Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 107617

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Клиент приходит к нам, зажатый между тигром и клубникой. Причем, иногда очень трудно решить, какие проблемы похожи на тигра, а какие на клубнику. Должна ли клиентка сделать аборт или выйти замуж? Должна ли юная пара, еще недавно такая влюбленная, развестись или ей лучше искать другой выход? Должен ли студент становиться инженером, как хотят его родители, или взять академический отпуск на год и пойти работать? Это только некоторые из тех проблем, которые нуждаются в творческом и эффективном подходе.
Осознанное принятие решений включает в себя несколько измерений. Во-первых, выяснить различные аспекты проблемы, ее основные черты и факторы. И только исходя из этого, мы затем можем обсуждать варианты поведения. Если вопрос касается брака, необходимо выяснить специфические аспекты этой проблемы. Затем, опираясь на основную структуру консультации по принятию решений, терапевт и клиент в содружестве могут посмотреть на проблему под различными углами зрения и выбрать новую стратегию поведения. Творчество предполагает диалоговый режим консультации, свободу мысли, открытость изменению и воображению.
Когда вы сталкиваетесь с тигром, вы можете обнаружить и клубнику, т. е. решение..., а можете ничего не предпринимать и дать проблеме победить вас. Чтобы достигнуть своей цели, необходимо принимать творческие, осознанные решения, а это невозможно без практических навыков, знания теории и капельки магии.
В этой главе дается примерная структура консультации, с помощью которой можно составить систематический план по оптимизации как ваших собственных творческих способностей, так и способностей клиента. Данная модель выросла из теории и практики по принятию решений, она неразрывно связана с одной из самых старых теорий — теорией факторов. Но любое решение всегда содержит и некий магический компонент.
ТВОРЧЕСТВО И МАГИЯ
Чрезвычайно трудно поставить под контроль творчество, интуицию или появление новых идей. Кажется, что они появляются откуда-то извне. Человек может биться над нерешенной проблемой, затем на время оставить ее. Затем снова займется ею, “прозвенит звонок”, “вспыхнет свет” и возникнет решение проблемы. Творчество зависит от спонтанности и готовности “дать себе волю”. Классическая картинка с меняющимися кубками-профилями из гештальт-психологии является одной из иллюстраций данного факта. Некоторым людям трудно увидеть и кубок, и профили. По сути дела, они ригидны и зачарованы одним взглядом на вещи. Через некоторое время, при наличии желания, они смогут стать более свободными и научиться видеть альтернативы, присущие данной ситуации. Этот момент раскрепощения и присущий ему инсайт (“Ага!”) и является сутью творчества — способности находить что-то новое на старом месте. Кубик Неккера иллюстрирует то же самое утверждение. Большинство людей сразу же видят один кубик, затем другой, а после некоторой тренировки сразу два, “переходящих” друг в друга. Однако, вглядываясь дальше, можно различить и многие другие физические образы (плоские фигуры, треугольники). Магия творчества — это спонтанное образование чего-то нового там, где все кажется давно известным. То же самое можно сказать о клиенте, приходящем за советом к психологу. Он или она могут иметь твердое представление обо всех деталях проблемы, хорошо в ней разбираться, но быть совершенно неспособным дать себе волю посмотреть на вопрос по-новому. Там, где есть ригидность, зажатость и фиксация на одном, приходит конец волшебству или творчеству. Задача терапевта — помочь клиенту осознать альтернативные возможности его поведения.
В процессе консультации творческое мышление важно как для клиента, так и для терапевта. Основываясь на информации клиента, психолог должен выделить основные черты проблемы, определить возможные решения и соответствующий образ действий, причем, желательно интерпретировать возможные последствия действий. Единственная возможность для пробуждения у клиента инсайта — это владение многими качествами, навыками, теоретическими знаниями в области психологии. Приобретение всего этого требует сознательных усилий. По мере накопления теоретического и практического багажа, он может быть отложен в подсознание с тем, чтобы использовать его в нужный момент.
С этой точки зрения магия эффективной КО-терапии не так уж необъяснима. Каков должен быть результат долгого и систематического накопления профессионального мастерства, помноженного на наблюдательность и внимательное выслушивание клиента в офисе или на уличной скамейке? Основываясь на своем опыте и изучении клиента КО-психолог должен довериться своей интуиции, постичь сознательный и бессознательный мир клиента и помочь ему.
Основная цель терапии — помочь человеку стать более творческим и гибким. Клиент приносит вам буквально куски своей разбитой жизни. Он может осознанно передать события и факты, но часто бывает не способен организовать их в работающую модель. Задачей терапевта является помочь клиенту сознательно переосмыслить эти куски жизни и в дальнейшем действовать более рационально и творчески.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ВЫРАБОТКЕ РЕШЕНИЙ:
ПЕРЕФОРМУЛИРОВКА ТЕОРИИ ФАКТОРОВ
Теория факторов может быть лучше всего определена как совет по принятию решений, когда целью психолога или терапевта является подсказать клиенту ту стратегию поведения, которая бы помогла ему действовать более эффективно. Исторически корни факторной теории уходят к Франку Парсонсу, который в 1908 г. основал в Бостоне Бюро по профориентации. Модель Парсонса по выбору профессии была довольно проста, но учитывала реальность обыкновенно и специально профориентационной консультации.
Для правильного выбора профессии необходимо учитывать три группы факторов: 1) глубокое знание себя, своих установок, возможностей, желаний, амбиций, способностей, ограничений и их причин; 2) знание требований, условий успеха, зарплаты, возможностей, перспектив различных видов профессий; 3) объективное обсуждение взаимосвязей между этими двумя группами факторов.
Эта модель может быть расширена и модифицирована, принимая во внимание широкий спектр личностных проблем. Например:
При консультации всегда существует три главные проблемы: а) понимание клиента, б) знание среды, в которой живет клиент и которая может повлиять на принятое решение; в) обсуждение связей клиента с его окружением для определения оптимальной стратегии поведения.
Несмотря на многочисленные неслыханные заблуждения в анализе личности и ее окружения, теория факторов сохранилась, возможно, потому, что логику Парсонса фактически невозможно опровергнуть. Акцент на изучение связей личности и среды контрастирует с личностно-ориентированными теориями, лежащими в основе большинства консультаций. В основной работе Парсонса подчеркивается, что анализ среды так же важен, как анализ индивидуальности клиента. Логика теории факторов тесно взаимосвязана с философией американского прагматизма, с тем, “что работает”. Основные положения Парсонса и их интерпретация действительно разворачивают перед нами ситуацию клиента лучше, чем в любой другой теории. Вы обнаруживаете, что признание одинаковой значимости личности и ее социальной среды значительно сильнее характеризует теорию факторов, чем другие подходы.
Когда вы встречаетесь со своим школьным психологом или психологом колледжа, вы советуетесь с ним относительно курсов, которые вы бы хотели посещать. Когда вы обсуждаете с банкиром или адвокатом ваши финансовые проблемы, они неизбежно используют некоторые формы теории факторов или консультации по принятию решений. Совершенно очевидно, что для принятия мудрого решения вам и вашему советчику (психологу, финансисту или юристу) необходимо знать ваши специфические личностные черты, а также факторы, нужные для успешной деятельности в сфере образования, рыночных отношений или юриспруденции. Более того, вы нуждаетесь в советчике, который знает ваше окружение. Если вы хороший человек, то еще не значит, что вы преуспеете на поприще психологии или в выплате кредита за вашу машину, или в составлении грамотного завещания. Неблагоприятные обстоятельства могут перекрыть все личностные достоинства. Трудной задачей психолога, проводящего консультацию по принятию решений, является необходимость обсудить всю совокупность обстоятельств, лежащих в основе проблемы и помочь клиенту принять оптимальное решение.
Психология принятия решений, возможно, является наиболее запутанней среди других теорий, несмотря на то, что она характеризуется простейшей структурой — имеется в виду, что она всегда базируется на определенном выборе. Сложность увеличивает возможность обобщенных теоретических подходов, и вы можете убедиться, что психодинамическая, когнитивная, клиенто-центрированная и другие терапии вполне могут быть использованы совместно с теорией принятия решений.
Эффективное консультирование по принятию решений — одно из самых трудных, но и самых необходимых видов консультирования, поскольку все мы постоянно принимаем решения, но не умеем принимать их осознанно и по определенной системе. Это трудно потому, что порой слишком большое число факторов вторгается в область принятия решений, чтобы их учесть. Основателей теории факторов (Вильямсон, Петерсон, Дарли) часто критиковали за их неудачную попытку справиться со всем комплексом условий человеческого существования, но внимательно вдумываясь в их работы можно сказать, что их подходы к клиентам, их установки явно впечатляют. Однако им не удалось вписать практику принятия решений в теорию факторов.
За последние годы в психологической науке появились несколько модификаций теории принятия решений (Бломмер, Айви и Саймек-Даунинг, Дженнис и Мэн). Поскольку каждый из этих авторов независимо друг от друга развивали формы обсуждения выбора (в основе их построений лежала теория факторов), их модели сказались систематически не связаны с важной исторической работой Парсонса и с приверженцами факторной теории.
В данной главе предполагается, что теории факторов действительно выгодно вторжение позднейших напластований и исследований, касающихся процесса выбора, и, может быть настала пора переименовать факторную теорию в психологию принятия решений. Если слова “черты и факторы” понадобятся в современной консультации, их можно применять и аргументировать. Возможно, настало время поставить вопрос о выборе решения в центр процесса психологической помощи, поскольку именно принятие определенного решения должно гармонизировать многочисленные черты и факторы как личности, так и ее окружения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сатир Вирджини. Почему семейная терапия
  • Браун Дж. Структурная семейная психотерапия
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Шатова Марина. Дидактическая игра 'Герб моей семьи'
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Маданес Клу. Стратегическая семейная терапия.
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Малахова Надежда Викторовна. Конспект НОД в старшей группе. Тема 'Я и моя семья'
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением
  • Редактор. Детский рисунок семьи
  • Зейга Дж. К. Эволюция психотерапии. Сборник статей. Т. 1. Семейный портрет в интерьере. Семейная терапия
  • С.В. Уманский. Современные подходы к психологическому консультированию и психотерапии семьи
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Отарян Кима Грачовна. «День семьи» по сказке «Гуси-лебеди»
  • Редактор. Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка
  • Чванова Маргарита Викторовна. Занятие по познавательному развитию «Моя семья» в подготовительной группе
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Смирнова Елена Александровна. Фестиваль-конкурс «Семейные традиции»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Старкова Светлана Николаевна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ
  • С.Ф. Смагин. Семейный кризис
  • Денисова Галина Петровна. Проект «Наша дружная семья»
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Харина Елена Георгиевна. «Наша дружная семья». Сценарий праздника, посвящённый Дню семьи, любви и верности
  • Юлия Устинова. Онкологический больной в семье (Ю. Устинова)
  • Редактор. Детские праздники в семье
  • Кодола Лариса. Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Семейные проблемы — причины их возникновения
  • В. Савченко, А. Семкина. Эмоциональная система семьи
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень 2.
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Иксанова Антонина Алексеевна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе: «Моя семья. Древо моей семьи».
  • Кузнецова Галина Ивановна. Детско-родительский проект «В каждой семье свои традиции»
  • Попова Ольга Анатольевна. Мои семейные традиции
  • Наделяева Галина. Конспект ООД: «Семья и семейные ценности»
  • Висина Татьяна Сергеевна. Конспект Беседы «Ромашка символ семьи, любви и верности»
  • Михайлова Ольга Владимировна. Конспект НОД детей в 1 младшей группе «Моя семья»
  • Котельникова Юлия Алексеевна. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Петрова Екатерина Георгиевна. Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь