Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24406

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Вспомогательные фразы в анкете
Вспомогательные фразы играют в анкете большую роль, нередко ту же, что и вспомогательные вопросы. Преимущество первых заключается в том, что, используя их, мы снимаем монотонность, возникающую от самих вопросов. Как бы ни были разнообразны вопросы, но только отвечать на них надоедает.
Вспомогательные предложения выполняют различные функции в ан-кете. Они служат для переключения внимания респондента на новый блок вопросов: "А сейчас мы переходим к другим вопросам. Давайте поговорим немного о Ваших интересах в области кино". Без вспомогательных, вводных фраз переход может оказаться резким и непонятным. Иногда такие вводные предложения называются связующими.
Вспомогательные предложения используются и как разъединяющие, для нейтрализации влияния одного блока вопросов на другой или одного вопроса на другой. Как уже говорилось, для этого нередко применяются вспомогательные вопросы, но иногда бывает лучше использовать повество-вательное предложение:
"Мы с Вами закончили блок вопросов о Ваших интересах в области кино. А сейчас давайте поговорим о других проблемах. Возможно бывает так, что Вам не удается поехать отдыхать вместе с семьей: то не совпадает отпуск, то нет денег, то неожиданно возникают еще какие-нибудь трудности, когда наступает лето. И каж-дый раз приходится решать эти проблемы по-разному.
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ЧАСТО ОТДЫХАЕТЕ ВМЕСТЕ С СЕМЬЕЙ?"
Это предложение построено довольно длинно и пространно. Сделано это специально, чтобы респондент имел достаточно информации и времени включиться в новую тему.
Вспомогательные предложения используются и для снятия конвенциальных ограничений, влияния общепринятых норм или соображений престижа на ответ респондента. Отвечая на тот или иной вопрос, особенно личного характера, респондент может, ориентируясь на общественное мнение, отвечать не так, как он на самом деле думает и как на самом деле поступит в том или ином случае, а так, как это общепринято или из-за стремления выставить себя в лучшем свете.
Элизабет Ноэль приводит такой пример из анализа опроса на сред-ства мытья головы:
"Ответьте, пожалуйста, еще на несколько вопросов о Ваших привычках, связанных с мытьем волос. Многие говорят, что для волос и для кожи головы вредно слишком частое мытье. Не могли бы Вы мне сказать, когда Вы в последний раз мыли голову?"
Комментарий: пример того, как в вопросе устранить влияние конвенциаль-ных норм, как противодействовать ответам, на которые могли бы повлиять сообра-жения престижа" .
Снятие конвенциальных норм является очень важным моментом в разработке анкеты и формулировании вопросов, но, к сожалению, оно редко используется в социологической практике. Чаще всего (намного чаще, чем мы предполагаем) из-за престижных соображений респонденты отвечают не так, как думают, или поступают на самом деле. Поэтому, учитывая суждения людей, необходимо тщательно готовить формулировку каждого вопроса, где есть опасность такого влияния, и по возможности снимать его.
Фрагмент анкеты:
"Иногда случается так, что работа выполнена не качественно, допускает брак в работе. Этому бывают разные причины: не подготовлен фронт работы, за-держки с документацией, поломка машин и механизмов и пр. И часто это зависит не от самого рабочего, а от ряда объективных причин.
СКАЖИТЕ, А У ВАС БЫВАЕТ БРАК В РАБОТЕ?"
Отвечая на вопрос, допускает ли он брак в работе, респондент может при ответе слегка покривить душой из-за боязни, что его могут посчитать нерадивым, неквалифицированным работником, обвинить в нежелании и неумении трудиться. Вводная фраза, которая говорит о том, что существуют объективные причины некачественной работы, независящие от конкретного работника, снимает опасения на этот счет, и мы получаем большую вероятность добиться искреннего ответа.
Вводные предложения применяются и для усиления внимания, помо-гают вспомнить "давно прошедшие минуты и пролетевшие года", способ-ствуют работе воображения.
"Представьте себе, что у Вас появилась машина времени, которая легко может перенести Вас в прошлое. Какое историческое лицо Вы хотели бы увидеть и поговорить с ним?"
Эти предложения играют большую роль в повышении заинтересо-ванности респондента, его уверенности. В интервью для укрепления уверенности респондента в своих силах, заинтересованности, понимания необходимости и важности его работы используются высказывания интервьюера типа: "Это очень интересно", "Да, да, Вы правы" или "Вы очень хорошо сказали, что...", "Вы отлично себе представляете..." и т.д. Чаще всего этого бывает достаточно, чтобы респондент не сомневался в том, что его ответы нужны и интересны исследователю.
В заочной беседе, в анкете применяются свои приемы. Обычно для этого в анкету включаются вводные предложения типа: "Как Вы себе пре-красно представляете..." или "Вы наверняка хорошо помните", или "А сейчас нам было бы важно узнать..." и т.д. Этими и другими фразами мы как бы укрепляем уверенность респондента в том, что он все хорошо помнить, четко себе представляет, и что нам интересно его мнение и важны его отве-ты.
Сохранение внимания опрашиваемых всегда необходимо. Во-первых, респондент к середине анкеты начинает уставать, у него притупляется внимание, снижается желание работать над анкетой, отвечать на вопросы. Во-вторых, бывают моменты, особенно в заочной беседе, когда респондент начинает сомневаться в правильности своих ответов и их нужности. Такое состояние возникает, когда человек делает какую-нибудь новую работу и ему не с кем посоветоваться. Даже покупая галстук или костюм, мы стараемся узнать мнение хотя бы у продавца по поводу нашего выбора. Что же говорить о более сложных вещах!
Особенно незаменимы вводные предложения, когда необходимо раз-грузить вопрос или описать ситуацию.
Фрагмент анкеты:
"Современная молодежь стремится быть в курсе наиболее важных событий политической жизни страны. При этом используются различные источники инфор-мации: газеты, журналы, радио, телевидение и другие. Не все эти источники рав-ноценны для получения той или иной информации".
Далее идет серия вопросов по источникам информированности моло-дежи. Вот еще вопрос из анкеты для молодежи.
Фрагмент анкеты:
"Иногда высказывается мнение, что требования к нормам поведения в нашем обществе слишком мягкие, как это необходимо. Но есть и другое мнение, утверждают, что они у нас чересчур строги.
А КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ?"
Если представить всю информацию, заложенную в вводном предло-жении в виде вопроса, то он окажется длинным, тяжеловесным и будет с трудом восприниматься респондентом. Выделяя повествовательную часть, где объясняется суть вопроса, мы тем самым разгружаем сам вопрос, сделав его более простым и легким для понимания, а значит и для ответа. В этом варианте возможность получить достоверный ответ, без сомнения, доста-точно высока.
Вспомогательные предложения, как и вспомогательные вопросы, об-легчают анкету, делают ее более доступной для восприятия, создают благо-приятный фон для взаимопонимания респондента и исследователя.
В конце анкеты хорошо смотрится такое заключительное предложе-ние:
"Наша анкета закончена. Вы проделали большую работу. Ваши отве-ты очень помогли нам в научных исследованиях.
ЕЩЕ РАЗ БОЛЬШОЕ СПАСИБО".
Не правда ли, благодарность в такой форме более выразительна, чем короткое и сухое "спасибо за ответы". Не стесняйтесь лишний раз поблаго-дарить и похвалить респондента. Он ведь и в самом деле заслужил благо-дарность, проделав большую работу как участник социологического иссле-дования.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Г.Н. Степанова. Физика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Почему люди хронически лгут
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Еськина Елена Геннадиевна. Использование интерактивных методов в формировании основ безопасности жизнедеятельности в работе с дошкольниками
  • Либидо; Libido
  • Финальный; Final
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Старовойтов В.В. Специфика гуманитарного познания и психоанализ
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Психология сверхбогатых: чем богачи отличаются от всех остальных
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Символ; Symbol
  • Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Упражнение, помогающее выделить поведение, которое наиболее нуждается в исправлении, что ведет к изменениям в поведении в целом.
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Месяц С.В. СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА – ПРАВДОПОДОБНЫЙ МИФ?
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Екатерина Сологубова. Затворничество или наедине со всеми. Одиночество и социофобия
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием как цель социоинжиниринга
  • Самость; Self; Selbst



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь