Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24407

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Более подробно о порядке заполнения анкеты рассказывается при ин-структаже анкетеров, которые доносят все тонкости до респондентов. Но необходимо стремиться к тому, чтобы анкета не вызывала трудности при заполнении, В принципе любая инструкция мало поможет, если анкета со-ставлена плохо и ее заполнение вызывает больше вопросов, чем содержит сама анкета.
И последнее: мы должны поблагодарить заранее респондента за его ответы. Обычно пишется так: "ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ ЗА ПОМОЩЬ". Это необходимая вежливая форма обращения к человеку, которого мы про-сим помочь.

Технический аппарат анкеты
В анкете используется довольно разнообразный технический аппарат. Он необходим для пояснений, как отвечать на вопрос, где и что писать, для направления респондента, для сосредоточения или переключения его внимания и в целом для облегчения его работы.
1. Важную руль в анкете играют пояснительные фразы. Они необ-ходимы для того, чтобы объяснить респонденту, как отвечать на тот или иной вопрос. Например: "В данном вопросе Вы можете выбрать любое ко-личество ответов" или "В данном вопросе Вы можете выбрать только две (три) наиболее важные для Вас причины" или "В данном вопросе Вы можете выбрать только один ответ". Такое указание необходимо тогда, когда мы хотим сосредоточить внимание респондента на необходимости выбрать наиболее важные для него причины, мотивы, скажем, поведения, а не все возможные. Либо мы поясняем, что вопрос построен таким образом, что респондент может выбрать любое количество ответов, допустим, когда мы хотим узнать, какие культурно-бытовые предметы он имеет дома.
Пояснительная фраза может указывать, каким группам респондентов необходимо отвечать или не отвечать на данный вопрос или альтернативу: "Следующий вопрос предназначен только для тех, кто выбрал последнюю альтернативу предыдущего вопроса", или "На следующие пять вопросов от-вечают только инженерно-технические работники", или "На данный вопрос отвечают только те респонденты, которые женаты (замужем)", и т.д.
Пояснительные фразы также используются, когда есть необходи-мость обратить внимание на техническое заполнение анкеты в целом или отдельных вопросов: "При ответе на данный вопрос поставьте галочку напротив выбранной Вами альтернативы" или "При ответе на данный вопрос подчеркните наиболее важные для Вас причины", или "В серии предлагаемых альтернатив выберите, которые соответствуют Вашему мнению, и поставьте крестик напротив каждой из них".
2. В анкете применяется метод выделения отдельных слов, словосо-четаний или предложений их подчеркиванием или разрядкой. Это чаще всего используется для привлечения внимания респондента к ключевым словам и словосочетаниям, чтобы он одинаково с исследователем понял смысл того или иного вопроса.
В обыденной речи ключевые, смысловые слова выделяются интона-цией, в печатном тексте эти слова определяются общим контекстом. В анке-те каждый вопрос строится не в контексте остальных вопросов, а как само-стоятельный, поэтому приходится иногда прибегать, так сказать, к усилен-ному методу, подчеркиванию. Например вопрос: "Какую марку телевизора Вы хотели бы купить в этом году?" понять можно двояко: или что исследо-вателя интересует марка телевизора или то, что респондент купит телевизор именно в этом году. В зависимости от прочтения вопроса меняется содер-жание ответа респондента. У респондента может быть устойчивое отноше-ние к той или иной марке телевизора, и именно это необходимо выделить и получить из ответов, или же необходимо выяснить наибольшую популяр-ность новой марки телевизора. Если интересует именно последнее, то вни-мание респондента необходимо сконцентрировать на словосочетании "в этому году" путем подчеркивания, разрядки или печатания жирным шриф-том. Еще пример: Встречаясь со своими товарищами по работе, Вы обсуж-даете с ними различные вопросы. Мы выделили некоторые из них и просим Вас отметить те, которые чаще всего обсуждаете (Отметьте не более 3-х по-зиций)". В данном вопросе социолог посчитал необходимым сосредоточить внимание респондента на словосочетании "чаще всего", чтобы подчеркнуть, что его интересует интенсивность обсуждения тех или иных вопросов. При необходимости можно выделять ключевые, смысловые слова и в альтерна-тивах.
В литературе высказывается мнение, что в анкетах нельзя выделять каким-либо способом слова или словосочетания, поскольку, сосредоточивая внимание респондента, привлекая его к отдельным вопросам, мы тем самым можем снизить его внимание к остальным вопросам и привести к смещению информации. И хотя специальных исследований на эту тему, кажется, не проводилось, тем не менее смысл в этом замечании есть. Но, как говорится, каждая медаль имеет две стороны, и частенько из двух зол приходится выбирать меньшее. Привлекая внимание респондента к тем или иным словам и группе вопросов, мы, возможно, и снизим внимание к остальным вопросам. Но в этом случае мы можем получить более достоверную информацию, а негативное влияние такого приема можно нивелировать другими методами.
3. Для того, чтобы переключить или привлечь внимание респондента к тем или иным вопросам, направить его мысли в нужное русло, в данном случае для того, чтобы он отвечал на те вопросы, которые касаются его, и не отвечал на те вопросы, которые его не касаются, используются различные указатели: звездочки, стрелки, литеры и т.д.

КАК ЧАСТО ВЫ ЧИТАЕТЕ ГАЗЕТЫ?
Читаю каждый день.................................... ( )
Читаю 3-4 раза в неделю............................ ( )
Читаю очень редко..................................... ( ¬¬¬ )
Газет не читаю............................................ ( )* переходите к
вопросу № ___

На следующий вопрос, например, "Если Вы не читаете газет, то по-чему?", отвечают только те респонденты, которые выбрали последнюю аль-тернативу, и социолог, показывая стрелкой и указывая номер вопроса, направляет определенную группу респондентов к этому вопросу и одновре-менно отсекает другую группу респондентов, которых не касается данный вопрос.
Все это может показаться излишним, поскольку из текста вопроса яс-но видно, что он относится только к тем респондентам, которые не читают газет. Однако практика показывает, что такое дополнительное указание не помешает, поскольку нередко респонденты воспринимают следующий во-прос в другом контексте, а именно, почему, по его мнению, некоторые люди не читают газет. А это уже совсем другая информация.
Иногда опрашивают различные группы респондентов, и в этом слу-чае, естественно, не все вопросы могут быть предназначены для той или иной групп опрашиваемых. В этих случаях рядом с номером вопроса ставится литер, например, 01А; 25.Б, и в примечании указывается, кому отвечать на эти вопросы. Если мы проводим исследование по комплексному изучению какого-то явления и, соответственно, опрашиваем различные группы населения, то, естественно, разные блоки вопросов будут касаться различных групп населения. Применение литера позволяет для каждой из этих групп разграничить вопросы: одни, отвечают на вопросы под литером А, другие - под литером Б.
Отличительные знаки способствуют эффективной работе респонден-тов, но нельзя ими злоупотреблять. Слишком частое их применение может, наоборот, затруднить чтение анкеты, отвлечь внимание респондента. Во всем следует знать меру.
4. Необходимо предусмотреть в анкете место и для ответов ре-спондентов на полузакрытые или открытые вопросы, и для любых других высказываний и надписей. Обычно в полузакрытых вопросах после всего набора альтернатив оставляется место (проводятся две-три сплошные ли-нии) и дается пояснение, что здесь респондент может написать свой ответ, например, "Что еще, напишите_____________ ...". То же самое делается и в открытом вопросе, но оставляются уже не две-три строчки, а больше, чтобы не ограничивать респондента в его желании высказаться. Иногда опрашива-емые заполняют целые странички анкеты при ответе на открытый вопрос.
Каждый исследователь выбирает свой технический аппарат анкеты. Но необходимо помнить два правила.
Первое. Выбрав систему технического оформления анкеты, необхо-димо придерживаться ее до конца, а не менять от вопроса к вопросу без осо-бой нужды. Это может сильно мешать работе опрашиваемых. Технический аппарат анкеты должен облегчать работу методики, а не усложнять ее.
Второе. Техническое оформление анкеты - не самоцель и имеет зна-чение и смысл в рамках тех задач, которые ставятся перед исследованием. Только в этом случае может быть оправдан тот или иной технический прием и успешно использован в анкете.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Г.Н. Степанова. Физика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Почему люди хронически лгут
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Еськина Елена Геннадиевна. Использование интерактивных методов в формировании основ безопасности жизнедеятельности в работе с дошкольниками
  • Либидо; Libido
  • Финальный; Final
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Старовойтов В.В. Специфика гуманитарного познания и психоанализ
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Психология сверхбогатых: чем богачи отличаются от всех остальных
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Символ; Symbol
  • Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Упражнение, помогающее выделить поведение, которое наиболее нуждается в исправлении, что ведет к изменениям в поведении в целом.
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Месяц С.В. СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА – ПРАВДОПОДОБНЫЙ МИФ?
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Екатерина Сологубова. Затворничество или наедине со всеми. Одиночество и социофобия
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием как цель социоинжиниринга
  • Самость; Self; Selbst



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь