Ридлер Билл. Понимание себя и других.

Категория: Библиотека » Индивидуальная психология | Просмотров: 34939

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Вопросы
Отказались ли вы заниматься чем-либо, потому что ваш брат (сестра) в этом преуспел (преуспела) ? Хотелось бы вам развить в себе эти навыки?
ФИЗИЧЕСКИЕ НЕДОСТАТКИ И ПРОБЛЕМЫ СО ЗДОРОВЬЕМ
Если у кого-то в семье увечья или проблемы со здоровьем, то это влияет на мироощущение не только этого человека, но и тех, кто рядом с ним. Например, у отца Фреда было больное сердце. Всем домашним запрещалось выражать открыто свой гнев или предъявлять требования, потому что папе нельзя волноваться. В результате Фред научился выражать свое недовольство, делая обиженное лицо. Он решил, что не будет ни с кем и ни о чем договариваться. Он часто отказывался от чего-нибудь, а потом обижался, но никогда не злился.
Часто, если в семье есть ребенок, который болен и нуждается в постоянном уходе, это все меняет. Если, допустим, болен старший, то младший невольно приобретает черты старшего. Или, если у предпоследнего ребенка проблемы со здоровьем, он или она часто занимает место младшего.
Вопросы
Был ли в вашей семье кто-то, кто постоянно болел? Как это влияло на решения, которые вы принимали, будучи ребенком, о том, что нужно делать, чтобы чувствовать себя важным и значимым?
СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Ценности общества, в котором человек живет, также влияют на формирование его жизненных принципов. Не так давно, если женщина хотела работать, на нее смотрели с неодобрением. Поэтому только немногие из них приобретали какие-то профессии. Для того чтобы утвердить «домашние» ценности, девочек поощряли играть в куклы, а мальчиков часто спрашивали: «Кем ты будешь, когда вырастешь?»
В современном обществе уже стало нормальным, если женщина где-то работает. Благодаря этому у мужчин и женщин появилось много но-
51
вых возможностей. Наше отношение к игрушкам и детским играм меняется в соответствии с обстановкой в обществе. Более подробную информацию о важности социального окружения вы найдете в Главе 4.
Вопросы
Каковы были ценности общества, в котором вы росли? Вы соглашались с ними или не принимали их? Сравните ваш список ценностей с таблицей, которая приведена в начале четвертой главы. Какая колонка совпадает с тем, как вас воспитывали?
ТРАГЕДИИ В СЕМЬЕ
Часто, когда в семье происходят такие трагедии, как смерть или серьезные повреждения, дети берут на себя больше ответственности, чем это необходимо. Во взрослой жизни они пытаются это компенсировать. Они склонны быть гиперответственными или слишком заботятся об окружающих.
Случилась трагедия или нет — само по себе не так важно. Важно то, как ребенок объясняет себе происходящее. Другими словами, что он думает о жизни, о себе и о других людях.
Например: «Я решил, что нельзя слишком сближаться с людьми, которых я люблю, — они могут покинуть меня».
Вопросы
Происходили ли в вашей жизни трагедии, когда вы были ребенком? Как реагировали ваши родители? Чем для вас стала трагедия?
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
Почти все дети перенимают ценности, которые исповедуют отец и мать (исключениями являются «белые вороны», которые придерживаются абсолютно иных правил).
Например, отец Сью был совладельцем нефтяной компании, у матери был свой магазин одежды.
В их семье придерживались правила: «Ты преуспеешь, если будешь много работать». Теперь у Сью проблемы. Ей трудно соединить работу и общественную жизнь.
Вопросы
Спросите себя, был ли в вашей семье своего рода лозунг или негласное правило? Как это применимо к вам сейчас?
РЕАКЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Наша система ценностей формировалась также исходя из того, как родители реагировали на наше поведение. Если, например, ребенок
52
ободрал колено и мама ему говорит: «Да, это действительно больно. Что ты будешь с этим делать?» — в этом случае ребенок полагается на свои силы. Тогда как ребенок, чья мама поднимет большой шум, все за него сделает и даст ему мороженое, чтобы он успокоился, может подумать, что, наверное, выгодно причинять себе боль.
Мы не предлагаем вам винить родителей во всех своих бедах. Важно то, как мы понимаем и объясняем себе реакцию наших родителей.
Вопросы
«Как реагировали мои родители или какой реакции я ожидал от них на:
• мой гнев;
• мой школьный спектакль;
• то, как я выражал свое мнение;
• мое нежелание делать то, что хотели они;
• мое сексуальное любопытство;
• моих друзей;
• мои развлечения;
• мое хобби или отсутствие такового;
• мою духовную жизнь;
• мои пристрастия в еде;
• мою манеру одеваться;
• мое желание иметь что-то свое?»
Во многих вышеприведенных примерах дети могли решить не оправдывать родительских надежд, так как чувствовали давление, чувствовали, что их заставляют поступать так, как угодно родителям. В другом случае им, возможно, казалось, что они не в состоянии оправдать надежды родителей или они действительно их не оправдали из-за соперничества, о котором упоминалось выше.
КАК РЕШЕНИЯ ФОРМИРУЮТ НАШ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Давайте взглянем на то, как наши детские решения становятся моделями, которыми мы пользуемся для решения взрослых проблем.
Ребенок рождается и сталкивается с первыми трудностями, когда что-то происходит не так, как ему хочется. Тогда ребенок объясняет себе происходящее и принимает какое-то решение. В словаре Вебстера решение определяется так: суждение или вывод.
Например, Шерон было год и два месяца. Она играла и неожиданно упала в бассейн с водой. Отец увидел, что девочка тонет, и вытащил ее из воды. Шерон ужасно испугалась. Она решила, что жизнь опасна: сама я не справлюсь, и мне нужен кто-то сильный, чтобы спасти меня.
Заметьте, что для маленького ребенка это решение очень точное. Позже оно переросло во мнение. Мнение Вебстер определят как убеж-
53
дение, основанное не на абсолютной достоверности или позитивном знании, а на том, что кому-то кажется верным, ценным или возможным. Вся беда в том, что решение, ставшее впоследствии мнением или убеждением, прочно закрепляется в сознании. Иметь свое мнение полезно и нужно. Но поддерживать устаревшие, давно не соответствующие действительности убеждения нет смысла.
Убеждения впоследствии становятся ожиданиями. В словаре ожидание определяется так: ждать; предчувствовать; думать, что что-то может случиться или появиться. Шерон учится ожидать, что она не сможет справиться с ситуацией, и поэтому ей нужен кто-то, кто поможет ей. Она ищет и часто сама создает ситуации, которые подтверждают ее ожидания.
ОЖИДАНИЯ
Мы зачастую недооцениваем силу ожиданий. На одном из наших занятий мы разработали упражнение, демонстрирующее, что же это такое. Инструктор просит студента, пусть это будет Энн, выйти из комнаты. Остальные становятся в круг. Выбирают двоих, которые будут приветствовать ее при входе и сопровождать в круг. Задача остальных — сделать так, чтобы Энн почувствовала их тепло и расположение. Инструктор приглашает Энн войти, встречающие приветствуют ее и вводят в круг. Группа обычно отлично справляется с заданием. Энн чувствует себя легко и свободно. Инструктор снова просит ее выйти и обращается к группе с просьбой сделать то же самое. Когда Энн входит, все начинают ее тепло приветствовать, но очень скоро на курсе устанавливается атмосфера отчужденности. В течение 10 секунд почти все замолкают и отворачиваются от нее.
Что произошло? От Энн вдруг стало плохо пахнуть? Нет. Студенты говорят, что во второй раз Энн не была приветливой. Она выглядела и действовала более осторожно. В первый раз ее руки были свободны, во второй раз она поджала локти и немного ссутулилась. Сначала она смотрела на людей открыто и спокойно, потом — подозрительно переводила взгляд с одного человека на другого. В чем дело? Из-за чего такая перемена?
Инструктор попросил Энн рассказать, что он ей сказал, когда она выходила во второй раз. «Мне сказали, что меня будут щекотать».
Единственной разницей между первой и второй ситуациями были ожидания девушки. Она и не предполагала, что обладает такой силой, которая может управлять поведением всей группы.
Мы незаметно сообщаем о наших ожиданиях тем, как мы смотрим людям в глаза, как стоим или сидим, каким голосом разговариваем, какие слова выбираем. Обычно мы провоцируем и получаем именно то, чего ожидаем.
54
ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ
Детские воспоминания — это отличный способ узнать себя: Почему из миллиона событий, происходивших в нашем детстве, мы помним только несколько избранных эпизодов? Адлер обнаружил, что детские воспоминания, которые хранятся в нашем сознании, объединены одной темой, повторяющейся из раза в раз. Он пришел к выводу: наши воспоминания о детстве — это способ поддержать наши убеждения и образ жизни.
Чтобы лучше себя понять, нужно изучать свои детские воспоминания.
Разберем четыре случая, произошедшие с восемнадцатилетней девушкой.
Воспоминание 1. «Мне 2 года. Мама подходит ко мне со словами: "Я же предупреждала, что тебе будет больно", — и накладывает пластырь. Она говорила мне не совать пальцы в фен, но мне было любопытно. Да и, к тому же, я не верила ей, так как там ничего не было видно».
Воспоминание 2. «5 лет. За мной гнался мальчик, и я потеряла цепочку».
Воспоминание 3. «Мне было 6 лет. Мама готовила обед. Мне показалось, что пахнет жареными котлетами, и я сказала об этом. Мама сказала: "Нет, это бифштекс". Ну, я съела его. Но для меня это были котлеты. После этого я никогда не ела бифштекс».
Воспоминание 4. «Мне 6 лет. Я играла на лугу в моем любимом месте. Я увидела шмеля, летающего вокруг. Больше я там не играла».
КАК ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ВОСПОМИНАНИЯ
Почему именно эти четыре случая отложились в памяти девушки, несмотря на то, что в детстве с ней много чего происходило? На первый взгляд, в них нет ничего общего. Однако, если предположить, какие уроки она могла бы извлечь из этих событий, и дополнить предложения:
«Жизнь — это...» «Я...»
«Другие...» «Поэтому...»,
то станет абсолютно понятно, что заставляет ее действовать так или иначе.
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
Давайте рассмотрим ее воспоминания с этой точки зрения. Будем разбирать каждое по очереди и делать предположения, чтобы опреде-
55
лить сквозную тему ее образа жизни, а затем корректировать догадки, по мере накопления информации.
Воспоминание 1. Жизнь опасна, таинственна и полна сюрпризов.
Я не способна различить опасность.
Мужчины — ?
Женщины дают полезные советы, поэтому я должна доверять мнению других людей больше, чем себе.
Пока это еще не выводы, это лишь догадки. Нужно сравнить ответы с последующими воспоминаниями и корректировать наши предположения до тех пор, пока не выявится единая тема, объединяющая воспоминания. Любые возникающие противоречия мы будем исследовать в поисках этой темы.
Воспоминание 2. Жизнь опасна.
Я не в состоянии управлять ситуацией.
Мужчины — агрессивные, опасные.
Женщины — ?
Поэтому, когда я пытаюсь защитить себя, я что-то теряю.
Воспоминание 3. Жизнь непредсказуема, она преподносит сюрпризы.
Я не могу доверять ни себе, ни кому бы то ни было.
Мужчины — ?
Женщины дают советы, на которые нельзя положиться.
Поэтому я могу быть в безопасности, только если ничего не буду хотеть и не буду ни в чем участвовать.
Теперь уже стало ясно, какие предположения можно пересмотреть, а какие складываются в модель. Слово «непредсказуемая» четко дополняет «жизнь...» в первом и третьем воспоминаниях и ничему не противоречит во втором. Все три предложения «я...» отражают явное принижение своей значимости и ее способности управлять своей жизнью. Единственное дополнение в «мужчины...» показывает, что она считает их опасными и агрессивными. Женщины же появляются в двух воспоминаниях — очевидно, они для нее важнее мужчин.
Из категории «женщины...» в третьем воспоминании видно, что нам нужно изменить «Поэтому...» в первом случае. Она не может доверять советам других людей, так как они не в состоянии оценить, полезный это совет или нет. Ни в первом, ни во втором случае нет темы «поэтому я не буду ничего хотеть и ни в чем участвовать», но она не противоречит произошедшему.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Что будет, если вам повезет?
  • К чему снится секс?
  • Притча «Сон дровосека»
  • Притча «Разумный эгоизм»
  • К чему снится начальник
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • К чему снятся мертвые?
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • К чему снится лифт
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • К чему снятся часы
  • К чему снится телефон
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • К чему снится высота?
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • К чему снится война?
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • К чему снится авария
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Притча «Человек, вышедший на поиски своей судьбы»
  • Притча «Я просто Вам хотел сказать...»
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • К чему снится самолет
  • К чему снится стиральная машина
  • К чему снятся цыгане
  • Метод Сакити Тойода или метод пяти «ПОЧЕМУ»
  • К чему снятся глисты?
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • К чему снится поцелуй
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Не я виноват, а мои родственники.
  • Притча «В зеркалах твоих глаз»
  • К чему снится кладбище?
  • К чему снятся хомяки?
  • К чему снится арбуз?
  • К чему снятся дельфины?
  • Магия приворота в домашних условиях



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь