Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24409

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

КАКОВ ХАРАКТЕР ВАШЕГО ТРУДА?
Автомати-зирован-ный труд Механизи-
Рованный
труд Ручной труд при машинах и механизмах Ручной труд не при машинах и механизмах Ручным труд по ремонту и наладке
01 02 03 04 05

Такое расположение вопроса и альтернатив снижает монотонность, разнообразит текст, но применять его желательно при построении неслож-ных вопросов, допустим при снятии некоторых демографических характе-ристик. В сложных вопросах (как в приведенном выше) текст, напечатанный очень скученно, плохо воспринимается и создает излишнее напряжение.
Чаще всего в анкетах вопрос располагается по всей ширине страни-цы, а альтернативы - ниже, под вопросом. Например:

( ) СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ХОРОШО ЛИ ВЫ СЕБЕ
ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ РАБОТУ НАД ДИССЕРТАЦИЕЙ?

Да, очень хорошо.............................................. ( )
Представляю, но только в общих чертах........ ( )
Пока не представляю......................................... ( )

Такое построение позволяет свободно расположить вопрос на стра-нице и в то же время создает легкость его восприятия.
Определенное значение имеют и интервалы между частями вопроса. Обычно между строчками в вопросе устанавливает 1,0-1,5 интервала. Если после вопроса идет пояснительная фраза, скажем, "В этом вопросе Вы мо-жете выбрать любое количество ответов", то она ставится через 2,0-2,5 ин-тервала.
Первая альтернатива располагается от вопроса или пояснительной фразы через 2,5-3,0 интервала. Расстояние между альтернативами составляет 1,5 интервала, между строчками в альтернативе - 1,0 интервал. Расстояние между последней альтернативой и следующим вопросом устанавливается в 2,5-3,0 интервала. Примерно так установлены интервалы в вышеприведен-ном вопросе.
Конечно, в зависимости от типа и формы вопроса социолог может применять различные интервалы, но предлагаемая форма расположения во-проса является наиболее приемлемой и наиболее распространенной.
Анкета чаще всего не набирается в типографии, а печатается на ма-шинке и ксерокопируется. Это дешевле, быстрее, но в этом случае графиче-ские возможности ограничены. Поэтому расположение вопросов на страни-це, интервалы между строками, вопросами и альтернативами играют боль-шую роль. Правда, с применением компьютера, графические возможности значительно расширяются.
Существуют различные способы расположения вопросов и альтерна-тив, макетирования анкеты. Все это определяется исследователем. Но сле-дует все же помнить, что главное в макетировании - это четкое визуальное разделение всех составных частей вопросов и альтернатив и анкеты в целом, с учетом их восприятия и понимания респондентом.
И, наконец, хочется отметить недопустимость разрыва альтернатив, т.е. переноса части ответов с одной страницы на другую. К сожалению, не-редко бывает, что в целях экономии места часть альтернатив оставляют на одной странице, а другую - переносят на следующую страницу анкеты. Это-го делать нельзя по той простой причине, что перенесенная половина аль-тернатив, как правило, в работе не участвует. Эксперименты показывают, что в этом случае большинство ответов респондентов сосредоточивается в первой части набора альтернатив. Читая вопрос и предлагаемые варианты ответов, респондент думает, что здесь дан весь набор альтернатив и выбира-ет свой ответ среди них. Переворачивая страницу и замечая другие варианты ответа, респондент, как правило, не возвращается к новому выбору, а сразу переходит к следующему вопросу. Если вопрос с набором альтернатив не помещается на оставшейся части страницы, то лучше оставить это место пустым и перенести весь вопрос на следующую страницу.

Глава 6. Пилотаж анкеты

Никогда не думайте, что Вы сделали все и
наилучшим образом
Когда анкета, по вашему мнению, готова, когда каждое слово и каж-дая фраза десятки раз обдуманы и выверены, возникает чувство, что сделано все и самым лучшим образом, что совершенство достигнуто и что лучше ничего сделать уже нельзя. Это опасное чувство часто приводит к излишней самоуверенности, не критичности, глухоте и даже раздражению, если ваша анкета вызывает замечания других специалистов.
Только после опроса, уже на этапе анализа первичной социологиче-ской информации, ответов респондентов появляется осознание того, как много недоработано, сделано неправильно. Так хочется изменить тот или иной вопрос, исправить фразу. И с болью в сердце, наконец, констатируешь, что анкета могла бы быть намного лучше. К сожалению, это понимание приходит слишком поздно.
Когда Вам кажется, что анкета готова, не торопитесь ее тиражиро-вать. Сто очков против одного, что вы что-нибудь упустили, чего-то не учли, какое-либо правило или требование к составлению вопроса или анкеты не выполнили. Возьмите свою последнюю анкету, внимательно просмотрите ее, проверьте, и вы увидите, что какие-то правила в ней не соблюдены, что-то выполнено не полностью.
Когда анкета, по вашему мнению, готова, не отдавайте ее в типогра-фию, а покажите сначала своим коллегам, специалистам-социологам и пусть они беспристрастно оценят вашу работу. Попытайтесь организовать обсуждение анкеты, и как бы вам не было неприятно за свое детище, постарайтесь объективно выслушать все замечания.
Обсуждение анкеты может проходить различными путями. Самым распространенным методом является рабочее совещание небольшой группы специалистов, не более пяти человек. Как правило, такое совещание дает хороший результат, т.е. позволяет всестороннее обсудить методику исследо-вания, выявить ее сильные и слабые стороны. Но это совещание необходимо тщательно подготовить.
Обсуждение может проходить как в письменной, так и в устной фор-ме, и каждое из них имеет свои недостатки и достоинства. Однако незави-симо от того, какую форму обсуждения вы предпочтете, оно должно пройти по определенной схеме и в строгой последовательности. Можно предложить такую схему.
1. Получили ли программные вопросы достаточное раскрытие в во-проснике? Все ли анкетные вопросы работают на решение поставленных задач? Нет ли случайных (необязательных) вопросов? Можно ли сократить их общее количество без ущерба для решения поставленной задачи? Какие вопросы следует добавить?
2. Соблюдается ли принцип драматургии анкеты? Правильно ли располагаются вопросы в анкете по их трудности, типу, характеру и т.д.? Как соблюдается принцип взаимопонимания между исследователем и ре-спондентом? Соблюдаются ли правила вежливости, корректность? Пред-ставляет ли анкета интерес для опрашиваемых, насколько она привлека-тельна, легка для заполнения? Как субъективно воспринимается анкета, сколько требуется времени для ее заполнения респондентом? Какие вопросы наиболее трудны для ответов?



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Г.Н. Степанова. Физика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Почему люди хронически лгут
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Еськина Елена Геннадиевна. Использование интерактивных методов в формировании основ безопасности жизнедеятельности в работе с дошкольниками
  • Либидо; Libido
  • Финальный; Final
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Старовойтов В.В. Специфика гуманитарного познания и психоанализ
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Психология сверхбогатых: чем богачи отличаются от всех остальных
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Символ; Symbol
  • Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Упражнение, помогающее выделить поведение, которое наиболее нуждается в исправлении, что ведет к изменениям в поведении в целом.
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Месяц С.В. СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА – ПРАВДОПОДОБНЫЙ МИФ?
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Екатерина Сологубова. Затворничество или наедине со всеми. Одиночество и социофобия
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием как цель социоинжиниринга
  • Самость; Self; Selbst



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь