Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 106742

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

“РАЗНЫЕ ГОЛОСА”* В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

* “Разными голосами ”— так называется книга К. Джиллиган, 1982.
В настоящее время теория психологии бурно развивается. В этой книге вы встретите новые концепции: наиболее важными из них являются такие, как развитие культурной идентичности и феминистическая терапия. Мы покажем вам, что традиционные психологические теории (психодинамическая, бихевиористская, гуманистическая) развивались, прежде всего, белыми мужчинами — представителями западного мира. Следует еще определить, в какой степени эти основные теории должны быть изменены и приспособлены к новым требованиям.
В свете новых идей в области психологии важность выбора своего собственного направления все большее возрастает. Ясно, что культура коренным образом влияет на наше понимание психологии, и в главе IV вы найдете возрожденное понятие эмпатии, учитывающее также культурные различия.
Одним из известных ученых, внесших вклад в эти перемены, является Карол Джиллиган (1982). Хотя психотерапия не является ее узкой специальностью, она очень четко показала, что у мужчин и женщин очень разные представления о природе вещей. С появлением ее работы оказалось, что все исследования и рассуждения о морали и умственном различии оказались рассуждениями о МУЖСКОМ моральном развитии.
Джиллиган указала еще раз на очевидную истину, что мужчины и женщины — очень разные существа. У них, как правило, различаются картины психического развития и в результате различается манера мышления. Рискуя слишком упростить сложную проблему, мужчин можно назвать мыслителями линейного типа, или типа “если — то”. Мужская модель мышления, как правило, сфокусирована на результатах и достижении цели. Джиллиган считает, что для женщин более важным является аспект “межличностных отношений”, они думают о возможностях (и о взаимосвязях возможностей) до начала действия.
Для иллюстрации этого положения Джиллиган берет случай с Джейком и Эми, которым по 11 лет. Сравнивается линейное и иерархическое мышление. Типичной проблемой на сеансах психотерапии является проблема власти и ответственности, когда клиент чувствует межличностный конфликт. Джиллиган спрашивает своих молодых подопечных и получает на свой вопрос следующие ответы:
“Когда ответственность перед самим собой и перед другими людьми приходит в противоречие, то какой следует сделать выбор?”
Джейк: “Эту ответственность нужно поделить между собой и другими в соотношении 3:1”.
Эми: “Ну, это зависит от ситуации. Если вы ощущаете перед кем-то свою ответственность, то до некоторых пределов это надо учитывать, но если это как-то повредит вам и не дает вам действовать по вашему усмотрению, тогда свои интересы нужно учитывать в первую очередь. Однако если это ответственность перед кем-то из близких, то вам надо решать, что для вас важнее, а это зависит от того, какой вы человек, какие чувства вы испытываете к другим”.
Хотя ответы Джейка и Эми дают слишком стереотипное представление о линейно-мужском и женском подходе, основанном на взаимоотношениях, все-таки можно утверждать следующее:
1. Как правило, женское восприятие мира отличается от мужского.
2. Во многих случаях прямолинейная мужская модель поведения будет равнодушна по отношению к другим.
3. С другой стороны, женская модель поведения, построенная на учете отношений, может оказаться конкурентно более совершенной.
В этой книге перед вами предстанут многие теории. Большинство из них, как правило, были созданы мужчинами, но так как текст этой книги был написан в соавторстве с женщинами и мужчинами, мы надеемся, что сможем предложить альтернативное построение процесса психологической помощи. В дальнейшем вы увидите, что и мужчины, и женщины внесли существенный вклад в развитие психологического консультирование.
Одним из существенных культурных аспектов осознанности является ваше понимание разницы полов. Более того, в ваших размышлениях разница в культурах должна иметь первостепенное значение. Если даже мужчины и женщины, принадлежащие одной культурной среде, так по-разному конструируют реальность мира, то еще большая разница существует для разных культурных групп. Большинство теоретиков психологии были представителями белой цивилизации. Очень важно в дальнейшем развить процесс психологической помощи не только с точки зрения женской половины, но и с точки зрения негритянской, азиатской, испанской и др.
Если сравнить первое издание со вторым, то в последнем значительное внимание уделяется культурным различиям между полами. Теоретические исследования со временем дадут нам новые знания о том, как использовать данные о культурных различиях для развития процесса психологической помощи.

ЭТИКА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В основе этической ответственности лежит положение “не навреди клиенту и обществу”: груз этической ответственности лежит на психологе. Человек, обратившийся за помощью, очень раним и незащищен от действий терапевта. Существует детально разработанный этический кодекс профессионального терапевта, который дает на этот счет специальные рекомендации. Приведем некоторые основные положения, касающиеся консультирования:
1. Придерживайтесь конфиденциальности. Уважайте права вашего клиента на его личную жизнь. Не обсуждайте сказанное им во время интервью с другими клиентами. Если же вы не можете выполнить требования конфиденциальности, то надо сообщить об этом клиенту до разговора, пусть клиент сам решит, может ли он на это пойти. Если с вами поделились информацией, содержащей сведения об опасности, грозящей клиенту или обществу, то этические предписания разрешают нарушить конфиденциальность ради безопасности. Однако нужно всегда помнить, что, как бы то ни было, ответственность психотерапевта перед доверившимся ему клиентом всегда первична.
2. Осознайте пределы своей компетентности. Существует своего рода интоксикация, возникающая после того, как психолог изучит несколько первых методик. Начинающие психологи сразу пытаются глубоко копаться в душах своих друзей и своих клиентов. Это потенциально опасно. Начинающему психологу следует работать под наблюдением профессионала, искать совета и предложений по улучшению стиля работы. Первый шаг к профессионализму — сознание своих пределов.
3. Избегайте расспрашивать о несущественных деталях. Начинающий психолог заворожен деталями и “важными историями” своих клиентов. Иногда он задает очень интимные вопросы о сексуальной жизни клиента. Для начинающего или неумелого психолога характерно то, что он придает большое значение деталям из жизни клиента и одновременно пропускает то, что клиент чувствует и думает. Консультирование предназначено, прежде всего, для пользы клиента, а не для увеличения вашего объема информации.
4. Относитесь к клиенту так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Поставьте себя на место клиента. Каждый хочет, чтобы к нему относились с уважением, щадя его чувство собственного достоинства. Глубокие отношения и разговор по душам начинается после того, как клиент понял, что его мысли; и переживания близки вам. Отношения доверия развиваются из способности клиента и консультанта быть честными.
5. Принимайте во внимание индивидуальные и культурные различия. Можно сказать, что практика терапии и консультирования без учета того, с какой культурной группой вы имеете дело, вообще нельзя назвать этической практикой. Достаточно ли вы подготовлены для того, чтобы работать с людьми, отличающимися от вас?
Вот несколько ситуаций, когда следует руководствоваться профессиональной этикой:
— Вы работаете интерном в закрытом заведении для трудных подростков. Во дворе вы видите подростка, курящего марихуану.
— Во время практики по консультированию и психологии малых групп одна из ваших клиенток говорит вам об аборте и ее чувствах в данной ситуации.
— Во время бесед с клиентом он признался вам, что он гомосексуалист и подумывает о самоубийстве.
— У вас проходит курс консультаций черный студент. В качестве проблемы он упоминает расизм, царящий в колледже. А вы — белый.
— Вы работаете в центре психологического консультирования по проблемам профориентации и обнаруживаете, что один из членов персонала имеет сексуальные отношения со студенткой — вашей клиенткой.
— Вы преподаете сексуальное воспитание в старших классах и пятнадцатилетняя девочка признается вам, что она беременна, а ее родители выгонят ее из дома, если узнать об этом.
Проблемы вроде этих реальные, а не выдуманные. Они являются тестами на компетентность и здравый смысл психолога. Обсуждение этих и подобных проблем необходимо для того, чтобы выработать у психотерапевта этический подход в трудных ситуациях. Рассматривайте эти примеры в качестве экзамена на профессиональную этику, который будет длиться всю жизнь.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Эволюция психотерапии в 4 томах. Том 3. "Let it be...": Экзистенциально-гуманистическая психотерапия
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Олег Точеный. Телефонный маркетинг. Продажи по телефону. - Из цикла "Психология продаж"
  • Креспель Изабель, Фрезер Том. Способы описания клиента в трансактном анализе
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Юлия Кузнецова. Терапия EMDR (ДПДГ): десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень I.
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • Кан Майкл - Между психотерапевтом и клиентом. Новые взаимоотношения
  • Панюкова Ксения. Терапия нового решения: вся сила у клиента!
  • Эльманович В.И. НЛП. Часть 1. Терапия.
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Эрих Фром говорил…
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Психотерапия: инструкция по применению
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • «Чего хочу Я, чего хочет ОН»
  • Воля; will
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Ягнюк К.В. Салливан о первичном интервью
  • Файн С. Динамика коммуникации в терапевтическом интервью
  • Суконникова Татьяна Анатольевна. Важность родительского внимания в воспитании ребёнка!
  • Шарфф Д.Э. Процесс диагностической оценки в парной терапии объектных отношений
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Своеобразные с точки зрения западного человека японские понятия, которые побуждают к личностному развитию
  • Петрушин С.В. - Мастерская психологического консультирования
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Чему мы учим своих детей?
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • Аналитическая психология К. Г. Юнга
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Минигалиева М.Р. - Психологическое консультирование: Теория и практика



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь