Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 107638

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ:
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ, ПЯТИШАГОВАЯ МОДЕЛЬ СБОРА ДАННЫХ, ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ
Нами было высказано предположение, что большинство методов психологии и психотерапии может быть концептуализировано с помощью пятишаговой модели принятия решений. Эта модель состоит из семи пунктов (см. табл. 2.1). Эти пункты подробно рассмотрены в дальнейшем с целью помочь вам составлять продуктивные интервью, годные для использования в контексте различных теорий. Было обнаружено, что данная модель работает как в “терапии взаимопонимания”, так и психоанализе, как в методиках рефрейминга, так и в поведенческом тренинге. (Айви, 1983.)
Великий американский изобретатель Бенджамин Франклин был одним из первых ученых, систематически изучившим теорию принятия решений. Он заботился, в основном, о четком разграничении, во-первых, той проблемы, которая должна быть разрешена, во-вторых, перечня возможных подходов к ней, и, в-третьих, баланса позитивных и негативных последствий любого решения. Систематизированная модель принятия решений имеет дело с теми же пунктами, которые разрабатывал Бенджамин Франклин. Модель интервью, представленная здесь, во многом повторяет старую концепцию Франклина, но она переработана в соответствии с новейшими моделями творческого принятия решений.
Таблица 2.1
ПЯТИШАГОВАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРВЬЮ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАДИИ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ СТАДИИ КУЛЬТУРНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
1.Взаимопонимание /структурирование. “Привет!”
Построить прочный союз с клиентом, добиться, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно. Структурирование может быть необходимо для объяснения целей интервью. Определенная структура помогает не отвлекаться от главной задачи, а также дает клиенту информацию о возможностях консультирующего.
С некоторыми личностями или с некоторыми социально-культурными слоями процесс достижения взаимопонимания может стать довольно длительным. Методы раппорта варьируются в зависимости от индивидуальных или культурных особенностей.

2.Сбор информации. Выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей клиента. “В чем проблема?”
Определить, зачем клиент пришел на консультацию и как он видит свою проблему. Умелое определение проблемы поможет избежать бесцельного разговора, задает направление беседе. Необходимо четко уяснить позитивные возможности клиента.
Не все клиенты воспринимают тщательное вычленение проблемы, типичное для психологов, ориентированных на средний класс. Однако, после того, как цели клиента четко поняты, следует вернуться к определению проблемы.

3. Желаемый результат. К чему хочет прийти клиент? “Чего вы хотите добиться?”
Определите идеал клиента. Каким бы он хотел стать? Что произойдет, когда проблемы будут решены? (Это информирует психолога о том, что именно хочет клиент.) Желаемое направление действий клиента и психолога должно быть разумно согласовано. С некоторыми клиентами необходимо, опустив 2-ю стадию, выделить сначала цели.
Если проблема ясна и конкретна, рекомендации могут быть даны немедленно. Некоторые социально-культурные группы или отдельные индивиды предпочитают начинать прямо отсюда.

4. Выработка альтернативных решений. “Что еще мы можем сделать по этому поводу?”
Поработать с разными вариантами решения данной проблемы. Это подразумевает творческий характер подхода к данной задаче, поиск альтернатив во избежание ригидности и выбор среди этих альтернатив. Данный этап может включать длительное исследование личностной динамики. Эта фаза интервью может быть самой продолжительной.
Очень важно учитывать индивидуальные и культурные различия при выработке вариантов решений. То, что является “правильным” решением с вашей точки зрения, может оказаться совершенно неприемлемым для другого. С некоторыми группами предпочтителен директивный стиль рекомендаций.

5. Обобщение. Переход от обучения к действию. “Вы будете делать это?”
Способствовать изменению мыслей, действий и чувств в повседневной жизни клиента. Многие клиенты после интервью ничего не делают, чтобы изменить свое поведение, оставаясь на своих прежних позициях.
Степень обобщения сильно зависит от того, насколько полно вы учитывали индивидуальные и культурные различия на разных стадиях интервью.

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ
Клиент не сможет творчески функционировать, если психолог или терапевт не создает атмосферу душевного тепла и поддержки. В начале беседы максимальное внимание следует уделить развитию взаимопонимания с клиентом. В некоторых случаях, прежде чем установить необходимый уровень взаимоотношений, может пройти несколько встреч. Клиент, как правило, только выигрывает, если он знает, чего хотят от него во время беседы. Краткое определение задач интервью помогает в установлении взаимопонимания. Структура беседы может быть предложена клиентом. Например: “Я здесь для того, чтобы найти подход к моим детям, и хотел бы об этом потолковать”. Или план беседы может исходить от терапевта: “Работая с подобными проблемами, мы обычно делаем так: сначала я хотел бы выслушать вас и понять ваш взгляд на предмет разговора, а затем мы поищем решение. Вы согласны?
Развитие раппорта и структура интервью должна всегда исходить из индивидуальности клиента, его исторических и культурных корней. Джонсон (1978 г.), например, подчеркивал, что каждый человек имеет свой уникальный стиль принятия решений. Некоторые немедленно реагируют на события, проблемы и предпочитают принимать решения быстро, особенно не раздумывая. Другие, более организованные по природе, откладывают проблему и постепенно, шаг за шагом, работают над ее разрешением. Какой из описанных стилей ваш? Коль скоро вы обладаете спонтанным стилем, “осторожный' клиент будет больше доверять вам, если вы попытаетесь подстроиться под его неуспешную манеру реагирования. Короче говоря, в процессе интервьюирования желательно распознать индивидуальные особенности стиля принятия решений.
В предложенном интервью, которое мы будем продолжать рассматривать в следующих главах, вы можете обратить внимание, что установление контакта иногда может быть очень быстрым. Давайте рассмотрим развитие раппорта, структурирование и то, как ими можно оперировать в контексте консультации по принятию решений.
Психолог: Привет, Джейн. Я так поняла, что ты хочешь потолковать со мной о том, как идут дела на твоей новой работе. (Психолог улыбается, приглашает Джейн сесть. Джейн в нетерпении хочет начать беседу).
Джейн: Никак они (дела) не идут. (Джейн торопится и проглатывает слова.)
Психолог: “Вот как?! Давай я немного послушаю тебя и мы посмотрим, что происходит. Возможно, мы придем к лучшему пониманию событий”.
Как вы почувствовали, Джейн не терпелось рассказать о своих трудностях и беседа завязалась сразу. Структура разговора была задана буквально в нескольких словах. Необходимо подчеркнуть, что раппорт не всегда устанавливается так легко. С
если клиент принадлежит к иной культурной группе, чем вы, контакт может быть затруднен из-за отсутствия доверия между вашими группами. Джейн, например, могла бы не довериться психологу-негру. Если бы Джейн была индианкой, на установление раппорта пришлось бы уделить значительно больше времени. Представители некоторых национальностей считают американскую манеру установления “быстрого контакта” поверхностной и обидной.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сатир Вирджини. Почему семейная терапия
  • Браун Дж. Структурная семейная психотерапия
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Шатова Марина. Дидактическая игра 'Герб моей семьи'
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Маданес Клу. Стратегическая семейная терапия.
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Малахова Надежда Викторовна. Конспект НОД в старшей группе. Тема 'Я и моя семья'
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением
  • Редактор. Детский рисунок семьи
  • Зейга Дж. К. Эволюция психотерапии. Сборник статей. Т. 1. Семейный портрет в интерьере. Семейная терапия
  • С.В. Уманский. Современные подходы к психологическому консультированию и психотерапии семьи
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Отарян Кима Грачовна. «День семьи» по сказке «Гуси-лебеди»
  • Редактор. Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка
  • Чванова Маргарита Викторовна. Занятие по познавательному развитию «Моя семья» в подготовительной группе
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Смирнова Елена Александровна. Фестиваль-конкурс «Семейные традиции»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Старкова Светлана Николаевна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ
  • С.Ф. Смагин. Семейный кризис
  • Денисова Галина Петровна. Проект «Наша дружная семья»
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Харина Елена Георгиевна. «Наша дружная семья». Сценарий праздника, посвящённый Дню семьи, любви и верности
  • Юлия Устинова. Онкологический больной в семье (Ю. Устинова)
  • Редактор. Детские праздники в семье
  • Кодола Лариса. Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Семейные проблемы — причины их возникновения
  • В. Савченко, А. Семкина. Эмоциональная система семьи
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень 2.
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Иксанова Антонина Алексеевна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе: «Моя семья. Древо моей семьи».
  • Кузнецова Галина Ивановна. Детско-родительский проект «В каждой семье свои традиции»
  • Попова Ольга Анатольевна. Мои семейные традиции
  • Наделяева Галина. Конспект ООД: «Семья и семейные ценности»
  • Висина Татьяна Сергеевна. Конспект Беседы «Ромашка символ семьи, любви и верности»
  • Михайлова Ольга Владимировна. Конспект НОД детей в 1 младшей группе «Моя семья»
  • Котельникова Юлия Алексеевна. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Петрова Екатерина Георгиевна. Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь