Куликова Анастасия Вадимовна. Статья «Как помочь ребёнку, потерявшему одного из родителей»

Статья «Как помочь ребёнку, потерявшему одного из родителей»

Автор: воспитатель МБОУ «Марьяновская СОШ№3», Куликова Анастасия Вадимовна.

Я хочу рассказать вам об очень непростой ситуации, которая произошла в моей группе осенью 2018 года.

Шел второй год моей работы воспитателем, когда мне сообщили, что в мою группу придет мальчик трёх лет, потерявший маму.

Я испытывала растерянность и замешательство, не зная, как и чем я могу помочь ребенку в этой ситуации, не имея представления о том, каким образом и насколько остро он переживает потерю.

В нашей жизни принято недооценивать детское горе. Взрослые думают, что ребёнок ещё маленький, ничего не понимает, скоро забудет. Если ребенок потерял родителей впервые годы жизни, кажется, что он вообще не осознает факта потери. Детский психолог Мария Капилина сказала: "Считается, что самое ужасное, что может произойти с человеком — это потеря ребенка. На самом деле потеря родителя для ребенка гораздо страшнее. Ведь даже самый любимый ребенок — это только часть нашей жизни, а родитель для маленького ребенка — весь его мир".

 

Детское горе внешне может выглядеть не так, как горе взрослого человека. Оно маскируется под видом "странностей" поведения, а порой под гиперпослушностью и "правильностью".

Между 2-мя и 6-тью годами у них развивается представление о том, что умирают не навсегда (смерть как отъезд, сон, временное явление).

Узнав о смерти родителя или близкого родственника, дети проходят через те же стадии, что и взрослые — шок, отрицание и гнев, депрессия и отчаяние, чувство вины и постепенное принятие.

Я понимала, что я не сталкивалась с подобными ситуациями и решила изучить литературу, почитать статьи по данной теме.

С помощью интернет ресурсов, я нашла и познакомилась со следующей литературой:

  • Интернет ресурсы: http: // adalin. mospsy. ru/l_03_00/l0098. shtml Смерть родителей. Потеря ребенком родителей Автор: Л. Петрановская
  • Интернет ресурсы: http: // www. resobr. ru/materials/370/5766/ Смерть близкого человека: психологическая поддержка ребенка Источник: Журнал "Справочник педагога-психолога. Школа" № 1, 2011 года
  • Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с.
  • Шефов С. А. Психология горя. — СПб.: Речь, 2006. -144с.

Я сделала вывод, что в отношении детей, близкие часто стараются скрыть свои чувства по поводу утраты. Это объясняется их собственным страхом перед интенсивностью детских эмоций.

Проблема заключается в том, что скрывание факта смерти родителя или запрет на выражение чувств не несет в себе ничего, кроме патологических реакций, среди которых можно выделить:

  • длительное неуправляемое поведение
  • острую чувствительность к разлуке
  • полное отсутствие каких-либо проявлений чувств.

Детям легче перенести печаль и горе членов семьи, чем молчание или неправду. Ребёнок должен быть включен в переживания всей семьи, и его эмоции ни в коем случае не должны игнорироваться. Это самое основное правило, так как ребенок должен отгоревать свою потерю.

Ещё я прочитала, что впервые полгода случившегося, нежелательно лишать ребёнка привычной для него обстановки: увозить его к родственникам, менять место жительства. Если же всётаки так случилось, то хотя бы сохранить вещи и предметы, которые окружали ребёнка, когда мама была рядом.

Я узнала, что ребёнок теперь будет жить с бабушкой, дедушкой и папой. Я решила поговорить с ними и предложила им создать похожую окружающую среду, к которой он привык.

И вот состоялось моё знакомство с данным ребёнком. Я понимала, что нужно сдержать свои эмоции и правильно вести себя с педагогической точки зрения. Со временем я увидела характерное поведение для ребёнка, потерявшего маму: ребёнок был гипер активен, он мог бегать и смеяться, а через 5 минут садился на стул и начинал плакать. Я разговаривала с ним, выясняла причины его расстройств, если ребёнок нуждался в индивидуальном внимании, объятьях, заботе (а это свойственно детям данного возраста, потерявшим маму), я давала ему это. Он мог бегать, играть, а потом подойти ко мне, сесть на руки, прижаться и обнять меня, важно не отказывать ребёнку в тактильном общении, если он этого желает.

Изучая литературу, я познакомилась с методикой АРТ- терапии, выбрав для себя определённые техники, я решила применить их в своей работе с этим ребёнком.

К самым эффективным методам арт-терапии, помогающим при утрате близкого, относятся:

  1. Изотерапия — лечение живописью. Главное здесь — не умение рисовать, а возможность выразить свою боль с помощью разнообразных красок
  2. Фототерапия- просмотр фотографий даёт возможность оживить и сохранить в памяти добрые и светлые воспоминания. Мы сделали совместно с бабушкой и ребёнком альбом с семейными фотографиями, чтобы дать возможность ребёнку оживить в памяти добрые и светлые воспоминания о маме.
  3. Песочная терапия — такая помощь предполагает использование песочного материала для создания картины. Помимо его, можно применять разнообразные виды круп. Я создала в группе уголок экспериментирования и работы с песком и крупами.
  4. Музыкальная терапия. Она заключается в прослушивании и самостоятельном исполнении музыки. Играя на музыкальных инструментах, ребёнок расслабляется и успокаивается. Совместно с музыкальным руководителем применили данную терапию, включив ребёнка в музыкальный кружок «Камертон». Благодаря проделанной работе, ребёнок чувствовал себя комфортно на всех утренниках в течение года.
  5. Также, мы применили танцевальную терапию. В процессе танца ребёнок делает акцент на верном выполнении движений и отвлекается от печальных мыслей, заменяя их позитивными эмоциями.
  6. Сказкотерапия. В воображаемом мире человек может сам управлять событиями, происходящими там, а также закончить сказку положительно, так, как бы ему хотелось.

Благодаря проделанной работе за прошедшее время, ребёнок полностью адаптировался к новым условиям, он с удовольствием посещает детский сад и активно участвует во всех мероприятиях.

При работе детьми мы также привлекаем социальных партнёров в лице работников ДК. Раз в неделю посещаем сеансы мультфильмов, культработники проводят различные мероприятия для нас, в которых дети принимают активное участие.

Хочу поделиться с вами рекомендациями, используемыми педагогом при общении с ребенком, потерявшим близкого человека.

  • Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-то из близких. Относитесь с терпением к проявлениям агрессивности, гневливости, нервозности, замкнутости, невнимательности, которые могут наблюдаться впервые недели, никогда не показывайте своего удивления.
  • Если ребенок хочет поговорить, не отказывайте, обязательно найдите время выслушать его, проявите заинтересованность в разговоре. Слушайте не только ушами, но и глазами и сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Это позволит ему почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь, ведь прикосновение имеет огромное значение для ребенка, потерявшего тепло любящего родителя.
  • Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Будьте готовы к вопросам и всегда старайтесь быть честными в ответах. Педагог не должен бояться признавать, что чего-то не знает.
  • Узнайте, в какой семье живет ребенок, ее традиции, религиозные взгляды. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами, оставшегося из родителей или смущать ребенка.
  • Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого. "Ты очень любил маму (папу, брата, сестру и т. д.), и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла". В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй. Покажите ему, что можно улыбаться и смеяться.
  • Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти кого-то из родителей, он действительно так думает. Дети честны в высказывании своих чувств. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо доверять, о них надо говорить. Не следует произносить фраз типа "Скоро тебе будет лучше". Уместнее будет сказать: "Я знаю, что ты чувствуешь, ".
  • Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с родителем изменения в поведении ребенка, в его привычках.
  • Особое внимание требуется в праздничные дни – трудные для ребенка – когда остальные дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, можно предложить приготовить поздравление бабушке или тете.
Просмотров: 298
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь