Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24408

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

3. Не имеют ли вопросы слишком общего характера и не оказывают ли они влияния друг на друга? Соблюдено ли правило временной опреде-ленности? Не слишком ли анкета и вопросы многословны? Нет ли в анкете стилистических и смысловых ошибок? Не имеют ли формулировки вопро-сов внушаемости?
4. Как используются методы контроля для определения уровня ин-формированности опрашиваемых, достоверности и надежности информа-ции? Какой тип вопроса предпочтителен для решения той или иной постав-ленной задачи? Обоснованно ли количество альтернатив в вопросе? Право-мерно ли использование фактологических и мотивационных вопросов?
5. Правомочно ли использование контактных, буферных, подгото-вительных, вводных вопросов; различных текстов для переключения внима-ния, разграничения тематических блоков, для укрепления уверенности ре-спондента в его силах, оживления воспоминания, повышения заинтересо-ванности и т.д.?
6. Доступно ли респонденту использование иностранных слов, спе-циальных терминов, понятий, различных сокращений и аббревиатур?
7. Правильно ли техническое оформление анкеты, использование технических обозначений и сигналов, применение рисунков, картинок, а также кодировка анкеты и подготовка ее к обработке на ЭВМ?
В каждом конкретном случае в зависимости от задач исследования схема обсуждения может меняться, могут перемещаться акценты на те или иные стороны анкеты.
Но и обсуждением анкеты в рабочей группе не заканчивается проце-дура разработки и проверки методики исследования. Это пока еще только умозрительные построения, которые могут быть хорошими и красивыми, правильными и непротиворечивыми, но еще не гарантируют решения по-ставленных задач. Окончательная проверка методики исследования, выяс-нение того, насколько правильно она построена, проходит во время так называемого пилотажного исследования. Сколько бы мы ни обсуждали ан-кету в кругу самых высоких специалистов, только практика, только резуль-таты опроса, апробация анкеты, проверка ее на реальных, а не на гипотети-ческих, воображаемых респондентах может показать нам все изъяны и недо-статки нашего инструментария.

Несколько слов о процедуре пилотажного
исследования
Пилотажное исследование можно проводить с различными целями: проверка основных гипотез программы, выявление отдельных характери-стик объекта с целью определения наиболее устойчивых для их дальнейшей углубленной разработки, выяснение действенности методики в целом или ее отдельных частей, предварительная проверка достоверности результатов опроса и т.д.
Существуют различные формы проведения пилотажного исследова-ния. Оно может проводиться на небольших и на больших выборках. Если этого требует программа исследования, то пилотаж анкеты может проходить с большой представительной выборкой. По существу такой пилотаж иногда выступает как самостоятельное эмпирическое исследование, на которое затрачивается не меньше сил и времени, чем на основное исследование.
Однако обычно пилотажное исследование проводится на небольшом массиве. Точная численность обследуемых в этом случае не устанавливает-ся, поскольку в каждом конкретном случае она может быть различной. Практика показывает, что численность опрашиваемых чаще всего не пре-вышает 50-100 человек. Этого количества респондентов бывает достаточно, чтобы решить задачи, стоящие перед пилотажным исследованием. Необхо-димое условие заключается в том, что объектом исследования должны быть те люди, которые по своим основным характеристикам соответствуют ос-новному объекту исследования. При этом пилотажный опрос проводится не на основном объекте, а на другом "поле", близком по своим характеристи-кам к основному. Это делается для того, чтобы не испортить основное "по-ле" исследования, поскольку любое, даже самое маленькое исследование получает резонанс, и тем или иным способом может оказать воздействие на основное исследование. Так, если в качестве основного объекта исследова-ния выступают рабочие промышленного предприятия, то в пилотажном опросе объектом должны стать рабочие тоже промышленного, но другого предприятия.
Очень важен порядок проведения пилотажного опроса. Несмотря на то, что анкета готовится для заочного опроса, в пилотажном исследовании ее лучше представить в виде формализованного интервью. Преимущество формализованного интервью заключается в том, что, кроме того, что резуль-таты пилотажного опроса будут анализироваться в совокупности ответов, оно дает и непосредственные наблюдения интервьюеров за реакцией ре-спондентов на тот или иной вопрос и на всю анкету в целом. В качестве ин-тервьюеров чаще всего выступают члены исследовательской группы или специально подготовленные для этого люди. По окончании опроса интервь-юеры пишут небольшие отчеты по результатам каждого интервью. Такие письменные отчеты, хотя и отнимают много времени и сил и приятны дале-ко не каждому интервьюеру, но играют значительную роль в пилотажном исследовании. Они представляют большой интерес как документ непосред-ственного наблюдения, и их анализ чрезвычайно важен для доработки анке-ты. Вот как описывает свое впечатление от опроса в пилотажном исследовании один из интервьюеров.
Фрагмент:
"Первые вопросы не затронули внимание респондента, он остался безраз-личным к их содержанию. По всей видимости, он еще не успел перестроиться и было видно, что мыслями он еще остался на своей работе, и оторвали мы его, по всей видимости, не в самый удачный момент. Но как человек добросовестный, он старался понять задаваемые ему вопросы, не проявлял видимого нетерпения и недовольства и старался делать предлагаемую ему работу добросовестно. К пято-му вопросу его внимание несколько обострилось, он уже начал перестраиваться на наше интервью и сделал первое замечание по ходу (вопрос №______). Через пять-семь минут он уже полностью включился в работу и даже стал проявлять интерес. Первую остановку мы сделали на вопросе №______ и довольно долго обсуждали его, поскольку он ему был непонятен. Я тщательно записывал его предложения, и ему это явно понравилось (почувствовал свою роль, значимость и занял активную позицию). После этого он стал еще внимательнее прислушиваться к задаваемым вопросам и в вопросе №______ сделал, на мой взгляд, существенное замечание о специфике работы, которая фактически не была отражена в вопросе. Анкета, по его выражению и, надо сказать, справедливому, как мне кажется, является безли-кой в том смысле, что ее с успехом можно было бы использовать и на других пред-приятиях совершенно противоположного характера работы.
Большие трудности вызвали шкалы. Респондент не прочел их с первого чтения, и ему пришлось объяснять, как с ними надо работать. Поняв, он уже спо-койно отвечал на все остальные шкалы, правда, при этом нередко испытывал за-труднения при оценках по предлагаемым градациям (в основном по десятибалль-ной шкале). По всей видимости, необходимо более подробно объяснять правила работы со шкалами, а, может быть, и пересмотреть сами шкалы.
В целом анкета, судя по реакции респондента и по его высказываниям, оставляет хорошее впечатление, большинство вопросов было понятно, времени на заполнение анкеты было затрачено немного, в пределах нормированного".
После сдачи письменных отчетов, можно провести устный обмен мнениями, который имеет свои особенности. Не все возможно описать, что можно высказать в устной беседе. Коллективный обмен мнениями позволяет уточнить некоторые специфические представления и оценки анкеты и выработать определенное коллективное мнение по каждому вопросу и по анкете в целом. Руководитель исследования, за которым остается последнее слово, синтезирует как письменные, так и устные отчеты и принимает окончательное решение: оставить тот или иной вопрос в прежнем виде или переформулировать его, ввести новые вопросы, перестроить анкету и т.д.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Г.Н. Степанова. Физика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Почему люди хронически лгут
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Еськина Елена Геннадиевна. Использование интерактивных методов в формировании основ безопасности жизнедеятельности в работе с дошкольниками
  • Либидо; Libido
  • Финальный; Final
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Старовойтов В.В. Специфика гуманитарного познания и психоанализ
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Психология сверхбогатых: чем богачи отличаются от всех остальных
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Символ; Symbol
  • Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Упражнение, помогающее выделить поведение, которое наиболее нуждается в исправлении, что ведет к изменениям в поведении в целом.
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Месяц С.В. СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА – ПРАВДОПОДОБНЫЙ МИФ?
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Екатерина Сологубова. Затворничество или наедине со всеми. Одиночество и социофобия
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием как цель социоинжиниринга
  • Самость; Self; Selbst



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь