|
Бессер-Зигмунд К., Зигмунд X. Самокоучинг: Культура личности менеджеров и руководителей.Категория: Бизнес-психология, Тренинги | Просмотров: 27819
Автор: Бессер-Зигмунд К., Зигмунд X.
Название: Самокоучинг: Культура личности менеджеров и руководителей. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке После того как в лице «седьмого члена» мы обнаружили фактор неуверенности начальника отдела кадров, мы попросили его посмотреть на этого человека «че-рез внутреннюю лупу». «Какая у него фигура, она наводит страх? Как вы реаги-руете на его глаза, нос, область рта, фигуру, жесты, речь и тон?» Мы ясно увиде¬ли, что при упоминании глаз наш клиент заметно съежился. При упоминании всех остальных деталей он сохранял спокойствие. Нас интересовал вопрос, не встречался ли ему в жизни другой человек с похожими глазами. Он сразу вспом-нил своего старшего брата, глаза которого были удивительно похожи на глаза этого человека. Со старшим братом у нашего клиента были плохие отношения, потому что в детстве и юности тот всегда подавлял его.
Шаг 4: Самокоучинг в межличностном общении • 147 Бессознательно наш клиент опасался пренебрежительного, критического пове-дения со стороны «седьмого» члена правления, хотя он ни разу не слышал от него слов неодобрения. С нашей помощью клиент нашел для себя признак, ко¬торый свидетельствовал, что этот человек никак не может быть его братом. В этом случае таким признаком был диалект, на котором говорил член правле¬ния. Сегодня, когда наш клиент слышит первое предложение из уст этого члена правления, его страх перед группой моментально улетучивается. Глаза были для нашего клиента бессознательным якорем негативных детских переживаний, которые мгновенно, как под гипнозом, приводили его в соответ-ствующее состояние. Этот якорь отменял весь положительный опыт с группой. Удивительным образом мы, люди, склонны к переоценке негативных якорей в нашем восприятии. Так, например, у нас может возникать преждевременный и необоснованный страх, который не имеет ничего общего с человеком, стоящим перед нами. Описанная техника имеет особенно стабильный эффект в отношении людей, которые неблагосклонны к вам. Как раз в таких случаях вы должны сразу отыс-кать нейтрализующий якорь. Один врач, который был приглашен в суд для раз-бирательства с представителями Федеральной ассоциации больничных касс, опасался, что его могут спровоцировать на необдуманные высказывания. В этом случае также выяснилось, что на одного человека у него была «аллергия». Во время поисков якоря наш клиент вспомнил, что до сих пор никогда еще осознан¬но не замечал, что у его противника очень большие уши. Одна мысль о них вы¬зывала у него смех. Во время слушаний клиент сохранял уверенность и невоз¬мутимость. Позднее он даже прислал нам портрет своего «противника с ушами», снабдив его комментарием: «Судите сами, разве он не похож на тролля?» Техника нейтрализующих якорей, по сути, является не чем иным, как старым со-ветом, которым напутствуют детей: «Если ты боишься учителя, то представь его себе в длинных кальсонах и ночном колпаке». Само собой разумеется, что речь не идет о публичном унижении достоинства человека. Внешние приличия надо соблюдать. Но если внутри себя вы можете усмехнуться, то сможете достичь психо¬физиологического состояния, способствующего развитию новых идей и невозму¬тимости. Такое состояние гарантирует вам креативное обхождение с несимпатич¬ными партнерами по коммуникации. Кроме того, такое «разгипнотизирование» спасет вас от неоправданных ощущений и некорректного поведения в отношении людей, которые, в конечном счете, ничего не имеют против вас. Упражнение: «Разгипнотизирование» 1. Вспомните человека, который вам несимпатичен, запугивает вас, злит или вы¬зывает у вас неприятное чувство страха. 148 • Самокоучинг 2. Мысленно представьте себе человека X. «Рассмотрите его во всех подробно-стях». Что в нем «безобидно», что «опасно» или «неприятно» — прическа, глаза, нос, рот, фигура, тело, манера двигаться или голос и интонации? 3. Проанализируйте действие якорей. Что производит нейтральное или даже смешное впечатление? Что вызывает психофизиологическое состояние про-блемы? 4. Где в своей жизни вы уже познакомились с человеком (человек Y) с такими же якорями, негативными признаками? 5. Какие позитивные якори человека X позволяют вам быть уверенными в том, что речь ни в коем случае не может идти о человеке Y? Выберите самый надежный якорь. 6. Может быть, вам в голову приходит еще какая-нибудь полезная фантазия, за-ставляющая вас усмехнуться? 7. Тестирование якоря: Думайте теперь о проблемном человеке X и одновременно целенаправленно следите за «якорем разгипнотизирования». 8. Продолжайте тест до тех пор, пока не сможете думать о человеке X с чувством уверенности. Рекомендации к упражнению: ► Вы можете эффективно выполнять это упражнение, конечно, и в том случае, если вы не вспомните неприятного человека Y из прошлого. ► При практическом применении этой техники вы, естественно, не должны от-крыто смотреть на какую-то часть тела или лица человека, например нос, вы-бранную вами в качестве «якоря разгипнотизирования». Достаточно будет так называемого периферийного зрения: вы можете смотреть на якорь уголком глаза, не направляя взгляд прямо на него. Целенаправленное использование языковых средств К сфере межличностного взаимодействия относится сознательное использова¬ние речи. Оно поможет вам достичь цели общения. Существует большое число образных выражений, которые отражают наше восприятие через каналы чувств. Вспомните еще раз наши сокращения для различных модальностей чувственно¬го восприятия: Шаг 4: Самокоучинг в межличностном общении • 149 V ... визуально А ... аудиально К ... кинестетически (как тело) О ... ольфакторно (запах) G ... густаторно (вкус) То есть одному человеку может быть «тяжело» (К). Другой «видит» все дело с другой «точки зрения» (V). Вы, может быть, цените «гармоничную» работу и решаете проблемы «без шума» (А). У вашего соседа может быть совершенно другой «вкус» (G), а любой «разлад» (А) он воспринимает «легко» (К). Зато в работе вы «смотрите на вещи широко» (V) и у вас отличный «нюх» (О) па плодотворные идеи. Бандлер и Гриндер установили, что коммуникабельные люди в выборе слов под-страиваются под канал чувств восприятия собеседника. То есть, если ваш со-трудник выражается кинестетически и говорит: «Это будет тяжело», — то вам не следует отвечать ему визуально: «Вам нужно лишь посмотреть на это дело с правильной стороны». Оставайтесь на его канале и ответьте ему: «Нам надо правильно взяться за проект». Естественно, что в ходе разговора каналы чувств восприятия часто меняются. Но на важных переговорах при формулировке важ-ных положений вы должны сознательно следить за выбором слов с точки зрения чувственного восприятия. Тогда собеседник будет считать, что его мысли поня¬ты правильно. Ниже мы перечислили для вас примеры ответов, которые учиты¬вают канал чувств восприятия, используемый вашим собеседником. Эти приме¬ры демонстрируют возможные реакции на предложения, отражающие канал восприятия, и должны побудить вас к соответствующим формулировкам. Список примеров Перспективы здесь темные. Я вижу все в черном цвете. Для меня цель слишком высока. Я чувствую себя подавленным. Это тянет меня на дно. Я спрашиваю себя, все ли здесь ладно? Это дело дурно пахнет. Это мне не по вкусу. Я больше не выдержу такого давления. Все очень смутно. Я не хочу шумихи из-за этой проблемы. Мне это как камень в желудке. Это оставляет меня холодным. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|