|
Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар.Категория: Психотерапия и консультирование, Семейная психотерапия | Просмотров: 51175
Автор: Берг-Кросс Л.
Название: Терапия супружеских пар. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке либо деятельности. В процессе работы с парами даются домашние задания, которые заставляют супругов заняться видами деятельности, которые будут их эмоционально связывать. Следует сосредоточить внимание не на том, чтобы выявить суть проблемы, а на том, чтобы испытывать разные чувства при выполнении новых видов деятельности, которые непосредственно способствуют этим чувствам (Roberts, 1992). Когда супруги начинают делать что-то, что усиливает их эмоциональную взаимосвязь, им необходимо найти новый способ того, как объединить новый опыт с ритуалом. Таким образом, ритуалы становятся «канонизированными».
Но ритуалы могут иметь и действительно имеют очень разные значения для мужа и жены. Шоу (Shaw, 1992) изучал так называемое семейное время (ритуальное время отдыха), чтобы определить, какую часть этого времени действительно занимает отдых, а какую работа. Женщины, в частности, обнаружили, что время, которое они проводят с мужем и детьми, и/или время, которое они проводят только с детьми, очень часто связывается у них с «работой». Мужчины же чаще рассматривают это время как отдых и относятся к этому соответствующе. Если семья отправляется в путешествие, чтобы навестить родственников, многие мужья, безусловно, расценивают такую поездку как отдых. Женщины больше вовлечены в руководство событием. Они должны одеть детей, приготовить бутерброды в дорогу, позвонить ,шхюбщить родственникам о времени и цели своего визита, следить за тем, чтобы во время поездки все было нормально. Именно поэтому женщины склонны рассматривать это как «работу». Беседы, которые происходят между супругами, могут быть также определены как некие ритуальные действия. Рутинные беседы после ужина или в воскресенье утром перед тем, как встать с постели, предотвращают конфликтные ситуации, враждебность и потерю контроля. Некоторые супруги считают полезным избегать обсуждения определенных вопросов в определенные дни недели или после определенного часа, и это тоже своего рода ритуал. Многие используют ритуальные фразы, которые означают, что кто-то из них слишком раздражен, чтобы продолжать разговор, например: «Воздушная тревога» или «А не попить ли нам чаю». Некоторые даже отводят специальные места (например, определенные стулья или комнаты в доме), для того чтобы вести эмоционально окрашенные интимные беседы. 501 СЛУЧАИ 2: ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКОВ РИТУАЛОВ И РАЗРУШЕНИЕ БРАКА Мой брак распался пять с половиной лет назад, воистину его разрушили различия в ритуалах. Они носили принципиальный характер. Мы со свекровью абсолютно не могли приспособиться друг к другу и всегда старались избегать совместного обсуждения каких-либо вопросов. Самый ярким примером было то, каким трудным оказался для нас вопрос о старом добром свадебном ритуале. До нашей помолвки, мы с Ларри встречались около года. Тогда нам казалось, что его родители одобряли наши отношения, и все шло хорошо. Затем, спустя полгода после нашей помолвки, он получил предписание отправиться во Вьетнам. Он должен был вернуться не ранее, чем за месяц до назначенной свадьбы. Прошло три месяца после отъезда Ларри, и я стала готовиться к свадьбе. Именно тогда его родители изменили свое отношение ко мне. Неожиданно они пришли к заключению, что их сыну, когда он вернется домой, не следует торопиться со свадьбой. На самом деле их раздражало то, что ритуалы бракосочетания, которые были приняты в моей семье, очень отличались от их ритуалов. В моей семье, в которой соблюдаются традиции англиканской церкви, свадебная церемония носит очень формальный характер. Я уверена, что принцесса Диана пригласила бы на свое бракосочетание больше гостей, но та свадьба, которую я планировала и которая состоялась, была не менее элегантной, чем ее. Родители Ларри жили в большом прекрасном доме, его отец был членом коллегии адвокатов, таким образом, они были типичными представителями среднего класса. Они считали, что свадебная церемония в церкви должна была быть скромной, а после гостей следовало пригласить в дом, где их ожидали бы закуски и торт. Все, что не вписывалось в их представление о свадьбе, расценивалось не иначе, как глупое стремление пустить окружающим пыль в глаза. Я полагаю, что на самом деле проблема была в том, что мать Ларри неадекватно ощущала себя в обществе. Она не знала, как одеваться или что говорить, когда она оказывалась в компании незнакомых людей. Она не понимала никакой кухни, фоме той, которая была принята в их семействе, с этикеткой «Свансон». Вот так обстояло дело. Вне зависимости от реальных причин, которыми был обусловлен ее дискомфорт, все было настолько плохо, что они отказались вообще принимать участие в каком бы то ни было планировании. Когда Ларри вернулся домой, и до бракосочетания оставалось около пяти недель, они умоляли его отменить такую свадьбу и организовать что-то более простое. В конце 502 концов, ситуация настолько ухудшилась, что он был вынужден покинуть дом своих родителей, когда до свадьбы оставалось две недели. Он переехал в тот дом, в котором мы собирались жить после свадьбы. Его мать отказалась приехать на свадьбу, а после она сказала, что если бы она там была, то пришла бы в черном. И даже в день бракосочетания мы все еще не знали, увидим ли мы родителей Ларри на церемонии или нет. В конце концов, все как-то нормализовалось, но потом в наших ритуалах стали выявляться все новые и новые различия. Когда я ожидала рождения своей дочери Тины, моя свекровь не могла понять, почему жена моего брата устроила «бэйби шауэр» и просто завалила нас подарками для младенца. Она считала, что это дурная примета. Ведь никто не мог сказать тогда, родится ли ребенок нормальным или с отклонениями от нормы! Я считала такие предрассудки безумием, но ее дочь мыслила в том же направлении, что и ее мать. Но несмотря ни на что, мне устроили этот праздник. Они тоже пришли, но мое настроение от этого не улучшилось. Когда родилась Тина, я очень хотела ее крестить. Это не было большим религиозным событием - я вообще не вкладывала в это какой-то серьезный религиозный смысл. Для меня крещение был просто семейным ритуалом, который я хотела устроить для своей дочери. Моя свекровь происходила из семьи протестантов и считала, что я действую как язычница. Я сказала, что не хочу оскорблять ее чувства. Именно поэтому я и непригласила ее на это «языческое» событие. Через год она увидела фотографии крещения и пришла в ярость, что мы окрестили ребенка. Она клялась, что мы ни словом ей об этом не обмолвились, и все не могла понять, как мы могли ее не пригласить. Всякий раз, когда возникали подобные разногласия на почве ритуалов, устраивались ужасные сцены, после которых мы подолгу не могли примириться. Иногда на такое перемирие уходило полгода, да и потом оно не было по-настоящему глубоким. Наше отношение друг к другу становилось все хуже и хуже. Родители мужа делали нам подарки в виде очень больших денежных сумм и потом, если мы в качестве ответного ритуала не дарили им какие-нибудь бесподобные подарки на Рождество, они очень сильно оскорблялись. Возможно, самым большим стрессом были ритуалы с телефонными звонками. Как-то раньше она сказала мне, что у женщин есть единственный способ сохранять близкие отношения со своими сыновьями - они должны сделать так, чтобы невестки держали их в курсе дела. Поэтому два раза в неделю она звонила мне, когда я только вернулась с работы, а Ларри еще не было дома. Она хотела, чтобы я в течение получаса давала ей отчет о том, как идут дела у ее дорогого сына, что я приготовила ему на ужин и что мы собираемся 503 делать на выходные. Мне нравилось, что она интересовалась жизнью Ларри, но я ненавидела тот факт, что она выбрала меня в качестве источника информации. Но как только ритуал начинает действовать, вы уже не можете выпутаться из него, и все пять с половиной лет существования нашего брака мы продолжали во всем этом вариться. Я ненавидела каждый из этих 500 телефонных разговоров, которые мне пришлось провести с этой женщиной. Когда мы расставались, я как-то улучила момент, когда атмосфера не была очень накалена, и спросила Ларри о том, что сказали его родители, когда он сообщил им о нашем разводе. На что он мне ответил, что они оба сказали одни и те же слова: «Ну, я же говорил(а) тебе». Я не знаю, были бы мы с Ларри по-прежнему вместе, если бы смогли тогда совершить соответствующий ритуал, направленный на изменение нашего статуса, и отойти от родственников с обеих сторон, которые планомерно и активно вмешивались в нашу семейную жизнь. Просто казалось, что всякий раз, когда мы старались церемониально подтвердить наш союз, они врывались в наш праздник или ритуал, пытаясь все скомпрометировать, и в результате своими действиями дискредитировали наши отношения. Автор неизвестен ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ 3: ВСПОМНИТЬ, КАК ЭТО БЫЛО РАНЬШЕ Это одно из самых романтических упражнений, которые пара может выполнить в качестве домашнего задания. Они должны условиться о встрече, во время которой им предстоит обсудить все то, что раньше привлекало их друг в друге. Они не должны обсуждать то, что произошло с этими прекрасными чертами и поведением, им следует только вспомнить, какими они были, и конкретизировать обстоятельства, при которых все это происходило. Затем их просят выбрать одно или несколько взаимодействий, которые, по их общему мнению, приносили им наибольшую радость и очень связывали их друг с другом. Им следует попытаться адаптировать это поведение и воспроизвести это заново в течение недели. Часто бывает, что влечение основано на том, что люди чувствовали, когда держались за руки, занимались сексом определенным образом, готовили особое блюдо или проводили время с друзьями в непринужденном общении. Повторное ритуальное воспроизведение того, что было раньше, может вновь разжечь старые чувства, но скорее эти воспоминания воспламенят иные чувства, новые и глубокие, чувства, которые подходят более зрелым этапам супружеских отношений. 504 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|