Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 108145

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТРАТЕГИЮ ПСИХОЛОГА ПО ИЗМЕНЕНИЮ ПОВЕДЕНИЯ КЛИЕНТА
Этап I
Построение
мотивации
1. Подталкивание клиента к самораскрытию/не делать это
2. Выдача позитивной обратной связи (понимание и принятие), противоположность — нейтральная или негативная обратная связь в ответ на самораскрытие.
3. Использование самораскрытия для достижения инсайта и когнитивного переструктурирования/достижение незначительного инсайта.

Этап II
Использование
силы
мотивации 4. Выдача директивных указаний и подробных рекомендаций, которых должен придерживаться клиент/избежание любых директив и планов.
5. Выяснение готовности клиента следовать предложенной стратегии поведения/невыяснение подобной готовности
6. Апелляция к нормам, приписываемым уважаемым группам и индивидам/отсутствие такой апелляции.
7. Избирательное применение положительной обратной связи/безусловное принятие.
8. Организация коммуникации и процедуры тренинга, имеющих своей целью повышение у клиента чувства самоуважения/не задаваться такой целью.

Этап III
Поддержка
мотивации
после завершения
консультаций
9. Заверение, что психолог будет в дальнейшем поддерживать позитивные сдвиги и следить за развитием клиента/отсутствие таких гарантий.
10. Обеспечение телефонных звонков, обмена письмами и др. форм общения, поощрение надежды на будущий контакт/отсутствие таких форм общения.
11. Напоминание клиенту о чувстве персональной ответсвенности/отсутствие такого напоминания.
12. Гарантирование успешности процесса изменения без помощи психолога/отсутствие таких гарантий.

(Из Дженнис И., Кроткий словарь психолога, 1983.)
Многие клиенты уверяют, что хотят измениться, но, если вслушаться в их утверждения более внимательно, можно обнаружить множество фраз типа “да, но...”. Когда вы видите, что клиент ускользает от вас при помощи “да, но”, вы можете с большой вероятностью сказать, что в этом случае вряд ли, что изменится.
Пункт 7 — “Избирательное применение положительной обратной связи в противоположность безусловному принятию, а в некоторых случаях даже нейтральная или негативная обратная связь” — здесь Дженнис делает то, что большинство теорий консультирования не рекомендует или прямо отрицает. Роджеровская теория (см. гл. X) подчеркивает необходимость априорного принятия клиента как основу для успешной помощи. Дженнис бросает вызов этой общепринятой вере психологов-профессионалов. Это не значит, что Дженнис чему-нибудь угрожает. Скорее клиенту даже идет на пользу, когда ему помогают понять, что работает, а что нет, используя при консультировании определенные типы вербализации или поведения.
Наконец, необходимо подчеркнуть, что Дженнис уделяет исключительное внимание последнему этапу беседы, стадии “закрепления изменения” (пятый шаг предыдущей модели). Специальные “техники поддержки” — такие, как телефонные звонки, установление “контакта на равных”, проверки исполнения — применяются для того, чтобы клиент не чувствовал себя брошенным и продвигался дальше.
Модель консультирования Дженниса можно назвать “тренерской”. Дженнис сам объясняет ее следующим образом: “Когда клиентка смотри на психолога как на тренера олимпийской команды, она незаметно приходит к мысли, что он тренирует ее как звезду для Олимпийских игр”.
Решения не возникают в вакууме консультационного офиса. Вы, ваши взаимоотношения с клиентом врываетесь в его жизнь. Представленная здесь пятишаговая модель консультации, будучи применена в системе с другими возможными моделями, может существенно изменить весь жизненный путь клиента. Результатом вашей квалифицированности, вашего умения принимать решения во время консультаций станет человек, научившийся принимать эффективные решения.

УПРАЖНЕНИЯ ПО КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ,
КАСАЮЩЕМУСЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Найдите друга или родственника, которому предстоит принять решение. Спросите его, согласен ли он пройти у вас курс консультирования. Прекрасными темами для вашей первой попытки станут такие проблемы, как крупная покупка, предстоящая перемена работы, требующие совета мелкие ежедневные проблемы в общении с другом или коллегами. Следующее упражнение включает в себя пятишаговую модель интервью.
1. Взаимопоншнание/структурирование. Отведите некоторое время на достижение взаимопонимания и расскажите вашему “клиенту” о структуре предстоящей беседы.
2. Сбор информации. Выясните проблему и позитивные ресурсы клиента. Желательно расспросить клиента о его прошлом, о происхождении проблемы, о том, как он пытался ее решить. Изучите важные черты и факторы, лежащие в основе проблемы.
3. Желаемый результат. Спросите клиента, чего бы он хотел достичь в идеале. Поставьте в качестве цели выработку оптимального решения.
4. Выработка альтернативных решений. Используйте примеры творческих решений, приведенные в данной главе. Теперь, когда проблема и желаемый исход для вас ясны, сколько альтернативных выборов вы сможете предложить клиенту? Придумайте возможно большее количество идей.
Затем последовательно запишите все возможные решения и заполните сбалансированную таблицу (см. табл. 2.2). Проследите, какие решения приведут к желаемой цели и выберите один способ действий.
Попросите вашего клиента пофантазировать, что будет через год, если клиент будет следовать выбранной стратегии поведения? Этот дневник будущего может быть и письменным, если вы захотите. Обсудите дневник с клиентом, обращая внимание на то, какие эмоции он испытывает. Удовлетворен ли он перспективой? Вы можете обнаружить, что пристальное рассмотрение будущего поставит перед клиентом дополнительные задачи. чтобы не выйти за рамки этого упражнения, ограничьтесь исходными проблемами.
Если клиент эмоционально не удовлетворен тем, что принесет ему принятое решение, обсудите другие альтернативы. И, наконец, попросите клиента выбрать один из возможных вариантов.
5. Обобщение. Составьте договор с клиентом об исполнении решения или части его. Это потребует некоторого творчества. Последите за клиентом в течение нескольких дней, посмотрите, как он исполняет договор и, в случае необходимости, поощрите его, скажите, что микропроблемы не должны для него заслонять конечную цель. Составьте долгосрочный план обобщения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Этчегоен Г. Эмпатия
  • Влияет ли тестостерон на эмпатию?
  • Касимова Разиля Газизулловна. Методические подходы к воспитанию эмпатии у детей дошкольного возраста средствами русской народной сказки.
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Янг-Айзендрат П. Консультирования семейных пар
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Кан Майкл - Между психотерапевтом и клиентом. Новые взаимоотношения
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Петрушин С.В. - Мастерская психологического консультирования
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Эмпатия; Empathy; Einfuhlung
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Эмпатия; empathy
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Манухина Н.М. Краткосрочное психологическое консультирование: модель 1-3 встреч с клиентом
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Олег Точеный. Телефонный маркетинг. Продажи по телефону. - Из цикла "Психология продаж"
  • Коммуникативная дистанция между психотерапевтом и клиентом, опыт работы в Онкоцентре
  • Минигалиева М.Р. - Психологическое консультирование: Теория и практика
  • Зависимость глубины и прочности союза от уровня, на котором сделан выбор партнера
  • Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую и психотерапевтическую помощь: определение понятий
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Профессия психолог
  • Интроекция; Introjection; Introjektion
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Бион У.Р. К-связь и –К-связь
  • Алешина Юлия - Индивидуальное и семейное психологическое консультирование
  • Олифирович Н.И.. Групповые гештальт-эксперименты
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Файн С. Динамика коммуникации в терапевтическом интервью
  • Раздел четвёртый. Общение и взаимодействие для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Невербальные признаки лжи и обмана
  • Карлин Е. А. Образ психотерапевта глазами латвийцев
  • Дэвид Ди Анджело. Критические точки и мосты.
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • «Чего хочу Я, чего хочет ОН»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь