Клевцова Ольга Ивановна. Опыт работы по исследовательской и экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Лучики»

Опыт работы по исследовательской и экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Лучики»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад № 46 «Мотылёк» посёлка Монино Щёлковского муниципального района Московской области (МБДОУ ЦРР детский сад № 46 «Мотылёк» п.Монино ЩМР МО)

составила воспитатель высшей квалификационной категории Клевцова О.И. Монино 2018 г.

Дошкольники – прирожденные исследователи. Будучи причастными к взаимодействию с окружающими их предметами и явлениями, сверстниками и взрослыми, дети пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей через призму собственного опыта.

 

Советский психолог, Н.Н. Поддьяков, разработавший оригинальную теорию познавательного развития ребенка) выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно — исследовательской (поисковой) деятельности.

Он выделяет два основных вида ориентировочно — исследовательской деятельности.

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно — исследовательской деятельности -деятельность, организованная взрослым.

В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

  1. физический: ребенок учится управлять своим телом и отдельными органами;
  2. природоведческий: ребенок знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
  3. социальный: ребенок запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
  4. познавательный: ребенок тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
  5. личностный: ребенок узнает свои личные возможности;
  6. волевой: ребенок запоминает, как он сам может влиять на других людей;
  7. поведенческий: ребенок моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
  8. лингвистический: ребенок занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;

Объектом познания детей дошкольного возраста является

Рукотворный мир, мир живой и неживой природы

В процессе экспериментирования ребенку необходимо найти ответы на следующие вопросы:

- Как я это делаю?

- Почему я это делаю именно так, а не иначе?

- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?

Отличительная особенность в познании детей младшего дошкольного возраста.

Вижу- действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями

В детском саду опыты, эксперименты могут проводиться в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так же элементарные опыты включаться в каждое занятие. Опыты можно использовать на прогулке как часть наблюдения.

Организационный момент должен быть игровым, сюжетным увлекать и заинтересовывать детей. Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников необходимо использовать различные стимулы:

  1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта)
  2. тайна, сюрприз
  3. мотив помощи
  4. познавательный мотив (почему так)
  5. ситуация выбора

Используя формы работы с детьми младшего дошкольного возраста наблюдение, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры), дети не только знакомились с природой, но и целенаправленно подходили детей к ее пониманию: с помощью вертушек, показывая, как дует ветер, во время дождя вместе с детьми слушая, как стучат капли дождя по крыше и стеклам окон, наблюдая за листопадом, собирая желтые листочки, в солнечный день играя с солнечным зайчиком, внимательно рассматривая овощи, произрастающие в нашей местности (огурец, помидор, морковь, яблоко), взяв их в руки, потрогав, понюхав, и попробовав на

вкус, наблюдая за одеждой людей в разное время года, дети расширили представления о

характерных признаках рассматриваемых предметов и объектов окружающего мира.

Обращая внимание детей на свойства природных материалов, показывала, как сухой песок рассыпается, а если его полить водой — становится влажным, и тогда из него с помощью формочек можно делать различные пирожки. В играх с водой показывала детям, что вода жидкая, ее можно переливать из одного сосуда в другой, если холодная вода постоит на солнышке, то станет теплой, вода может быть чистой и грязной. Таким образом, в процессе игр с песком и водой, дети знакомились с их свойствами.

В зимнее время на прогулке и во время игр, знакомя детей со свойствами снега. вместе с детьми трогали снег, замечая, что он холодный, белый, а от тепла рук он тает. Показывая детям, что он липкий, и из него можно лепить различные формы, и повторяя за мной мои действия (лепка фигур и катание снежных комков), у детей формировались элементарные представления о свойствах снега.

Вместе с детьми набирая снег в ведерко и наблюдая, как он таял в группе, дети убеждались в том, что растаявший снег превращается в воду. Весной небольшое количество снега клали на асфальт и наблюдали, как он тает под солнечными лучами, продолжали изучать свойства снега.

Делая красивые украшения для елочки, растущей на участке детского сада, мы наливали в формочки цветную воду и выносили на участок. Для того, чтобы развесить эти украшения, я делала петельки и опускала их в воду. Когда игрушки замерзали, доставала их из формочек и развешивала их.

Весной вместе с детьми мы обращали внимание на распустившиеся от солнечного тепла листочки, травку, цветы. В процессе ухода за растениями, подготовки почвы для посадки растений, полива цветов, рыхления земли, вытирание листьев я объясняла детям, для чего это нужно делать.

Ухаживая за растениями совместно с детьми, я подводила детей к пониманию того, что все живые объекты отличаются от неживых тем, что нуждаются в солнце, воздухе, воде, у детей сформировался не только познавательный интерес, но и бережное отношение к объектам природы.

С целью формирования мотивации познавательной потребности, познавательного интереса, в основе которого лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" мною было проведено наблюдение-эксперимент и показано простейшее отличие свойств очищенного от неочищенного апельсина (мандарина — детям младших групп) в воде ("плавает-тонет").

Задачи: формировать элементарную способность к наблюдениям за предметом, погруженным в воду, развивать познавательную сенсо-моторную активность, умение делать элементарные умозаключения на основе собственного жизненного опыта, активизировать словарь; воспитывать аккуратность, дисциплинированность.

Оборудование и материалы:

Глубокая емкость с водой, 2 мандарина

В ходе эксперимента ставила на стол емкость, наливала в нее воду, сопровождая действия вопросом: ребята, это что? Что я наливаю?" (вода). Затем брала неочищенный апельсин (мандарин). Спрашивала: "Что это?" — (апельсин/мандарин). Затем опускала его в воду, сопровождая действие словами: сейчас наш апельсин будет плавать. Побуждая детей отвечать на вопрос: что делает мандарин? (плавает). Ребята, а ваши мандарины хотят поплавать?

Каждый из детей по очереди повторяет действие воспитателя (опуская мандарин в воду). Сопровождала действия детей словами:

мандаринкам нравится плавать побуждая отвечать детей на вопросы: что делают ваши мандаринки? Им нравится плавать?

После этого показала детям, что мандаринчик может снять одежду, вместе с детьми очистили мандарины от шкурки, затем опустили их в воду. Обращая внимание детей на то, что мандаринка не умеет плавать без одежды. Когда дети опускают свои мандаринки в воду, побуждаю детей наблюдать сопровождая погружение мандарина в воду словами: "где мандарин — мандарин утонул.

Вывод: в одежде (в шкурке) апельсин плавает, а без одежды (шкурки) утонул.

Результаты: сформированы интерес к наблюдению за предметом в воде, развиты сенсо-моторные навыки (умение поместить предмет в воду и наблюдение за ним) и внимание.

Рекомендую проведение данного вида деятельности (наблюдение) с таким объектом природы как снег (снег, погруженный в воду, сначала плавает, а потом исчезает: "куда делся снег?"). Данное наблюдение вызовет интерес к наблюдению за снегом и формирование элементарных представлений о свойствах снега.

Просмотров: 461
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Суворова Елена Сергеевна. Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Берегите воду»
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Редактор. Ребенок от 3 до 5 лет. Что подарить?
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Прохорова Олеся Викторовна. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр «Мы пока, что малыши, но с природою дружны»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Галина Бастина. Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде?»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь