Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 107654

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

СБОР ИНФОРМАЦИИ
Клиент приходит к вам с некой вербализованной проблемой. Является ли эта проблема основным предметом предстоящей беседы? На данном этапе интервью нашей задачей является: а) выслушать изложение проблемы; б) помочь клиенту ясно сформулировать его затруднения; в) вывести определение задачи.
Следует отметить, что реальной проблемой клиента может быть совсем не та, которую он осознает и с которой к вам пришел. Вас должно в первую очередь интересовать те многочисленные черты и факторы, что лежат в основе проблемы. Давайте поговорим с Джейн.
Психолог: Что случилось?
Джейн: Мой босс набрасывается на меня, как только я войду в комнату. Он думает, что я не отличу один конец отвертки от другого. Парни у нас почти все плохие. Они смеются надо мной. Вообще-то, на прошлой неделе я и сама была не лучше их, я хотела ударить одного... Они хохотали надо мной во всю глотку. Мерзавцы! Я убежала от них.
Какова ваша задача в данной ситуации? Если вы психолог — над какой проблемой вы должны работать? Каковы ваши гипотезы относительно причин затруднения? Может быть, причина — характер Джейн? Или в возможных сексуальных настроениях ее сослуживцев? Или в том и другом одновременно?
Очень соблазнительно принять трактовку проблемы, предложенную клиенткой, и приступить к выработке немедленного решения. Но рассказ клиентки может представлять собой лишь часть полной картины происходящего. Если определить ключ к проблеме Джейн как “дела на работе идут плохо”, то следует сосредоточить свои усилия на том, чтобы наладить взаимоотношения на службе. Это, конечно, необходимая часть решения, но, возможно, проблема более сложная. Прежде чем что-либо советовать, психологу следует расширить проблему и поискать возможные альтернативные варианты.
Психолог: Да, Джейн. На работе действительно паршиво. Так плохо, что ты все время чувствуешь себя как на войне. А ты можешь мне сказать, как ты проводишь время после работы ?
Джейн: Ах, Джо терпеть не может мою работу. Сейчас он временно не работает, ты знаешь. Он думает, что я должна сидеть дома, как он, но я люблю бывать на людях. Однако я ненавижу мое окружение на работе. С меня хватит.
Принимая во внимание эти дополнительные факты, сразу выясняется, что некоторые определения проблемы, данные клиенткой, становятся на такими уж важными. Как нам казалось вначале. Очевидно, что у любого клиента есть множество проблем... Если вы попытаетесь решать их все, вас ждет неудача или очень незначительный результат. На данном этапе достаточно определения одной проблемы. Остальные должны быть “оговорены”, “обозначены” с тем, чтобы поработать с ними в дальнейшем.
Психолог: Итак, Джо и ты столкнулись лицом к лицу с реальной проблемой. Не могла бы ты рассказать о том, что собирается предпринять Джо и каким ты видишь выход из создавшегося положения.
Джейн: Да, вчера вечером... (продолжает рассказывать).
Если бы психолог принял первоначальное толкование проблемы, он бы пропустил важные дополнительные факты.
Однако сбор информации предполагает не только определение проблемы. Клиент развивается, исходя только из своего потенциала, поэтому необходимо обратить внимание на его сильные стороны. Что касается Джейн, она несомненно ценная и компетентная личность. Но она всегда говорит только о своих трудностях. Клиенты ставят себя в зависимую позицию, как только они становятся клиентами. Поэтому очень полезным бывает поискать сильные черты характера клиента, чтобы он почувствовал себя равным вам. Как минимум, он будет чувствовать себя более раскованно, что облегчит вам поиск решения проблемы. Поиск внутренних резервов клиента подробно описал в VII главе. Приведем лишь некоторые примеры:
Психолог: Я теперь в курсе всех твоих трудностей на работе и с Джо. Ты рассказала очень понятно, мы не обсудили. Но давай на минуту отвлечемся — я бы хотела услышать о том, что ты делаешь хорошо, когда ты чувствуешь себя хорошо ?
Джейн: Ну, я работала в магазине хорошо. Я горжусь тем, как я там работала. Например,.. (Джейн продолжает).
Психолог: Прекрасно, из того, что ты рассказала, я вижу, что у вас с Джо были и лучшие времена, верно?
Джейн: О, да, я помню...
Психолог: Таким образом, сейчас у тебя есть не только куча проблем, но и реальные возможности с ними расстаться. Ты способна прекрасно работать, и у тебя за плечами долгие счастливые годы с Джо. Я правильно тебя поняла?
При таком подходе у клиента есть возможность сравнить свои проблемы с прошлыми и настоящими успехами. Люди растут из своего потенциала; обсуждение сильных сторон личности клиента в течение беседы может быть крайне полезным и важным.
ТЕСТИРОВАНИЕ
Возможности терапии и консультирования обогащаются при помощи психологических тестов. Широкий ассортимент личностных тестов, тестов на интеллект и ценностные ориентации, а также другие инструменты изучения человека — все эти доступные методы помогают вам в сборе информации. Психологическое тестирование и его оценка значат очень много в работе терапевта и психолога.
Тестирование может помочь обнаружить неизвестные клиенту резервы его личности, сфокусировать внимание на тех возможностях, о которых он и не задумывался. Например, Джейн, глядя на результаты теста, могла бы обнаружить, что потенциально она прирожденный менеджер и, после окончания соответствующих вечерних курсов, она, возможно, сделает карьеру менеджера. Тесты на интеллект и способности продемонстрировали бы ей, что она обладает достаточными способностями для учебы на таких курсах. Личностные тесты могли бы обнаружить те паттерны мышления и чувств, которые не были сразу замечены во время интервью. Более того, личностные тесты могут обнаружить незамеченные потенциальные затруднения и помочь психотерапевту выработать более сбалансированный и долгосрочный план психологической помощи.
Но сами по себе тесты не так уж важны. Система тестов часто обвиняется в культурной, расовой и этнической ограниченности. Часто получаются незавидные результаты при тестировании женщин из-за неучета социального контекста тестирования. Являясь важным компонентом терапии, тестирование, тем не менее, должно всегда применяться только с определенной целью. Внимательно учитывающее культурную среду тестирование может облегчить процесс консультирования. Тесты помогают выявить специфические черты и факторы жизни клиента, которые ускользнули как от вашего, так и от его внимания. Так что тест — это реальная часть консультирования. Если мы однажды случайно нашли подходящий тест для сбора информации, вы наверняка захотите усовершенствоваться в этом и дальше.
ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Как только у вас появилось четкое определение проблемы, появляется и соблазн тотчас же приняться за ее разрешение. Однако ваши соображения относительно идеального выхода из положения могут совершенно не совпадать с мыслями клиента. Поясним это положение примером.
Психолог: Джейн, мы поговорили о твоих чувствах и мыслях относительно работы и взаимоотношений с Джо. Давай остановимся на минуту и выясним, что же ты собственно хочешь ?
Джейн: Я бы хотела остаться одна на работе — я вовсе не хочу быть “своим парнем” для окружающих. Все, что мне нужно — это чуть-чуть уважения. Вообще-то, немного уважения со стороны Джо тоже не помешало бы.
Психолог: Что значит для тебя “уважение”?
Джейн: Немного помощи сейчас, отсутствие фамильярности и оскорблений в дальнейшем. Я не думаю, что требую от Джо слишком много... Ему так плохо сейчас. Но было бы славно, если бы он хоть немного помогал мне в домашней работе.
Определение цели может быть конкретным или носить общий характер. Важно, чтобы цель была относительно ясна. Джейн могла бы сказать: “Я бы хотела оставить работу, забеременеть и посидеть пока дома”. Следует отметить, что такое радикальное изменение целей требует переосмысления проблемы и предполагает возвращение на вторую стадию с целью более полного сбора информации. Вопросы, задаваемые клиенту относительно желаемого результата, часто меняют направление беседы и терапевтического процесса.
Определение проблемы не вызывает затруднений у большинства клиентов из среднего класса, но некоторые люди или культурные слои предпочитают сначала проговорить цели, а потом уже разбирать проблему. В некоторых случаях вы можете обнаружить, что четкое определение целей делает ненужным дальнейшее выделение проблемы. Прекрасным примером этого может служить следующее предположение: если бы психолог с самого начала спросил бы у Джейн, каковы ее представления об идеальной жизни, ее ответ (если бы он касался беременности или смены места работы) сделал бы широкий поиск смысла проблемы менее необходимым.
Очень важно, чтобы вы нашли время выяснить цели клиента для удовлетворительного решения проблемы. Если вы с клиентом не знаете, куда идете, то вы придете неизвестно куда.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Редактор. Можно ли развить чувство юмора?
  • Розин В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Желнова М. Психоаналитический взгляд на практику в Онкологическом Центре
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Упорова Елена Игоревна. Компьютер в дошкольном учреждении: За и Против.
  • Гадание на цифрах - просто и эффективно
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Притча «Большую цель можно достигнуть»
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Эльманович В.И. НЛП. Часть 1. Терапия.
  • Притча «Болезнь философии»
  • Притча «Домой»
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Елена Веремеенко. Программа по песочной терапии 'Волшебная песочница'
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Притча «Если царь дает кому-то подарок, пускай даже это безделушка, все равно она очень важна»
  • К чему снится дочь
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень I.
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Упражнение, помогающее выделить поведение, которое наиболее нуждается в исправлении, что ведет к изменениям в поведении в целом.
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • К чему снится начальник
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Умение убеждать и строить аргументацию.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь