Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24410

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Что можно получить из пилотажного опроса?
1. Какова наполняемость альтернатив. Как правило, из всего набора альтернатив, особенно в вопросах, которые имеют ограниченный выбор, работают не более 2-4 альтернатив, причем, чем больше вариантов ответов предлагается в вопросе, тем меньше их наполняемость. В результате некоторые альтернативы могут оказаться "пустыми", т.е. ни один респондент их не выбрал или какую-то часть альтернатив выбрало очень ограниченное количество опрошенных. В исследовании может быть интересен сам момент выбора или не выбора большинством респондентов тех или иных предлагаемых альтернатив. Однако необходимо помнить, что малое наполнение альтернатив значительно ограничивает возможности их анализа.
Пилотажный опрос должен показать, является ли небольшое напол-нение альтернатив результатом их неправильного подбора или же следстви-ем разброса ответа респондентами по значимым альтернативам и выбора приоритетных.
Большое значение также имеет количество ответов в совокупности по всем альтернативам анкеты. Если суммировать все ответы опрошенных по каждой порядковой альтернативе всех вопросов и вывести среднюю величину, то можно увидеть, что не все альтернативы в порядке их расположения набирают одинаковое количество голосов. Об этом уже говорилось ранее. Такое положение возникает, если альтернативы в вопросе расположены неправильно, скажем, когда на первое место ставят наиболее значимую альтернативу, ту, которую наверняка выберут большинство респондентов, или когда было предложено довольно большое количество вариантов ответов.
В результате получается, что часть альтернатив в порядке их распо-ложения набирает больше голосов (чаще это бывает первая альтернатива), а некоторые меньше (чаще всего те, которые находятся в середине). В этом случае надо еще раз пересмотреть расположение альтернатив в вопросах, внести, если это необходимо, поправки, стремясь к тому, чтобы распределе-ние ответов респондентов по порядковым альтернативам было более или менее равномерным. Следует помнить, что такое неравномерное распреде-ление в конечном итоге дает неверную информацию.
2. Сколько респондентов не ответило на тот или иной вопрос. Да-леко не все респонденты отвечают на все вопросы. Как правило, отказов от ответа в зависимости от чистоты опроса и сложности анкеты бывает в сред-нем в пределах 3-5%. В целом считается нормальным, если количество отка-зов не превышает 6%, а по некоторым оценкам - 14%. Но на один вопрос отказов бывает меньше, чем на другой. Иногда процент отказов от ответов достигает 50% и выше. В пилотажном опросе анализируются не только пря-мые отказы, так называемые чистые вопросы, но и ответы респондентов на альтернативы: "Не знаю", "Не думал об этом", "Затрудняюсь ответить", "Не помню" и т.д. В пилотажном исследовании следует выяснить, почему часть респондентов отказалась отвечать на данный вопрос. Этому может быть не-сколько причин:
а) респондент не понял вопрос и, чтобы к нему "не приставали", вы-бирает нейтральную альтернативу или вообще не отвечает на вопрос. (Необходимо в этом случае переформулировать вопрос и снова проверить);
б) респондент устал отвечать и, чтобы не утруждать себя, пропустил вопрос или выбрал последнюю альтернативу: "Не знаю", "Затрудняюсь ответить" и т.д. (необходимо поставить вопрос в другое место анкеты и проверить, как он будет работать там);
в) респондент имеет свое мнение по данной проблеме, но оно оказа-лось не предусмотренным социологом в наборе альтернатив, а дописать не-где, места не оставлено, вопрос закрытый. Поэтому, чтобы не кривить ду-шой и не давать ответ, не соответствующий его мнению, он выбирает нейтральную альтернативу или не отвечает на вопрос вовсе. (Дать полуза-крытый вопрос);
г) вопрос настолько неожиданный и находится вне поля зрения ре-спондента, что он не знает, как отвечать, поскольку не думал о нем. (Прове-рить степень компетентности и информированности респондентов другим вопросом);
д) вопрос труден для ответа, например, табличный, шкалированный, с большим набором альтернатив, он утомляет, требует большого внимания и напряжения. Обычно на такие вопросы бывает больше всего отказов. (Об-легчить форму вопроса, перестроить его, ввести дополнительные вопросы, перевести табличные, комбинированные вопросы в обычные);
е) респондент и в самом деле не помнить, поэтому и пишет "Не пом-ню", "Затрудняюсь ответить", "Не знаю". Возможно, вопрос не был подго-товлен другими вопросами для оживления воспоминания. (Добавить вопро-сы для оживления памяти или перестроить вопрос).
Отказ от ответа на содержательный вопрос может выражать отноше-ние респондента к отдельным вопросам и к анкете в целом. Например, ре-спонденту не нравится анкета или отдельные ее вопросы, он не стремится понять их, отвечать добросовестно и полно. Количество отказов от ответа является показателем степени незаинтересованности опрашиваемых в рабо-те с анкетой.
Тщательный анализ результатов пилотажного опроса позволяет вы-явить истинные причины незаинтересованности в работе над анкетой или над отдельными вопросами. Этот анализ бывает иногда весьма сложным, поскольку вариантов поведения респондента при ответе на тот или иной вопрос может быть много. В частности, можно использовать метод перекрестного анализа пограничными вопросами или вопросами одного блока. Это позволяет определить логику рассуждения респондента. Отказываясь отвечать на тот или иной вопрос, респондент прерывает логику рассуждения и тем самым нарушает всю систему рассуждения (если, конечно, вопрос не предусматривал вариант неответа части респондентов). Это не всегда раскрывает истинные причины, по которым респондент отказался отвечать, но позволяет привлечь внимание исследователя к тому, что в данном вопросе или блоке вопросов не все в порядке и что его надо перестроить.
3. Как распределяются ответы респондентов в целом по анкете. Обычно количество ответов или отказов от ответа варьируется в зависимо-сти от участка анкеты. Под участком в данном случае понимается группа вопросов одного блока или просто расположенных в одной последовательности. Как уже отмечалось, к концу анкеты респондент начинает уставать, и соответственно снижается общее количество ответов и увеличивается общее количество отказов от ответа.
Как видно из рис. 1, количество отказов от ответа, постепенно увели-чивается и примерно к середине анкеты, достигает своего пика. По всей ви-димости, респондент теряет интерес к анкете, внимание его снижается, и соответственно снижается его активность. Но затем его внимание и актив-ность несколько повышаются, количество отказов от ответа сокращается. К концу анкеты, когда добирается до легких вопросов, внимание его повыша-ется и количество отказов от ответа снижается.
Вот один из графиков отказов от ответа на вопросы

Наибольшее количество
отказов










Начало анкеты Середина анкеты Конец анкеты
Рис. 1

Это только один пример распределения отказов от ответа. Характер распределения отказов от ответа может принимать различный вид в зависи-мости от типа анкеты, сложности вопросов и от характера исследования в целом. Иногда в целях решения каких-то специфических задач исследования в анкете приходится использовать сложные вопросы или располагать их соответствующим образом, заранее зная, что это может вызвать относительно большое количество отказов от ответов на них. Но здесь уже приходится выбирать чем жертвовать. Поэтому кривая распределения не ответов респондентов по полю анкеты может быть различной. В одних случаях она устойчиво повышается, что может свидетельствовать о снижении интереса опрашиваемых к вопросам анкеты; в других - постоянно понижаться, что может означать повышение интереса респондентов к анкете; в третьих случаях она стабильна, не изменяется на протяжении всей анкеты, что свидетельствует о том, что внимание, интерес и активность респондентов на протяжении всей анкеты не меняются.
Но, независимо от того, что показывает общая кривая, распределение внимания и активности опрашиваемых может меняться на отдельных участ-ках анкеты. В одних случаях они могут резко падать и так же резко возрас-тать в других случаях. Это естественно, поскольку одни вопросы респондентам нравятся больше, другие - меньше, внимание и активность опрашиваемых никогда не бывают постоянными, в каких-то определенных пределах они всегда колеблются.
Имея кривую распределения внимания респондентов, получаемую в результате пилотажного опроса, можно соответствующим образом, исполь-зуя специфические методы, управлять вниманием и активностью респондентов, перестраивать анкету с целью повышения заинтересованности, внимания респондентов, активизации их деятельности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Г.Н. Степанова. Физика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Почему люди хронически лгут
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Еськина Елена Геннадиевна. Использование интерактивных методов в формировании основ безопасности жизнедеятельности в работе с дошкольниками
  • Либидо; Libido
  • Финальный; Final
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Старовойтов В.В. Специфика гуманитарного познания и психоанализ
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Психология сверхбогатых: чем богачи отличаются от всех остальных
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Символ; Symbol
  • Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Упражнение, помогающее выделить поведение, которое наиболее нуждается в исправлении, что ведет к изменениям в поведении в целом.
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Месяц С.В. СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА – ПРАВДОПОДОБНЫЙ МИФ?
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Екатерина Сологубова. Затворничество или наедине со всеми. Одиночество и социофобия
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием как цель социоинжиниринга
  • Самость; Self; Selbst



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь