Ридлер Билл. Понимание себя и других.

Категория: Библиотека » Индивидуальная психология | Просмотров: 34834

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Давайте разберем воспоминание 4 и посмотрим, подтверждаются ли эти характеристики.
Воспоминание 4. Жизнь опасна и непредсказуема.
Я не способна понять, опасно это или нет.
Женщины — ?
Мужчины — ?
56
Поэтому я должна навсегда отказаться от желаний и защитить себя, ни в чем не участвуя.
Если бы это было действительно так, что жизнь всегда опасна и непредсказуема, что окружающие дают ненадежные советы, что вы не в состоянии доверять своему мнению, кто не захотел бы сдаться и уйти?
Заметьте, что в этом воспоминании шмель даже не ужалил ее. Сдаться и отступить ее заставляют ее ожидания.
ВОСПОМИНАНИЯ И ТЕКУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
Теперь давайте сравним нынешние проблемы девушки, чтобы посмотреть, влияют ли ее ошибочные убеждения на решения, которые она принимает, будучи взрослой.
Проблема 1.
Девушка никак не могла найти приятеля. Она была привлекательна и всегда пользовалась успехом у молодых людей, но была так занята, что ей не оставалось времени с кем-то встречаться. Иногда девушка соглашалась прогуляться, но в последний момент возникали какие-нибудь дела, и она отменяла свидания.
Проблема 2.
Она хотела стать художником, и у нее было много прекрасных картин. Однако она никому их не показывала, так как не была уверена, что они кому-нибудь понравятся.
Проблема 3.
Она была талантливым музыкантом и даже хотела играть в какой-нибудь группе. Но играла она только в своей комнате, когда никто не слушал ее. Она не верила в то, что играет довольно прилично.
Теперь совершенно очевидно, как ее убеждения мешали ей справиться с этими проблемами.
Неосознанные сомнения относительно ее способности отличить опасную ситуацию от безопасной заставляли ее беспокоиться.
Она справлялась со своим страхом излюбленным детским методом — отказом от всего. Ее ошибочные суждения о жизни очень сильно сковывали ее.
Осознв свою ошибку, девушка стала принимать участие в различных делах, хотя ее чувства подсказывали ей обратное. Как только она начала действовать, то поняла, что может справиться с любыми трудностями, которых раньше избегала. Девушка обнаружила, что может что-то сделать, чтобы ей не причиняли боль, и при этом она «не теряла бы цепочку». Успех сделал ее смелее, и беспокойство, естественно, растворилось.
Осознав свои предубеждения и «стиль жизни» и не осуждая себя, вы сможете выбирать: либо следовать вашему образу жизни, либо смело пробовать что-нибудь новое.
57
ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ
Попробуйте написать свои детские воспоминания, или пусть ваш друг или подруга напишет свои. Сможете ли вы определить свой стиль поведения? Возможно, вы обнаружите, что понимать подсознательные убеждения кого-то легче, чем свои. Это происходит потому, что мы подходим к проблеме субъективно.
Это напоминает параноика, который заявляет: «Я не параноик! Все действительно следят за мной!»
Как вы уже успели заметить, все четыре воспоминания, приведенные выше, рассказывают о конкретных эпизодах. Это очень важно! Детское воспоминание не считается значимым, если это обобщение. Например: «Маленький мальчик постоянно гонялся за мной».
Это просто сообщение, а не детское воспоминание. Его невозможно интерпретировать.
«За мной гнался мальчик, и я потеряла цепочку» — это детское воспоминание. Оно описывает конкретный случай.
КАК РАБОТАТЬ С ДЕТСКИМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ
Вот несколько советов, которые помогут вам распознать тему ваших детских воспоминаний:
1. Дополните предложения: «Жизнь...», «Окружающие...», «Я...», «И поэтому». Для каждого воспоминания проверьте возможные противоречия и пересмотрите выводы.
2. Озаглавьте каждое воспоминание. Например, воспоминание 3, приведенное выше, можно озаглавить: «Девушка отступает из-за неточного совета».
3. В каждом воспоминании рассмотрите «положение в действии» человека. Пример для вышеприведенных воспоминаний: 1 — становится жертвой, когда действует; 2 — отступает, «невинная жертва»; 3 — жертва, когда действует; 4 — отступает.
4. Перечислите текущие проблемы и найдите в них последовательную тему. Затем спросите себя, какое заключение должно быть верным, чтобы ваше поведение имело смысл. Например: «Имело бы смысл отказываться от свиданий, никому не показывать картины и скрывать свое умение играть на инструменте, если бы вы действительно не могли доверять ни своему мнению, ни мнению окружающих?»
ИЗМЕНЕНИЕ ВОСПОМИНАНИЙ
После терапии ранние воспоминания человека меняются, и появляется новая тема, согласующаяся с изменениями, которые он претерпел во время занятий.
58
Например, к нам на консультацию пришла женщина и сказала, что окружающие жалуются на то, что никто не может понять ее объяснения. Мы попросили рассказать какой-нибудь случай из детства.
«Я была на скотном дворе. За мной погналась свинья. А мне не разрешалось ходить туда. Убегая, я втиснулась между столбом и баком. Я чувствовала себя особенной, потому что перехитрила свинью».
С первых же занятий с этой женщиной мы поняли, почему никто ничего не может понять из ее рассказов. Объясняя, она использовала слишком много местоимений: «Чарли сказал, что пойдет с ним, и он прождал его до тех пор, пока, наконец, они не могли уже ждать, и он сказал, что, если Чарли не поторопится, он уйдет без него».
Когда женщина все же объяснила, о ком идет речь, мы поняли, что думали совсем о другом человеке. Мы чувствовали себя примерно так же, как та свинья. Мы не смогли заставить ее четко излагать свои мысли, она была слишком неопределенна.
После занятий ее поведение изменилось: она стала гораздо конкретнее. Когда мы попросили еще раз вспомнить эпизод со свиньей, она рассказала: «Я была на скотном дворе и увидела старую свинью. Она была чуть больше или такого же роста, как я. Я совсем не испугалась. Я увидела щель между бочкой и забором и пролезла через нее, скорее даже — протиснулась. Я радовалась, что смогла защитить себя».
Заметьте, как поменялся смысл всей истории. Если раньше она считала, что может выделиться, если одурачит кого-то и не позволит кому бы то ни было поймать ее на слове, то теперь вывод такой: «Янаходчива и могу позаботиться о себе».
КАК ВОСПОМИНАНИЯ ПОДДЕРЖИВАЮТ НАШ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Храня в памяти только некоторые избранные случаи из жизни, мы подчеркиваем свои ошибочные убеждения.
Чтобы обрисовать процесс того, как воспоминания поддерживают наш образ (стиль) жизни, мы можем сказать, что человек:
/. Формирует стиль жизни.
В детстве, сталкиваясь с разными неприятностями, делая выводы и оценивая ситуацию, человек формирует свою систему убеждений о том, что нужно делать, чтобы чувствовать свою значимость, единение с людьми и быть в безопасности. Мы называем эту систему убеждений стилем жизни (жизненными принципами).
2. Выбирает и преобразовывает воспоминания.
После того, как человек определил свой стиль жизни, он начинает собирать и видоизменять воспоминания о тех событиях, которые оправдывают его убеждения. Эти воспоминания не всегда отражают реальную действительность. Часто, сравнивая воспоминания двух людей
59
из одной семьи, мы видим, что у них противоположные мнения об одном и том же событии.
3. Вырабатывает личную логику; уходит от реальности. Чувства, возникающие при воспоминании, помогают нам избежать
ситуаций, в которых наши убеждения о себе, о жизни, об окружающих подвергаются сомнению.
Предположим, что из своего детского опыта Фред сделал вывод: он не способен разобраться в ситуации. Реальность такова, что каждый день он принимает множество решений. Если же он постоянно будет думать о своих успехах, то его убеждение («Я не...»), столкнувшись с реальностью, подвергнется сомнению, и он вынужден будет заключить: «Возможно, мои способности выше, чем я предполагал». Однако, имея воспоминания, которые напоминают ему о детских ощущениях неполноценности, он может пренебрегать требованиями здравого смысла и продолжать поддерживать свое мнение о себе. Его собственная логика, подкрепленная детскими воспоминаниями, пересиливает здравый смысл.
4. Действует, опираясь на свои чувства.
Поддерживая свои убеждения в форме чувств, мы избегаем пересмотра логики наших убеждений. Как только происходящее противоречит нашей собственной логике, мы игнорируем здравый смысл и бездействуем, опираясь на чувства.
Например. Ошибочное убеждение Энди следующее: «Любовь значит, что работать не надо. Если я кому-то не безразличен, он сделает это за меня». Он часто остается без работы. Как он оправдывает свое решение не работать? Допустим, он видит объявление в газете о работе строителя. Но, из-за своего убеждения, Энди решает не работать, оправдывая это тем, что ему не нравится такая работа.
Таким образом, он может действовать, опираясь на свои чувства, даже если в них нет смысла. Ему даже не нужно оправдывать свое решение, потому что он принял его, не осознавая своего выбора.
ПРИОРИТЕТЫ
Детские воспоминания и осознание стиля жизни (жизненных принципов) помогают нам понять причины нашего поведения. Эти приемы позволяют нам в целом понять действия человека и его приоритеты.
Для этого мы объединили действия людей в группы по четырем основным целям: чувство значимости, желание контролировать, стремление к спокойствию и удобству, а также желание угодить (чтобы окружающие остались нами довольны). Судя по тому, что человек считает важным для себя, или по его приоритетам, мы можем лучше по-Нять характер его поведения.
60
Эта теория приоритетов в аддеровской психологии была впервые сформулирована в 1973 году Нирой Кефирои — израильским психологом. Иногда, ставя какую-нибудь цель во главу угла, мы теряем гибкость. Например, если нам кажется, что мы должны всем нравиться, то рано или поздно мы попадем впросак, поскольку угодить всем невозможно. А вдруг у нас будет начальник, который всех всегда критикует, и ему не понравится наша работа?
ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ ЗНАЧИМЫМ
Если мы чересчур стремимся быть нужными и важными и все время хотим быть лучше других, мы стараемся поразить окружающих тем, как много мы знаем и умеем. Как итог — люди вокруг нас чувствуют себя неполноценными, а мы ощущаем напряжение и усталость. Часто мы готовы заплатить эту цену, лишь бы только не чувствовать себя ненужными и недостойными. Люди выбирают нас, когда необходимо выполнить какое-нибудь трудное задание, поскольку мы обычно ответственны, много знаем, вкладываем в работу много сил и доводим дело до конца. Мы часто употребляем длинные умные слова, чтобы показать свою компетентность.
УМЕНИЕ НРАВИТЬСЯ
Если для нас очень важно понравиться окружающим, мы оцениваем себя, исходя из того, понравились мы или нет, а также из своей способности понимать желания других и исполнять их. Мы зависим от похвалы, так как тогда мы знаем, что кто-то доволен нами. Часто нам приходится отказываться от своих желаний и в итоге мы обижаемся. Но мы готовы терпеть это, лишь бы нас не отвергали и не критиковали. Окружающие часто довольны нами или, наоборот, сердятся на нас, ибо мы редко заявляем о своих желаниях. Людям нравится быть с нами потому, что мы очень чутки и говорим то, что им нравится.
Мы иногда избегаем общественных работ, потому что очень трудно думать о том, чего хотят другие.
ПОКОЙ. УДОБСТВО
Если мы больше всего на свете хотим покоя, то часто преувеличиваем требования, которые предъявляют нам окружающие. Мы всем своим видом показываем это, например, глубоко вздыхаем. За спокойствие мы расплачиваемся ленью — нам трудно раскачаться. Но мы готовы поплатиться, чтобы избежать стресса и ссоры. Людям нравится быть с нами, потому что мы добродушны и беспечны.
61
КОНТРОЛЬ
Когда мы все хотим контролировать, то часто ощущаем внутреннюю панику, если вдруг не владеем ситуацией. Мы редко близко подпускаем к себе людей, поэтому нам приходится расплачиваться одиночеством и отчужденностью в обществе. Нам выгодна такая дистанция, благодаря которой никто не сможет узнать наши слабые места и, соответственно, смутить нас и унизить. Иногда мы начинаем употреблять алкоголь, хотя видим, что потеря контроля ведет к серьезным последствиям
Мы хотели бы обратить ваше внимание на еще один приоритет — приоритет моральной значимости. Это ощущение того, что мы можем быть лучше других, если мы добродетельнее и правильнее других.
Часто нам приходится быть чьей-нибудь жертвой, чтобы достичь этой цели. Например, муж оскорбил жену, и она говорит: «Посмотрите, сколько боли он мне принес, но я останусь с ним ради детей». Или жена алкоголика: она не разводится с ним и готова терпеть все неудобства для того, чтобы «помочь» ему. Одна из сильных сторон этих людей — то, что они готовы пожертвовать собой и помочь другим.
И еще один приоритет хотелось бы добавить к списку — это приоритет материальных накоплений. Цена этого приоритета в том, что нам всегда мало — всегда хочется еще и еще. Однако с нами всегда интересно и весело.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Что будет, если вам повезет?
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Притча «Я бы показал вам»
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Елена Джеро. Зависимые отношения. Вход и выход
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Приворот белой магии
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • Притча «Когда я начал любить себя»
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Притча «Мы такие»
  • Притча «В зеркалах твоих глаз»
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Что нужно делать предпринимателю, чтобы добиться успеха.
  • Татьяна Прайер. Почему мы боимся перемен?
  • Притча «Любовь и сострадание»
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Сергей Неллин. 7 популярных заблуждений о страхе
  • Афоризмы психотерапевтов: Валерио Альбисетти
  • Притча «Страхи»
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь