Ридлер Билл. Понимание себя и других.

Категория: Библиотека » Индивидуальная психология | Просмотров: 34941

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Иногда нам не хватает знаний, но если причина действительно в этом, то мы не чувствуем себя, как выжатый лимон, — проблема не угнетает нас. А если вы в отчаянии, не знаете, что делать, или готовы уйти от решения проблемы, то это сигнал к тому, что какой-то другой фактор (не этот) ограничивает вас. Если бы дело было только в отсутствии знаний, вы, осознав это, начали бы читать, изучать, обсуждать ситуацию, то есть двигаться в сторону решения. Вы наслаждались бы процессом познания, а не впадали бы в отчаяние.
69
Естественно, меняя какие-то свои убеждения, вы нуждаетесь в определенной информации. Вы сможете приобрести эти новые знания, прочитав пятую главу об уверенности в себе и умении разрешать конфликт.
Эта же глава посвящена подробному разъяснению четвертого — социального — фактора. Мы обсудим, как быстро изменяющаяся обстановка в обществе влияет на нашу способность жить вместе, работать вместе и любить вместе.
ОБРАЗЦОВЫЙ ГРАЖДАНИН
Гражданин авторитарного общества Гражданин демократического общества
Послушный Ответственный
Не интересуется, почему Спрашивает: «Почему?
Чувствует ответственность перед требованиями ситуации
Боязливый реагирует на страх Воодушевленный и бодрый. Подбадривает других
Ведомый Принимает решения, согласовывая их с остальными
Пассивный Активный, уверенный в себе
Деспотичный с теми, кто «под ним» послушный с теми, кто «над ним» Может быть и лидером, и подчиненным — зависит от ситуации; не боится потерять свой авторитет
Ощущает себя грешником Обладает чувством равенства, считает себя достойным
Лишен самоуважения — идет на поводу у окружающих Наделен способностью влиять на других людей
Боится испортить репутацию, если совершит ошибку, тем самым ограничивая свои творческие способности Не боится быть несовершенным, что развивает его способности к творчеству
Знает, что хорошо, а что плохо, исходя из того, что говорит по этому поводу диктатор Прежде чем делать выводы, вникает в суть и разбирается в ситуации
Либо зависимый, либо независимый Взаимозависимый
Говорит «нет», только если готов сражаться Говорит «нет» открыто, достигая обоюдного согласия
Выполняет приказы Берет ответственность
Соглашается, независимо от желаний, потом жалуется Голосует, затем добивается от представителей власти ответа
70
Как вы воспитали бы ребенка, желая, чтобы он стал образцовым гражданином в стране, которой правит диктатор? Какие качества вы стремились бы в нем развить? Хотелось бы вам, чтобы ребенок, живущий в демократическом обществе, обладал теми же качествами?
Изучите нижеприведенную таблицу. Характеристики в левом столбике кажутся нам уместными для человека, живущего в тоталитарном обществе. Черты, перечисленные в правой колонке, существенны, если мы стремимся к демократии.
Заметьте, что обе колонки отличаются друг от друга коренным образом. В наше время мы сталкиваемся с тем, что по закону, казалось бы, мы живем при демократии. Но только немногим родители привили качества, необходимые для того, чтобы быть ответственным гражданином в нашем обществе.
В книге Кэтрин Кволс «Радость воспитания» подробно написано, что нужно делать родителям, чтобы воспитать ответственных, уверенных в себе детей. Здесь мы не будем вдаваться в подробности. Мы хотим исследовать, как наши авторитарные, консервативные традиции не только препятствуют развитию демократии, но и влияют на психическое здоровье. Изучая приведенную ниже таблицу, спросите себя, какие качества воспитывали в вас ваши родители.
БАЛОВСТВО
На протяжении многих столетий наша цивилизация стремилась все себе подчинить, в том числе одни люди подчиняли себе других. На этой основе базировались и наши культурные ценности. В людях воспитывалась рабская психология. Многие идеи, изначально направленные на построение сотрудничества, подгонялись под нужды системы, приобретая совершенно иное звучание и утверждая, что сотрудничать можно, но только под надзором. Даже религиозные идеи постепенно искажались, оправдывая концепцию того, что некоторые люди обладают священным правом управлять и контролировать других.
Такие воспитательные методы, как «пожалеешь розгу — испортишь ребенка», тоже меняли свое значение. В результате вырастали целые поколения детей, готовых позволить другим людям управлять своей жизнью.
Какой же первоначальный смысл имела эта поговорка? Наш коллега Оскар Кристенен с группой семинаристов исследовал происхождение этой пословицы. Они обнаружили, что в ней говорится о приспособлениях, которыми когда-то пользовались пастухи. В библейские времена пастухи использовали преимущественно два орудия труда: прут (розгу) и посох. Посох был палкой с крючком на конце, которым удерживали овцу, цепляя ее за шею. А прут был прямой палкой, используемой для направления стада. Если овца отбивалась, пастух
71
пользовался прутом и, осторожно прижимая его к боку овцы, загонял ее обратно.
Таким образом, можно сказать, что «пожалеешь розгу (прут) — испортишь ребенка» означает: «Ты должен обеспечить ребенку РУКОВОДСТВО, или ты его испортишь». Почему-то многие из нас понимают эту поговорку иначе: «Бей ребенка розгами, иначе ты испортишь его». Как нелепо! Можете себе представить, что случилось бы, если бы пастух начал бить отбившихся овец? Тогда не только такая овца испугалась бы и убежала, но и все стадо бросилось бы врассыпную.
Почему же эта фраза была неправильно истолкована? Возможно, те, кто хотел управлять людьми, пользовались неточным значением поговорки для того, чтобы оправдать наказания. Тираны запросто прибегали к пыткам, запугивая людей. Если им удавалось доказать массам, что «Всемогущий» смотрит на их методы сквозь пальцы, горожане охотнее подчинялись им. Также, если правители поощряют физические наказания детей, то у молодых людей развивается не только страх наказания, но и отношение к войне как к чему-то логичному. Ребенок вырастает с убеждением, что бить людей — это способ заставить их делать то, что ты хочешь. Повзрослев, эти дети не будут сопротивляться и послушно пойдут на войну отбирать владения более слабых существ.
Мы не утверждаем, что правители сознательно манипулируют массами, придумывая и воплощая способы обмана молодых. Они тоже явились жертвами несовершенства общественной системы. Ложные идеи лишь эволюционировали, подстраиваясь под систему. А ошибочное толкование не было задумано специально. Когда мы читаем Библию и любую другую книгу, мы невольно стремимся найти в ней нечто, подтверждающее наши действия, и часто проходим мимо прекрасных идей, которые помогли бы нам измениться и стать лучше. Мы скорее пытаемся сохранить чистую совесть, чем ставить под сомнение свой образ жизни.
ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЬЯ
Сейчас многие взаимоотношения нарушены, поскольку мы перешли от авторитарной системы к демократической, не изменив при этом наши авторитарные взаимоотношения. По мере того, как мы пересматриваем наши методы воспитания, мы движемся к более эффективной демократии. Но пока нам надо решить, как сохранить демократию при поколении людей, которые были приучены недооценивать свои силы и чересчур полагаться на щедрого благодетеля.
Следующие три сценки помогут вам понять, как на нас влияет современная общественная ситуация.
72
Одно или более поколений назад. ХОЗЯИН дома возвращается с работы, и МАЛЕНЬКАЯ ХОЗЯЮШКА приветствует его у дверей.
Том: Я пришел.
Джуди: Привет, милый. Как прошел день?
Том (проходит мимо нее, шлепается в свое кресло): Где моя газета?
Джуди: Здесь, дорогой.
Том (щелкая пальцами): Дай мне кофе.
Джуди приносит кофе.
Том: Ну?
Джуди: Что «ну»?
Том: Ну, что на обед?
Джуди: Я думала подать жареное мясо и кукурузу.
Том (сердитым голосом): Теперь слушай сюда, женщина! Ты же знаешь, что я не люблю кукурузу!
Джуди: О, прости, дорогой! Что бы ты хотел?
Том: Пожарь мясо с бобами. Когда все будет готово?
Джуди: Примерно через двадцать минут.
Том: Ты могла их приготовить к моему приходу. Я целый день трудился в поте лица, стараясь обеспечить семью. Как дети вели себя сегодня?
Джуди: Джонни опять дразнил свою сестру. Я сказала, что ты разберешься с этим, когда придешь.
Том: Уж и не знаю, что мне с ним делать! Джонни, ну-ка, поди сюда! Что это я слышу: ты опять обзывал свою сестру? Я жду ответа, молодой человек!
Джонни: Но папа, она...
Том: Никаких «но»! (Шлепая Джонни): Сколько раз тебе повторять, что некрасиво обижать людей!
Джуди: Милый, не будь с ним таким строгим.
Давайте подумаем, какие убеждения могут развиться у Джонни после того, как он проживет в этой обстановке 21 год? Помните: Джонни чувствует себя маленьким и хочет вырасти. Кажется, что у взрослых все привилегии. Становясь старше, Джонни отчаянно пытается быть НАСТОЯЩИМ МУЖЧИНОЙ. Какие ответы он дает на следующие вопросы?
В: Что такое «настоящий мужчина»?
О: «Настоящий мужчина» — это начальник. Он грубый и является кормильцем. Люди так в нем нуждаются, что дают ему все, что он хочет. Нет никого важнее хозяина в доме.
В: Как женщина относится к «настоящему мужчине»?
О: Когда мужчина говорит: «Прыгай!», женщина спрашивает: «Как высоко?», выполняя приказ.
73
В: Могу ли я стать «настоящим мужчиной»?
О: Не уверен. В чем я точно уверен, так это в том, что чувствую себя беспомощным, по сравнению с отцом.
Сестра Джонни тоже делает выводы, формируя мнение о себе и роли женщины.
В: Что требуется от «настоящей женщины»?
О: Она готова подчиниться.
В: Насколько важно женское мнение?
О: Оно вообще не имеет значения. Даже обязанность женщины воспитывать детей — то, чему она училась, играя в куклы,, — приходится выполнять мужчине («Я сказала, что ты с ним разберешься, когда придешь»).
В: Стоит ли становиться настоящей женщиной в прогрессивном понимании этого слова?
О: Конечно, нет! И даже феминистки не убедят меня бороться за расширение прав женщины.
СЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ
Джонни вырос и готов доказать, что он «настоящий мужчина». Он выбрал себе в жены «маленькую хозяйку». Итак, Джон приходит после работы домой. Да, необходимо учесть один маленький нюанс — ситуация в обществе изменилась. Действие происходит спустя целое поколение, и «маленькая хозяйка» читает «женский журнал»! Давайте посмотрим, что происходит.
Джон (приходит домой с работы): Привет, я пришел.
Сью: Что у нас на обед?
Джон: Что значит, что у нас на обед? Это женская забота. Что ты делала целый день? Смотрела телевизор и ела конфеты?
Сью: Слушай, забулдыга, не умничай.
Джон: Я весь день работал. Кстати, это я приношу домой колбасу. Могла бы и приготовить что-нибудь.
Сью: А я пишу статью о жестоком обращении с детьми и за этот месяц заработала денег больше, чем ты. Ну, что на обед?
Джон (слабым голосом, смиренно): Ну ладно, я все понял. Что ты будешь есть?
Сью (с раздражением): Ты всегда будешь таким нытиком? Неужели ты не можешь сам решить? Почему ты всегда спрашиваешь меня?
ПОЧЕМУ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАРУШЕНЫ?
Совершенно очевидно, что эти отношения нарушены. Однако причина не в том, что Джон и Сью не любят друг друга. Это произошло в
74
результате изменения обстановки в обществе. Взяли двух молодых людей с авторитарным воспитанием и хотят, чтобы они вели себя демократично.
Отметьте, что Джон разрушает взаимоотношения тем, что старается завоевать любовь и восхищение Сью, так как пытается быть «настоящим мужчиной». Сью, в соответствии с современными веяниями и идеями равенства, не хочет, чтобы ею командовали. Однако она никогда не видела, как двое могут жить вместе, уважая друг друга. Сью может опираться лишь на модель семьи, которую видела в детстве. Она не хочет, чтобы ею распоряжались, но вместо сотрудничества командует сама. Женщина говорит: «Яне должна быть внизу, значит, я буду наверху!» Однако помните, что Сью воспитывалась в авторитарной семье, поэтому она недооценивает себя и сомневается в своей способности настоять на своем. Поэтому, когда ей удается унизить Джона, не дав ему управлять собой, она жалуется, что он «нытик». Из-за неуверенности в себе она ошибочно полагает, что ей нужен «сильный мужчина».
Мы называем такие смешанные чувства «двойственными». Джон тоже находится в противоречии. С одной стороны, он хочет, чтобы Сью была самостоятельной, а с другой — считает, что командовать должен он.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Что будет, если вам повезет?
  • К чему снится секс?
  • Притча «Сон дровосека»
  • Притча «Разумный эгоизм»
  • К чему снится начальник
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • К чему снятся мертвые?
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • К чему снится лифт
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • К чему снятся часы
  • К чему снится телефон
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • К чему снится высота?
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • К чему снится война?
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • К чему снится авария
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Притча «Человек, вышедший на поиски своей судьбы»
  • Притча «Я просто Вам хотел сказать...»
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • К чему снится самолет
  • К чему снится стиральная машина
  • К чему снятся цыгане
  • Метод Сакити Тойода или метод пяти «ПОЧЕМУ»
  • К чему снятся глисты?
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • К чему снится поцелуй
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Не я виноват, а мои родственники.
  • Притча «В зеркалах твоих глаз»
  • К чему снится кладбище?
  • К чему снятся хомяки?
  • К чему снится арбуз?
  • К чему снятся дельфины?
  • Магия приворота в домашних условиях



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь