Экман Пол. Лгуны или фантазеры. Правда о детской лжи

Категория: Популярная психология, Инструментальная детекция лжи | Просмотров: 6064

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Бетси думает, что ее родители не хотят знать об ее интимной жизни или что они вряд ли спросят ее об этом. Поскольку я не беседовал с ее родителями, мне трудно понять, так ли это. Но некоторые знакомые мне родители, которых я спрашивал, хотели бы это знать.
Если родители Бетси на самом деле не хотят ничего знать, можно ли считать, что она действительно врет, скрывая информацию? Конечно, она не говорит им правду и делает это намеренно, поэтому мы называем такое поведение ложью. Но если ее родители сами хотят оставаться в неведении, то это не очень серьезная ложь, а скорее разновидность вежливого поведения. Мы учим детей быть тактичными, а это означает не говорить всего, что думаешь, например вместо «Какой скучный подарок, бабушка!» мы хотим, чтобы они сказали: «Большое спасибо! Я всегда мечтал о галстуке!» Мы считаем такое поведение вежливым и тактичным, а не ложью — не только из-за того, что оно щадит чувства другого человека. На это нацелены и другие формы лжи. Родителям неприятно будет узнать, что их ребенок плохо вел себя в школе, но скрывать такие проблемы вовсе не означает проявлять такт или быть вежливым. Ребенок в курсе, что родители ждут от него рассказа о подобных неприятностях. Каждый знает, что, стремясь быть вежливыми и тактичными, мы не всегда абсолютно правдивы. Мы льстим, выражаем одобрение, выказываем интерес. Всех с малых лет учат соблюдать эти правила поведения.
Когда речь идет о такой лжи, которую упоминала Бетси, правила поведения не очень ярко очерчены — и не все родители согласятся с таким определением. Мы способны поверить, что кому-то неинтересна правда, потому что тогда мы можем поступать так, как нам вздумается, нас за это не осудят, и мы не будем чувствовать себя виноватыми. Если другой человек точно и ясно не объяснил, о чем он хотел бы узнать от нас (а с родителями так часто бывает по отношению к детям или друг к другу), и если нет четко установленных социальных правил, о которых всем известно и которые все принимают, то можно легко оправдать вранье ради сокрытия фактов.
Я предполагаю, что родители Бетси испытывают противоречивые чувства. Как и все родители, они хотят знать, чем она занимается, чтобы уберечь от беды, но стесняются разговаривать с ней на интимные темы. И они опасаются, что если им станет известно о ее сексуальном опыте и что если они попытаются ее остановить, то она их не послушает — и им не удастся ее проконтролировать. Поэтому они действуют осторожно, не спрашивая ее напрямую, а Бетси считает, что им все равно. Мне легко говорить, что они должны решиться и открыто спросить у дочери, был ли у нее сексуальный опыт, потому что я не испытываю таких противоречивых чувств. Если они наберутся смелости поговорить с Бетси, она поймет, что родители волнуются и что они могут посоветовать, как предохраняться или вовсе воздержаться от секса.

Ложь, повышающая социальный статус: хвастовство и вызывающее поведение

Хвастовство или преувеличение — распространенная разновидность лжи у детей и взрослых. Мотив один и тот же — повысить собственный статус, показаться более значимым, преуспевающим и современным, вызвать восхищение окружающих. Любое преувеличение вызывает интерес, и это больше льстит самолюбию, чем изложение событий без прикрас. Правдивая информация приукрашивается и представляется с более выигрышной точки зрения. В фальсификациях все неправда от начала и до конца — человек хвастает тем, чего никогда не было. И дети, и взрослые могут выдумать нечто такое, что будет намного интереснее реальной жизни.
Один учитель, мой друг, рассказал мне о семилетней Саманте, которая все время хвастается. Будучи младшей в семье, она постоянно преувеличивает, чтобы выделиться среди своих братьев и сестер, считает мой друг. Однажды она явилась в школу в джинсовой юбке и объяснила, что у нее в семье все сегодня так нарядились, чтобы пойти на свадьбу к дяде, где она будет младшей подружкой невесты. А дядя у нее слепой, так она сказала. И у него три работы сразу. Через несколько недель на родительском собрании мой друг спросил у родителей Саманты, как прошла свадьба. «Какая свадьба?» — удивилась мать. Выяснилось, что дядя живет с подругой, но не собирается жениться, что он вовсе не слепой, работает бухгалтером и у него всего одна работа. «Думаю, она все это насочиняла, потому что нашла в моем лице благодарного слушателя», — сказал мой друг.
Трудно удержаться от приукрашиваний, если ты прирожденный рассказчик. Многие называют такую неправду тривиальной, думая, что это просто басни или белая ложь. От этого никому плохо не будет (разве что тому, кто говорит неправду, если он впоследствии забудет о том, что сочинил). Некоторые люди не одобряют подобные вымышленные истории, потому что считают, что врать нехорошо. И о детях, и о взрослых часто говорят, что все начинается с невинной лжи, а потом приходит и настоящая, которая причиняет вред окружающим. Никто не знает, так ли это на самом деле. На этот счет, как и насчет многих представлений о лжи, фундаментальных научных исследований не проводилось.

Ложь ради защиты неприкосновенности личной жизни

Желание сохранить конфиденциальность — другая распространенная причина лжи. Особенно это касается детей постарше. Некоторые родители врут своим детям по той же причине. Когда за закрытыми дверьми родители, например, ссорятся, то обычно они придумывают какое-то лживое объяснение тому, что можно услышать («Ничего такого, это твой папа поскользнулся», «Никто не рычал, тебе показалось», «Я не кричал, это я рассказывал маме, как у нас на работе один человек ругался с начальником»),
У родителей действительно есть возможность не врать в этих ситуациях, вместо этого можно сказать: «Я не могу ответить на этот вопрос» или «Это не твое дело». Однако родители редко предоставляют такое право своим детям. Можно ничего не придумывать, если родители учатся не задавать детям некоторые вопросы, чтобы у них не возникало желания соврать. (Когда Том дочитал рукопись до этого места, он подчеркнул последнее предложение. «Это на самом деле важно», — сказал он.)
В какой-то момент родители должны предоставить ребенку право контролировать доступ к информации, касающейся его личной жизни. Каждый нуждается в конфиденциальности, и каждый имеет право принимать решение о том, кто и что может знать о нем. Растущему ребенку такое право тоже необходимо, как и независимость от родительского контроля (а это вступает в конфликт с родительской потребностью защитить ребенка от беды).

Ложь ради власти

Еще один мотив лжи, который до подросткового возраста ярко не проявляется, но формируется значительно раньше, — желание испытать авторитет на прочность и бросить вызов. Если ложь удалась, она наполняет ребенка силой, это понимают и он, и родители, которые подозревают, что ребенок солгал, но не могут этого доказать. У маленьких детей это проявляется в стремлении дразнить взрослых и выводить их из себя. Когда моей дочери Еве было четыре с половиной года, она стала дразнить меня, рассказывая небылицы, чтобы проверить, как я отреагирую. Помню, как она сделала это в первый раз.
Я спросил Еву, понравился ли ей сэндвич с тунцом, который я сделал ей на обед. Она сказала, что сэндвич был неплох, но у ее подруги Марты обед был получше. У Марты был весь тунец целиком, а не какой-то там бутерброд. Я выразил сомнение, что это было так. Ева хитро улыбнулась мне и ответила: «Правда, правда, она съела целого тунца в бутерброде, папочка».

«Да ну, какой целый тунец, Ева, — ответил я. — Целая рыба в сэндвич не поместится».
«А вот и поместилась, — настаивала она. — Я сама видела».
«Ева, ты врешь мне», — сказал я, немного повышая голос. Ее поддразнивания стали меня раздражать.
«Я не вру, пап, я сочиняю».
«А какая разница?» — спросил я.
«Когда я сочиняю, я потом тебе честно говорю, чего не было».

Способность Евы дать такое четкое определение поразила меня. Ее выдумки продолжаются и сейчас, когда ей уже восемь, иногда ей даже удается меня одурачить. Еве доставляет огромное удовольствие, если у нее получается сбить меня с толку, и для нас обоих это знак того, что она может мной управлять.

* * *

В соответствии с моим определением ложь — это осознанный обман другого человека, а сокрытие правды — это такая же ложь, как и намеренное искажение истины, особенно если тот, от которого скрывают информацию, рассчитывал, что ему и так все расскажут, даже если он ничего не спросит.
Серьезная ложь, как я уже упоминал, отличается от выдумок или белой лжи, проявлений вежливости, стремления быть тактичным, шуток, хвастовства или преувеличения. Правда и сплетни — это тоже разные вещи.
Иногда ложь бывает во благо, как я отмечал, а высказанная правда может нанести вред. Я понимаю, что такая простая формулировка вызовет неприятие у некоторых читателей, но нам следует помнить, что хотя в целом ложь — это плохо, у данного правила могут быть исключения. В некоторых случаях только ложь может защитить человека. Временами только ложь оберегает частную жизнь от любопытных. Порой лгут, проявляя преданность, а иной раз для сохранения этой преданности необходимо преодолеть естественное стремление быть честным. В ситуации, когда собеседник желает быть обманутым, ложь тоже может быть не такой серьезной и не нанесет значительного вреда.
Иногда, говоря правду, люди ведут себя жестоко. В ряде случаев за сплетнями стоит злой умысел. Честность и прямота бывают безжалостны. Мы смеемся над малышом, который во всеуслышание заявляет о том, о чем из вежливости принято умалчивать. Классический пример — сказка о голом короле (когда малыш закричал: «А король-то голый!»). И совсем не смешно, когда подростки делают неприятные, но правдивые комментарии по поводу каких-то странных привычек или дефектов внешности своих родителей.
Итак, у лжи есть множество мотивов. Лгут, чтобы:

• избежать наказания;
• получить то, что обычным путем недоступно;
• защитить друзей, попавших в беду;
• защитить себя и другого от какой-то опасности;
• завоевать интерес и восхищение окружающих;
• избежать неловкой ситуации в общении;
• избежать стыда;
• сохранить неприкосновенность частной жизни;
• противостоять авторитету.

Эго не все мотивы лжи, но самые распространенные из тех, о которых рассказывают дети, родители, учителя, а также эксперты, изучающие причины детской лжи. Ни один из этих мотивов не является исключительно детским, все они свойственны и взрослым. Но некоторые из них более важны, чем другие, для детей постарше.
Хотя мотивы лжи разнообразны, существует множество причин, почему одни дети демонстрируют большую склонность ко лжи, чем другие. Некоторые связаны с личностью самого ребенка. Некоторые — с окружением, в котором он растет. Некоторые зависят от его возраста.


Глава 2. Почему одни дети лгут больше, чем другие




В час дня Джерри, 11-летний пятиклассник из Чикаго, принял участие в самом масштабном исследовании в мире, посвященном нечестности, лжи и воровству, вместе с почти 11 тысячами других детей из 19 школ. Большинство из них учились в пятом-восьмом классах общеобразовательной школы, но были и школьники с девятого по двенадцатый класс. В соответствии с условиями эксперимента их провоцировали на нечестность при выполнении школьных тестов, на спортивных соревнованиях и во время азартных игр на вечеринках. Некоторым выпадала возможность украсть деньги.
В целом предлагались 22 различные ситуации, в которых дети могли проявить как честность, так и нечестность. Большинство испытуемых участвовали в эксперименте в течение четырех часов — этого времени достаточно для возникновения ряда ситуаций, где они могли поддаться или противостоять искушению обмануть. Некоторых детей спросили, хитрили ли они. Одни признались, другие соврали. Психологи Хью Хартшорн и Марк Мей, которые руководили этим классическим исследованием, также навели справки о родителях и домашней обстановке, в которой воспитывались эти дети.
Это фундаментальное исследование проводилось на средства Педагогического колледжа Университета Колумбии и Института социального и религиозного образования. Было собрано огромное количество данных, и с тех пор не проводилось научных исследований лжи, сопоставимых по масштабу и числу участников. Удивительно, что такое серьезное исследование было организовано в середине 1920-х годов! А еще более удивительно, что это было так давно. Две книги, опубликованные в 1928 году, предоставляли подробный и детальный отчет об этом эксперименте. Я подозреваю, что именно обилие технических деталей и привело к тому, что исследование не имело должного резонанса. Оно слишком глубокое, и его трудно осмыслить. (Плюсы и минусы этого потрясающего эксперимента обсуждаются в конце книги.)
Многие мои объяснения по поводу того, почему некоторые дети лгут больше, чем другие, строятся на том, что обнаружили в ходе своих исследований Хартшорн и Мей. Я уделяю особое внимание тем сделанным ими открытиям, которые получили дальнейшее развитие в более поздних исследованиях. В некоторых аспектах никто не следовал по их пути, и мы знаем лишь то, что они обнаружили более 60 лет назад. Я также рассматриваю несколько открытий, не связанных с исследованиями Хартшорна и Мея.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Е. Николаева. Говорить правду или быть честным? Правда и ложь
  • Кто врет лучше всех: стратегии эффективных лжецов
  • Бутковская Светлана Иосифовна. «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?!»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Сорокин Сергей. Консультация для родителей «Детская ложь»
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Колесникова Екатерина Андреевна. Почему кусаются дети?
  • Кто больше всех врет на работе?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Притча «Ошибка или ложь?»
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Александр Фролов. Дети не читают
  • Редактор. Сценарий домашнего дня рождения для ребенка 3-5 лет.
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Чемпосова Юлия Викторовна Кузьмина Вера Валерьевна. Учим детей управлять своими эмоциями. Кризис 4–5 лет.
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Секреты и ложь: откуда они берутся
  • Дятлова Марина Георгиевна. Жестокое обращение с детьми
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Нужны ли наказания?'
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Хелен Костер. 12 способов распознать ложь делового партнера
  • Людмила Шапошникова. Почему малыш обманывает
  • Васильковская Татьяна. Кто ты: Родитель, Взрослый, Ребенок?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Буянова Надежда Викторовна. Развивающие игры для ребенка 2-3 лет
  • Наталья Сысолятина. Памятка для родителей 'Как правильно говорить с детьми'
  • Георгий Почепцов. Ложь как база социальных коммуникаций: от биологии до политики
  • Рябущенко Оксана Владимировна. Детские страхи
  • 10 признаков умных людей
  • Главный Редактор. Сколько должен спать ребенок
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Закономерности психических систем
  • Дудкина Елена Викторовна, Николаева Галина Петровна. Консультация для родителей детей с ОВЗ «Играем дома с детьми аутистами»
  • Исследования билингвизма у детей. Как билингвизм влияет на общение и помогает распознать ложь
  • Притча «Язык любви»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Редактор. Покончим с истериками.
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Очкасова Евгения Сергеевна. Познавательные прогулки с малышами от 3 до 5 лет.
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь