Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24544

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Не всегда оправдано указывать на титульном листе полное наимено-вание темы, тем более ее кодовое обозначение. На титульном листе одной из анкет было написано "Тема: "Структура - 77". Документ № 5". Что такое "Структура - 77"? Для исследователя - это кодовое наименование темы, для респондента - непонятное обозначение. А все непонятное вызывает недове-рие, настороженность. В другой анкете на первой странице значилось: "Те-ма: 0906 - 160001 - 005". "Разработать и использовать методические реко-мендации по социальному проектированию и прогнозированию предприя-тий и организаций". Трудно заинтересовать респондента анкетой, начиная ее набором цифр и батареей непонятных слов.
Иногда, но очень редко, на титульном листе указывается фамилия ав-тора исследования. На наш взгляд, это делать необходимо по крайней мере по двумя причинам. Каждая работа имеет авторство, и его необходимо ука-зывать. В противном случае не с кого спросить за изъяны в работе, некого и поблагодарить за хорошую анкету. Кроме того, происходит постоянное прямое заимствование социологов друг у друга, одни и те же вопросы и да-же блоки вопросов кочуют из одной анкеты в другую, а иногда используется и вся анкета целиком. Печатать фамилию автора и его координаты необходимо еще и для того, чтобы любой респондент мог при необходимости обратиться непосредственно к исследователю. А такие ситуации встречаются нередко.
Иногда на титульном листе указывается номер анкетера, номера от-крытых вопросов для последующей их кодировки, другие непонятные для респондента цифры, буквенные обозначения и пр. Если это необходимые сведения, то лучше их перенести на последнюю страницу анкеты. Не надо отвлекать респондента ненужными и непонятными сведениями, тем более к нему не относящимися.
И последнее. На первой странице должны быть указаны год и место проведения исследования.
Итак, функциональное назначение первой страницы заключается в том, чтобы рассказать респонденту о том, кто проводить исследование, под чьей эгидой проводится опрос, наименование документа (анкета, опросный лист), краткое наименование темы, место и время проведения опроса. Эмо-циональное назначение этой страницы сводится к тому, чтобы привлечь ре-спондента к исследованию, заинтересовать его.

Инструкция к анкете
Поскольку анкета бывает новым и часто довольно сложным докумен-том для респондента, то в обязательном порядке к ней пишется инструкция. Она, как правило, помещается в начале анкеты на второй странице и бывает небольшой по объему.
Прежде всего в инструкции указываются основные цели и задачи ис-следования. Например, "Настоящее исследование проводится с целью изу-чения некоторых аспектов обучения и воспитания школьников".
Цели и задачи исследования даются в самой общей форме, но обяза-тельно четко и определенно. Однако нередко цель исследования бывает вы-ражена столь расплывчато и обще, что становятся непонятными истинные намерения его авторов, скажем: "Обращаемся к Вам с некоторыми вопроса-ми, касающимися Вашей жизни и работы, ответы на которые необходимы для научных и практических целей, для исследования различных сторон де-ятельности современных фермеров". Общее указание на то, что ответы на вопросы "необходимы для научных и практических целей" или в "чисто научных целях", "для исследования различных сторон деятельности..." слабо раскрывают цели и задачи исследования.
И совсем плохо, если в инструкции в качестве цели исследования указывается необходимость сбора какой-либо личной информации. Напри-мер: "Мы просим Вас ответить на вопросы анкеты, цель которой выяснить различные аспекты личной жизни..." или "Предлагаемая анкета предназна-чена для сбора информации о различных сторонах политической деятельно-сти...". У социологов нет права "выяснять различные стороны" жизни людей, обращаться с вопросами, "касающимися личной жизни респондентов", и т.д. Такое обращение нисколько не способствует искренности ответов и заинтересованности респондентов в заполнении анкеты. Наверное, никому не понравится, если кто-то будет заглядывать в его личную жизнь.
Говоря о цели и задачах исследования, следует подчеркнуть его об-щественную значимость, направленность на улучшение работы организаций и предприятий. Например:
"Большую часть дня Вы проводите на работе. И, разумеется, от того, как у Вас прошел рабочий день, зависит и Ваше самочувствие, и Ваше настроение. Администрация Вашего предприятия заинтересована в том, чтобы каждый работник получал максимальное удовлетворение от своего труда.
Каковы положительные и отрицательные стороны Вашего труда? что мешает работать? а что, наоборот, создает хорошее настроение? о чем необ-ходимо подумать в первую очередь для создания благоприятных условий труда? - вот вопросы, на которые мы просим Вас ответить".
Или:
"Как Вы учитесь? Что помогает и что мешает Вашей учебе? Каковы Ваши интересы и планы? Что Вам нравится и что не нравится в учебе? С кем Вы предпочитаете общаться? Ваши отношения со сверстниками?
На эти и другие вопросы просим Вас ответить в настоящей анкете..."
Инструкция должна объяснять, что исследование проводится в инте-ресах респондентов и главной его целью является повышение удовлетво-ренности своей жизнью и учебой, совершенствование отношений в коллек-тиве, улучшение микроклимата и т.д.
Удивительно, но постоянно почти в каждой анкете пишутся фразы: "От полноты и искренности Ваших ответов будет зависеть ценность данного исследования" или "Просим отнестись к заполнению анкеты серьезно и благожелательно", или "Точность и подробность Ваших ответов позволят объективно оценить реальные условия труда". Но ведь этим, сами того не подозревая, по сути дела мы оскорбляем респондента: сомневаемся в его "искренности", не верим, что он захочет дать нам "полные" и "точные" ответы, почему-то думаем, что он не отнесется к нашей анкете "серьезно" и "благожелательно". Право, такого отношения к себе респондент не заслужил и повода к нему не давал.
Представьте себе, что в беседе с кем-то Вы начнете разговор с того, что попросите собеседника не врать, отвечать искренне, серьезно и благо-желательно. Вряд ли он захочет после этого с Вами разговаривать. Лучше избегать таких призывов, поскольку, как говорится, кроме вреда никакой пользы они не приносят. Главное же состоит в том, что искренность, благо-желательность, точность и т.д. зависят не от наших увещеваний, а от пра-вильного построения вопросов и анкеты в целом.
Как уже говорилось, анкета - это анонимный документ. В самом деле, исследователя не интересует в данном случае фамилия респондента, но для каждого респондента анкета - это документ. который раскрывает некоторые его личные стороны. Не всегда бывает приятно, если письменно выражаешь некоторые свои мысли, оценки, даже не интимного характера, и не знаешь, кто будет читать. Мне самому не раз приходилось заполнять чужие анкеты и, надо признаться, что ощущения не всегда были самые приятные. Если кто-нибудь из читателей заполнял опросные листы или анкету, то, вероятно, он согласится со мной. Гарантия сохранения анонимности имеет важное психологическое значение, поэтому в инструкции всегда указывается: "Результаты исследования будут использованы только в научных целях...", "Фамилию указывать не обязательно".
Но и здесь тоже надо быть корректным. Не следует писать катего-рично: "Фамилию не указывать" или "Нас Ваша фамилия не интересует, а нужны только ответы". Собственная фамилия, имя - одно из самых дорогих моментов в жизни человека, и вряд ли ему понравится, если мы будем под-черкивать, что нас не интересует его фамилия, нас вообще ничего не инте-ресует, кроме ответов. А потом, почему бы не дать ему возможности напи-сать свою фамилию? Некоторые респонденты подписывают свои анкеты.
Вторая важная часть инструкции - описание основных правил за-полнения анкеты. Обычно в этой части выделяются три момента:
• обращается внимание респондента на то, что он должен выбрать из предлагаемого набора альтернатив ту, которая больше всего соответ-ствует его мнению;
• что он может дописать ответ сам, если ни один из предлагаемых ответов его не устраивает, для этого и оставлено свободное место;
• что он должен обвести кружком стоящую напротив выбранного ответа цифру, а не подчеркивать ее, не ставить галочки и пр.
В инструкции обычно обращается внимание респондентов на порядок заполнения анкеты. Для этого вводится фраза: «Внимание! Обратите внимание на порядок заполнения анкеты.»
Большинство вопросов анкеты содержит возможные варианты отве-тов. Выберите те из них, которые соответствуют Вашему мнению, отметьте их, обведя кружком стоящую напротив цифру. Если ни один из предлагае-мых вариантов ответа Вас не устраивает, Вы можете дописать свой ответ, мы для этого оставили свободное место.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест "Боги и Богини"
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Гугина Ольга Васильевна. Заметки воспитателя группы раннего возраста, или как построить работу с родителями
  • Райх В. О технике интерпретации и анализа сопротивления
  • Бардиян Д. В. Видеосамоучитель. 500 типичных проблем и их решений при работе на ПК
  • Притча «Голые мудрецы»
  • Притча «Разнообразие»
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Притча «Носитель»
  • Гадание на цифрах - просто и эффективно
  • Притча «Привлекательность и важность»
  • Венсан М. Быстрые изменения. Краткосрочная психотерапия подростков, длительность которой определена заранее
  • Притча «Как сосчитать звёзды?»
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Интересный тест Зигмунда Фрейда
  • Соловьев Вл. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ
  • Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Елена Джеро. Как найти свою «половинку» или Happily ever after
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Эльконин Д.Б. Психология игры.
  • Притча «Присутствие и отсутствие»
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Чему мы учим своих детей?
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Притча «Домой»
  • К чему снится начальник
  • К чему снятся крысы?
  • Розин В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Притча «О вопросах»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Идеальная женщина глазами мужчин
  • Соловьев. Философские начала цельного знания.
  • Вероника Хацкевич. Как найти свое призвание или «Чего хочу — не знаю»
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Как правильно читать заговоры для ритуалов белой магии?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь