Экман Пол. Лгуны или фантазеры. Правда о детской лжи

Категория: Популярная психология, Инструментальная детекция лжи | Просмотров: 6063

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Прогнозы учителей также сбылись в отношении будущих криминальных наклонностей, особенно в том, что касается рецидивистов. Среди мальчиков, которые были уличены учителями во вранье, процент тех, кого вызывали в суд, был более чем в шесть раз выше по сравнению с теми, кого характеризовали как правдивых. Цифры совпадают и для тех, кого учителя уличали в воровстве.
Прежде чем беспокоиться, давайте о задумаемся вот о чем. Посмотрите снова на эти цифры. Почти две трети (64 %) тех мальчиков, кто, по словам родителей, врал в детстве, не стали преступниками, когда повзрослели. При этом удивляет, что треть тех, о ком говорили, что они лгут, превратились в преступников много лет спустя.
Нам не хватает некоторой очень важной информации. Можно ли делать точные прогнозы о будущем пятилетнего ребенка, который врет, с такой же степенью достоверности, как прогнозы о десятилетнем ребенке? Сколько проходит лет между сообщениями о том, что ребенок часто лжет, до его привлечения к суду? Зависит ли это от возраста ребенка, в котором впервые было замечено, что он говорит неправду? Нам также необходимо знать, приведет ли сочетание склонности к воровству и склонности ко лжи к худшим последствиям, чем тенденция к воровству и лжи по отдельности. К сожалению, ответов на эти вопросы нет, потому что это исследование проводилось несколько лет назад и в целях сохранения конфиденциальности все записи были уничтожены. Ученые, организовавшие исследование, вспоминают, что ложь только в период позднего детства предопределяет проблемы во взрослой жизни. А сочетание лживости и тяги к воровству создает больше проблем, чем одна склонность врать.
Безусловно, полученные данные свидетельствуют о том, что для значительного количества мальчиков их детская склонность ко лжи стала предвестником антисоциального поведения и склонности к совершению преступлений во взрослой жизни. Это исследование наводит на мысль о том, что ложь может быть сигналом о неблагополучии, но я хочу подчеркнуть — только может быть. Большинство мальчиков, которые лгали или воровали, не превратились в преступников, и мы не знаем, почему с некоторыми из них это случилось, а с большинством — нет. Может быть, они врали по-разному? Или родители по-разному реагировали на их ложь? Может быть, те мальчики, из которых выросли преступники, врали о чем-то другом? Может быть, с ними случилось нечто такое, что затем подтолкнуло некоторых из них встать на правильный путь? Продолжали ли врать на протяжении всего детства те, кто в будущем стал преступником, в то время как другие дети перестали обманывать? Или те, кто врал в детстве, а потом стал преступником, лгали так неумело, что постоянно попадались, так что и во взрослом возрасте они тоже были пойманы с поличным? Может быть, у тех детей, которые врали в детстве, но не превратились в преступников, были чересчур чувствительные родители, которые не терпели ложь, и поэтому в своих анкетах они преувеличивали серьезность детского вранья? На эти вопросы нет ответов. Соответствующие исследования пока не проводились.
Вот принципиальный вопрос: какую роль играет ложь в формировании антисоциального поведения ребенка? Является ли ложь симптомом более серьезной проблемы или это причина проблем в будущем? Выступает ли ложь составной частью общего комплекса проблем неблагополучных детей? Хитрый ребенок, ловко бросивший шарик из жеваной бумаги в отвернувшегося учителя, вряд ли сознается в своем проступке, даже если его прямо спросить об этом. Так что все дети, которые в чем-то провинились, будут врать, но не все, кто врет, попадут в беду.
Противоположное мнение на этот счет заключается в том, что вранье — это шаг, возможно, самый главный шаг ребенка, толкающий его к антисоциальному поведению. Именно ложь может быть ранним признаком того, что ребенок пошел по кривой дорожке. Уклонение от ответственности, осознание того, что можно избежать наказания, хитрость как путь к успеху — все это может научить ребенка нарушать правила. Ложь может быть первым признаком того, что приближается беда. Если ребенок соврал и его в этом не уличили, он может продолжить рисковать, совершая другие антисоциальные поступки.
Никто не знает точно, так это или нет. Необходимые исследования на этот счет еще не проводились. Не существует «правильной точки зрения» на эту проблему. Может быть, и то и другое верно (в зависимости от конкретного ребенка). Кроме того, вероятно, на это влияет то, в каком возрасте ребенок начинает систематически врать и как давно это происходит.
Я считаю, что у нас достаточно данных, чтобы утверждать: если ребенок продолжает часто врать, к этому нужно отнестись со всей серьезностью. Но позвольте мне добавить, что при этом следует помнить о том, что большинство мальчиков, вравших в раннем детстве, преступниками во взрослой жизни не стали.

Заключение

Не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, почему одни дети врут больше других. Если ребенок способен успешно справиться с тестом, не прибегая к обману, то он, возможно, и не будет врать. Ребенок, достаточно умный для того, чтобы предвидеть, с каким риском связан обман, если его раскроют, вряд ли станет говорить неправду. Но если риск невелик или цели можно достичь, не полагаясь на интеллект, то в этом случае наличие ума не исключает лживость.
Дети, которые врут, менее адаптированы к окружающему миру по сравнению с теми, кто этого не делает, и если ребенок обманывает в детстве, велика вероятность того, что в будущем у него могут возникнуть серьезные проблемы с законом. Но большинство тех, кто говорит неправду в детстве, став взрослыми, в беду не попадают, и мы не знаем, считать ли ложь симптомом или причиной неблагополучия. Существует несколько подтверждений того, что ложь — это лишь составной элемент более сложной характеристики личности. Чаще и более умело ее используют те дети, которые манипулируют окружающими, чтобы добиться своего. Этот вариант манипуляции характерен для детей младше 10 лет. До сих пор не установлено, может ли такое поведение возникнуть раньше и в каком именно возрасте, а также пока в точности неизвестно, какую роль играют родители в формировании подобного стиля поведения.
Некоторые дети — но не все — лгут больше, если родители уделяют им недостаточно внимания. На это их толкают сверстники, которые врут или совершают социально неприемлемые поступки и затем лгут, чтобы избежать наказания. Давление ровесников, как мы знаем, достигает максимума в подростковом возрасте. Интересно отношение мальчиков к роли отца. Те подростки, которые испытывали к своим отцам уважение, были менее подвержены влиянию сверстников. И мы можем с облегчением констатировать, что большинство юношей и девушек постепенно перестают врать, когда выходят из подросткового возраста.
Будет ли ребенок врать в какой-то конкретной ситуации, зависит не только от тех факторов, которые мы рассмотрели, но и от самой ситуации. И дело здесь не только в характеристиках ребенка и не только в том, как влияют на него семья и друзья. Будет ли ребенок обманывать, зависит еще и от того, что поставлено на карту. В раннем возрасте он поддается искушению гораздо больше, чем когда станет старше. По словам докторов Хартшорна и Мея, «честность — это сложное явление, которое представляет собой систему специфических факторов, тесно взаимосвязанных с особенностями конкретной ситуации, где возможен обман... Мотивы хитрости, лжи и воровства очень сложны и могут быть весьма специфичны, как и нечестные поступки» [28].
Какие факторы наиболее важны — интеллект, личность, проблемы с адаптацией, роль родителей, влияние друзей или особенности конкретной ситуации? Эго никому не известно, поскольку исследований, которые могли бы предоставить нам ответы на эти вопросы, еще не проводилось. Я рискну предположить, что это будет зависеть от возраста детей (и, очевидно, будет связано с влиянием друзей), а также от индивидуальных характеристик каждого ребенка.


Глава 3. Ложь детей в разном возрасте





* * *
Насколько рано дети начинают лгать?

Лори — энергичная маленькая девочка с художественными наклонностями. Однажды она выразила свою творческую индивидуальность на обоях детской с помощью новых карандашей. С ее точки зрения, получился настоящий шедевр. Маме он понравился меньше.
«Лори, это ты разрисовала стены?» — спросила она с огорчением.
«Нет», — ответила Лори с непроницаемым лицом.
«Хорошо, кто тогда это сделал?»
«Это не я, мамочка!» — ответил невинный ангел.
«Наверное, это было маленькое привидение?» — саркастически спросила мама.
«Да, да, — ответила Лори. — Это было привидение». Она продолжала развивать эту версию, пока мама наконец не сказала: «Тогда передай этому маленькому привидению, чтобы оно больше так не делало, а то ему придется пожалеть об этом!»
Некоторые считают, что малыши слишком невинны, чтобы лгать. Другие думают, что они на это способны, если им представится удобный случай. Есть подтверждения того, что дети способны врать в таком раннем возрасте, что родители и представить себе не могут.
К четырехлетнему возрасту дети могут и, скорее всего, будут врать. Эго не просто ошибки или фантазии, они обманывают сознательно.
Ложь в этом возрасте — не такая уж большая беда. Все дети и большинство взрослых иногда лгут. Но родители беспокоятся, если ребенок начинает врать часто, особенно если это происходит в течение долгого времени. Когда ребенок соврал впервые, родителям следует обсудить с ним, к каким моральным проблемам это приведет. Как мы увидим, понимание ребенком этих проблем кардинальным образом меняется от 4 до 14 лет.
В ходе ряда исследований выяснилось, что малыши способны лгать гораздо раньше, чем могут предположить незнакомые с детским поведением взрослые. В одном из них доктор Стивен Сеси и его студенты предлагали детям соврать, чтобы защитить дорогого им человека от наказания [1]. Детей оставили в комнате с игрушкой и велели ее не трогать. Когда экспериментатор вышел из комнаты, взрослый помощник взял игрушку и сломал ее. Затем он покинул комнату, а исследователь вернулся и спросил у детей, что случилось. Детей разделили на две группы: первые уже знали и любили взрослого (наставника, с которым у них установились теплые отношения), а другие были с ним незнакомы. Почти половина детей не выдала наставника. Некоторые сказали, что не знают, кто сломал игрушку, некоторые — что ее сломал кто-то другой. Но все 3,5-4-летние дети, которые не знали взрослого, сказали правду, что это был он.
Во время другого эксперимента [2] трехлетних мальчиков и девочек заводили в комнату по одному и усаживали спиной к столу, предупреждая, что экспериментатор положит туда игрушку-сюрприз и уйдет. Ребенку запрещали подглядывать и говорили, что, когда взрослый вернется, с ней можно будет поиграть. Экспериментатор выходил, а мать ребенка, которая оставалась вместе с ним, заполняла анкету, сидя к сыну или дочери спиной. После того как ребенок пытался посмотреть на игрушку (или просто пять минут спустя), экспериментатор заходил в комнату и спрашивал у малыша: «Ты подглядывал?» 29 из 33 детей подглядывали. Когда их спрашивали, подглядывали они или нет, ответы разделились на три типа: дети или сознавались, или отрицали, или ничего не отвечали. Мальчики были более откровенными, чем девочки (две трети мальчиков и только 15 % девочек сознались, что подглядывали).
Еще в одном исследовании [3] матери и воспитатели четырехлетних детей должны были ответить на вопрос, могут ли осознанно говорить неправду дети разных возрастов. Процент тех, кто был уверен, что дети будут врать, увеличивался в зависимости от предлагаемого возраста детей. Вот что выяснилось:



Все три эксперимента доказывают, что как минимум некоторые дети в возрасте от 3 до 4 лет могут лгать сознательно. Конечно, отрицательные последствия обмана в этих экспериментах были относительно невелики. Если бы экспериментатор заранее разъяснял детям, как важно, чтобы они говорили правду, или чем для них может обернуться ложь, мало кто из них стал бы врать. В этих исследованиях пытались выяснить, не когда дети врут, а могут ли дети столь юного возраста говорить неправду в каких-либо условиях. До проведения указанных экспериментов большинство ученых были убеждены, что дети от 3 до 6 лет не в состоянии делать различие между невольной ошибкой и сознательным правдивым высказыванием [4].

Насколько рано дети понимают, что такое ложь?

Насколько изощренно они лгут? Что заметить легче — вранье малыша или ложь ребенка постарше? Больше ли поддаются внушению маленькие дети по сравнению с детьми старшего возраста, влияет ли на них то, как сформулированы вопросы, и зависят ли они от убеждений взрослых? То есть может ли получиться так, что дети начинают верить, что они врут гораздо чаще, чем это происходит в действительности?
Чтобы ответить на эти вопросы, давайте узнаем, что думают об обмане сами дети.
Шестилетний Кит живет на два дома — то с мамой, то с папой. Однажды папа решил забрать его в полдень, чтобы вместе с ним сходить на бейсбольный матч. Но отец Кита не знал, что его мама уже запланировала на это время занятие по теннису. Как только мальчик узнал, что он не идет с отцом на бейсбол, он позвонил ему обиженный и злой.
«Ты соврал мне! — закричал он. — Зачем ты мне соврал?!» Отец расстроился и стал оправдываться, что он и не думал врать, что это недоразумение. Но Кит и слушать ничего не хотел. Он просто знал, что отец пообещал взять его на бейсбол, но этого не произойдет.
До восьмилетнего возраста дети считают обманом любое высказывание, не соответствующее действительности, независимо от того, знал ли говорящий, что это ложь. Они не задумываются о намерениях — просто констатируют, правда это или нет. Даже когда дети знают, что их не хотели обмануть, они все равно обвиняют говорящего во лжи, если он вдруг нечаянно предоставит им информацию, не соответствующую действительности. А вот большинство восьмилетних детей, как и взрослые, уже понимают, что человек не врет, если он сообщил ложную информацию непредумышленно.
Объяснить, что маленькие дети понимают под ложью, будет легче, если принять во внимание тот факт, что они не способны осмыслить такое сложное понятие, как намерение. Только результат имеет значение для незрелого ума маленьких детей, как считают некоторые исследователи. Доктора Виммер, Грубер и Пернер провели серию замечательных экспериментов [5] и пришли к выводу, что это не так. Те же дети, для которых не существует понятия намерения в их определении лжи, реагируют на намерение, когда им предлагают оценить моральные качества того, кто их дезинформировал. Во время исследования ученые прочитали и разыграли с куклами следующую историю.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Е. Николаева. Говорить правду или быть честным? Правда и ложь
  • Кто врет лучше всех: стратегии эффективных лжецов
  • Бутковская Светлана Иосифовна. «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?!»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Сорокин Сергей. Консультация для родителей «Детская ложь»
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Колесникова Екатерина Андреевна. Почему кусаются дети?
  • Кто больше всех врет на работе?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Притча «Ошибка или ложь?»
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Александр Фролов. Дети не читают
  • Редактор. Сценарий домашнего дня рождения для ребенка 3-5 лет.
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Чемпосова Юлия Викторовна Кузьмина Вера Валерьевна. Учим детей управлять своими эмоциями. Кризис 4–5 лет.
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Секреты и ложь: откуда они берутся
  • Дятлова Марина Георгиевна. Жестокое обращение с детьми
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Нужны ли наказания?'
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Хелен Костер. 12 способов распознать ложь делового партнера
  • Людмила Шапошникова. Почему малыш обманывает
  • Васильковская Татьяна. Кто ты: Родитель, Взрослый, Ребенок?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Буянова Надежда Викторовна. Развивающие игры для ребенка 2-3 лет
  • Наталья Сысолятина. Памятка для родителей 'Как правильно говорить с детьми'
  • Георгий Почепцов. Ложь как база социальных коммуникаций: от биологии до политики
  • Рябущенко Оксана Владимировна. Детские страхи
  • 10 признаков умных людей
  • Главный Редактор. Сколько должен спать ребенок
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Закономерности психических систем
  • Дудкина Елена Викторовна, Николаева Галина Петровна. Консультация для родителей детей с ОВЗ «Играем дома с детьми аутистами»
  • Исследования билингвизма у детей. Как билингвизм влияет на общение и помогает распознать ложь
  • Притча «Язык любви»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Редактор. Покончим с истериками.
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Очкасова Евгения Сергеевна. Познавательные прогулки с малышами от 3 до 5 лет.
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь