автоматизировать, т.е. переве-сти на ЭВМ, которая поможет при введении некоторого формального критерия вычислить индекс технически правильно построенной анкеты.
После проведения пилотажного исследования анкета вновь проверя-ется по тем же правилам, по которым разрабатывалась, но теперь уже с уче-том результатов пробного исследования, с учетом мнения респондентов. Надо сказать, что чаще всего пилотажный опрос существенно поправляет первоначальный вариант анкеты.
Обычно пилотажное исследование проводят один раз. На самом деле, как и любой другой инструментарий, он требует неоднократных проверок. Пилотажное исследование необходимо проводить не один раз, а столько сколько необходимо, чтобы быть до конца уверенным в том, что методика отработана полностью и каждый вопрос построен надежно.
После устранения недочетов и недоработок, выявленных в результате первого пилотажного исследования, требуется повторный пилотажный опрос, чтобы выяснить как работает скорректированная методика. Если инструментарий очень сложен и требует большой точности (например, при прогнозном исследовании), надо провести и третье пилотажное исследование. Только после тщательной практической отработки методики ее можно выпускать в свет и быть полностью уверенными, что будет получена достоверная и надежная информация. В естественных науках отработка инструментария исследования является обязательным этапом работы, тогда как в социологии сегодня все еще приходится доказывать и убеждать в ее необходимости.
Нелишне еще раз напомнить: сколько бы мы ни занимались рассуж-дениями, они остаются логическими конструкциями, которые не всегда бы-вают удачными. И только практика может указать наши ошибки. В процессе разработки анкеты такой практикой выступает пилотажный опрос. Поэтому игнорировать его, как, к сожалению, это часто делают начинающие социологи, нельзя.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Г.Н. Степанова. Физика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Почему люди хронически лгут
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Еськина Елена Геннадиевна. Использование интерактивных методов в формировании основ безопасности жизнедеятельности в работе с дошкольниками
  • Либидо; Libido
  • Финальный; Final
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Старовойтов В.В. Специфика гуманитарного познания и психоанализ
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Психология сверхбогатых: чем богачи отличаются от всех остальных
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Символ; Symbol
  • Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Упражнение, помогающее выделить поведение, которое наиболее нуждается в исправлении, что ведет к изменениям в поведении в целом.
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Месяц С.В. СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА – ПРАВДОПОДОБНЫЙ МИФ?
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Екатерина Сологубова. Затворничество или наедине со всеми. Одиночество и социофобия
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием как цель социоинжиниринга
  • Самость; Self; Selbst



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь