Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24412

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Кодировка вопросов
В принципе можно разработать множество разнообразных систем ко-дировки вопросов в зависимости от целей и задач исследования и от систе-мы обработки и анализа первичной социологической информации. Но в практике социологических исследований, согласно имеющимся программам обработки информации на ЭВМ, применяются две системы кодировки. В первой системе кодировки используется сплошная нумерация вопросов и нумерация альтернатив внутри каждого вопроса, например номер вопроса 35, номера альтернатив 1, 2, 3, 4, 5. Вторая система предусматривает также сплошную нумерацию вопросов, но наряду с этим и независимо от нумерации вопроса сплошную нумерацию всех альтернатив, допустим, номер вопроса 35, номера альтернатив 131, 132, 133, 134, 135.
И та, и другая системы кодировки имеют свои достоинства и недо-статки. Достоинство первой системы заключается в том, что порядковая ну-мерация альтернатив в вопросе лучше воспринимается респондентами, чем сплошная нумерация всех альтернатив. При второй системе кодировки, ко-гда против каждой альтернативы стоит батарея не всегда понятных цифр (например, 0321, 0322 и т.д.), может появиться недоверие со стороны опра-шиваемых, могут возникнуть вопросы по поводу цифр, о том, что они значат и т.д. Все новое и непонятное настораживает и, не получив обстоятельного разъяснения и не поняв значения этих цифр, респондент неосознанно начинает с недоверием относиться и ко всей анкете, что, естественно, снижает общую чистоту исследования.
Есть и еще один недостаток в сплошной нумерации альтернатив. Эту систему кодировки сложно использовать в так называемых табличных, или комбинированных, вопросах.
Посмотрите на такой комбинированный вопрос из анкеты по иссле-дованию социально-профессиональной ориентации молодежи при сплош-ной нумерации альтернатив.
ЧТО И КАК ЧАСТО ВЫ ОБСУЖДАЕТЕ В ВАШИХ РАЗГОВОРАХ С РОДИТЕЛЯМИ?
часто не часто редко никогда
32. Выбор профессии 0352 0353 0354 0355
33. Выбор друзей, подруг 0356 0357 0358 0359
34. События в мире, в нашей стране 0360 0361 0362 0363
35. Вопросы семейного бюджета 0364 0365 0366 0367

Согласитесь, что обилие кодировочных цифр сильно затрудняет ответ на вопрос. Это одна из причин, почему такого типа вопросы меньше всего нравятся респондентам, и именно они набирают наибольшее количество отказов от ответа.
Преимущество второй системы сплошной нумерации альтернатив за-ключается в том, что она позволяет во время обработки массива данных на ЭВМ комбинировать альтернативы и таким образом образовывать новые, так называемые искусственные, вопросы. Это значительно увеличивает об-щий объем информации, дает возможность полнее использовать полученные в результате опроса данные.
Код вопроса, порядковый номер всегда ставится слева перед наиме-нованием вопроса. Код альтернативы, ее порядковый номер желательно ста-вить справа после наименования альтернативы и обязательно на этой же строке, продолженной после последнего слова точками, а не сплошной ли-нией, например:
35. ИНТЕРЕСУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ СОВРЕМЕННОЙ МОДОЙ?
Да, постоянно интересуюсь................................. 01
Интересуюсь, но мало.......................................... 02
Нет, не интересуюсь............................................. 03

Если код расположен слева, перед альтернативой, возникает вероят-ность ошибки в результате смещения кода, когда респондент после прочте-ния альтернативы возвращается обратно к коду, чтобы его отметить. Такие случаи бывали. Кодом, расположенным справа, после альтернативы удобнее пользоваться и здесь меньше вероятность ошибки.
Альтернативы и, соответственно, их коды могут располагаться как вертикально - сверху вниз, так и горизонтально - слева направо в зависимо-сти от построения вопроса. Это не имеет принципиального значения кроме специально оговоренных случаев, когда того требует методика исследова-ния. Во всяком случае респондентам удобнее пользоваться цифрами, если они располагаются слева направо, как это обычно принято, или сверху вниз. Но иногда социологи, думая только о своих задачах, забывают об этом общепринятом правиле, не учитывают, как удобнее работать респондентам, и располагают нумерацию альтернатив, как удобнее им самим, т.е. справа налево, снизу вверх или без какой-либо системы, например, в случае припи-сывания показателям, альтернативам и их кодам еще и каких-либо весомых значений. В этом случае сами альтернативы могут располагаться согласно порядковой нумерации, а их коды принимают весовые значения, одновре-менно сохраняя и кодовое обозначение. Согласно логике анализа и для удобства обработки материала сделано все правильно, но зато для респон-дента эта система предстает как нарушение нумерации альтернатив, что не всегда нравится опрашиваемым из-за непривычности, а привычка - большая сила.
При кодировке, конечно, нельзя смешивать коды альтернатив, обо-значать разные вопросы и альтернативы одним и тем же кодом, пропускать порядковые номера (за исключением особых случаев). В этом случае от-дельные вопросы и даже вся анкета могут быть забракованы или же их при-дется перекодировать вручную, что при большом массиве анкет оказывается весьма трудоемким делом.
Кодировка вопросов и анкеты в целом не представляет большой тру-доемкости, но требует аккуратности и внимательности. От правильной ко-дировки зависит надежность работы инструментария, а значит и достовер-ность информации. Маленькая, незамеченная вовремя ошибка, допущенная при кодировке, может привести к срыву всего исследования.

ВСШ, ОЭБ, УКК... Что это такое?
"А что это такое?" - спрашивает респондент, встретив в анкете незна-комое сокращение. В жизни мы постоянно используем различные аббревиа-туры. Это экономит время и место, создает определенные удобства в обще-нии, особенно среди специалистов. Естественно, что различные сокращения нашли место и в социологических анкетах. В ряде случаев это бывает вполне оправдано. Но не всегда.
Есть аббревиатура, всем хорошо знакомая и ставшая привычной не только в работе, но и в повседневной жизни. Их употребление в печати или в разговорной речи не вызывает трудностей. Всем понятен их смысл. Например: "Скажите, пожалуйста, пользуетесь ли Вы универсамом, расположенным вблизи Вашего дома?", "В этом году Вы были на спектаклях МХАТ?" Но есть сокращения, которые могут быть непонятными большинству или какой-то части респондентов. Это могут быть устаревшие аббревиатуры, скажем, МТС, ФЗО, или редко употребляемые, или известные только узкому кругу профессионалов.
Надо сказать, что вопрос об обоснованности применения различных аббревиатур в социологической литературе и дискуссиях широко не обсуж-дался. Социальных исследований, насколько известно, на эту тему не проводилось. Поэтому нельзя достаточно определенно утверждать, насколько те или иные сокращения влияют на чистоту ответов и надежность результатов. Однако социологическая практика показывает, особенно при формализованном интервью, что даже известные сокращения иногда вызывают определенные трудности при заполнении анкеты. Трудность состоит в том, что каждое сокращение, даже известное, требует перевода в словесную форму. Если сокращений набирается много в одном вопросе, то их расшифровка вызывает трудности. Например, фрагмент анкеты:



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Г.Н. Степанова. Физика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Почему люди хронически лгут
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Еськина Елена Геннадиевна. Использование интерактивных методов в формировании основ безопасности жизнедеятельности в работе с дошкольниками
  • Либидо; Libido
  • Финальный; Final
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Старовойтов В.В. Специфика гуманитарного познания и психоанализ
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Психология сверхбогатых: чем богачи отличаются от всех остальных
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Символ; Symbol
  • Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Упражнение, помогающее выделить поведение, которое наиболее нуждается в исправлении, что ведет к изменениям в поведении в целом.
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Месяц С.В. СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА – ПРАВДОПОДОБНЫЙ МИФ?
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Екатерина Сологубова. Затворничество или наедине со всеми. Одиночество и социофобия
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием как цель социоинжиниринга
  • Самость; Self; Selbst



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь