Экман Пол. Лгуны или фантазеры. Правда о детской лжи

Категория: Популярная психология, Инструментальная детекция лжи | Просмотров: 6062

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

История Джеймса: лжецы — это неблагополучные дети?

Я знаю Джеймса с семилетнего возраста. Алиса, его мама, вышла замуж за моего друга Карла. Ее первый брак распался около четырех лет назад. Джеймс был симпатичным мальчиком. Похоже, у него складывались хорошие отношения и с детьми, и со взрослыми, но его оценки в школе оставляли желать лучшего. В третьем классе, вскоре после того как его мама снова вышла замуж, учителя сообщили ей, что ее сын стал врать. Карл был в ужасе. Он не переносил ложь на дух. Он считал правдивость одним из основополагающих принципов, следовать которому должны все люди, и ложь была для него как пощечина. Он советовался со мной по поводу мальчика, но я тогда не занимался изучением детской лжи и мало что мог ему порекомендовать.
Джеймс продолжал врать. Когда ему исполнилось 11, он украл деньги у матери из кошелька. Он отпирался, что сломал один из фотоаппаратов отчима. В школе он все так же плохо учился. К 14 годам стал прогуливать школу, и его поймали, когда он курил марихуану. В отчаянии родители отправили его в школу-интернат. Это не особо помогло. Став взрослым, Джеймс не мог удержаться подолгу ни на одной работе и несколько раз привлекался за правонарушения.
Прежде чем утверждать, что из ребенка, склонного в детстве ко лжи, вырастет неблагонадежный взрослый, рассмотрим еще одну историю — пример из моей собственной жизни, который свидетельствует об обратном. Когда мне было 13-14 лет, я часто врал, но не прогуливал уроки. Я втайне начал курить, когда мне было 12. В 13 открыл для себя джаз. Я жил всего в часе езды от лучших джазовых клубов Манхэттена, и подделал водительские права (будто мне уже исполнилось 18 лет). Я потихоньку купил себе одежду в джазовом стиле. Вечером в пятницу обычно говорил родителям, что еду в Нью-Йорк к друзьям с ночевкой. А сам шел на автобусную остановку, где завел себе по секрету от всех ячейку в камере хранения, оставлял в ней школьную форму и переодевался в модные брюки-дудочки, яркую желтую водолазку и темно-бордовый кардиган. В этом наряде я ехал к друзьям в джазовый клуб. Одетый по моде и с поддельными водительскими правами, я получал пропуск в заведение, где мы с друзьями слушали джаз и пили пиво до четырех утра.
А на следующий день возвращался на автобусную остановку, переодевался в школьную форму и приходил домой. Мои родители так и не узнали о моей тайной жизни, хотя через два года поймали меня с сигаретой. Несмотря на то что меня исключили из школы за дерзость в адрес учителя, я никогда не был склонен к антисоциальному поведению — ни в подростковом, ни во взрослом возрасте — и проработал на одном месте в течение 30 лет. А теперь я, как и все родители, волнуюсь, что Том вдруг учудит что-то похожее на мои проделки в его возрасте.
Из какой истории мы будем извлекать уроки — из истории Джеймса или моей? Можно ли утверждать, что дети-лгуны хуже адаптируются в жизни? Является ли ложь первым шагом на пути к дезадаптации, антисоциальному поведению или, возможно, преступности? Научные данные говорят о том, что для большинства детей это именно так.
Хотя Хартшорн и Мей обнаружили, что дети, склонные лгать, хуже адаптируются в жизни, различия между ними и более благополучными детьми не так существенны. Учителя ставят более низкие оценки за учебу тем, кто врет, а некоторые из этих детей продемонстрировали более низкие результаты в тестах в силу своей склонности к неврозу. Результаты недавних исследований убедительно доказывают, что ложь и проблемы с адаптацией взаимосвязаны.
Когда неблагополучные дети оказываются на попечении специализированных медицинских учреждений, по имеющимся данным, они лгут чаще, чем все остальные. За последние 15 лет было проведено семь независимых исследований на эту тему с участием детей от 5 до 15 лет. Изучая результаты, я обнаружил, что среди детей, которые испытывают трудности с адаптацией, склонных ко лжи в два с половиной раза больше, чем среди нормальных детей. С ложью обычно коррелируют расстройства поведения и склонность к агрессии. Например, в одном исследовании указывается, что 65 % детей с расстройствами поведения были склонны лгать (по сравнению с 13 % лгунов среди детей-невротиков). Дети, склонные к вранью, также часто склонны к употреблению алкоголя и курению, они попадают в плохие компании и вступают в банды, проявляют упрямство, устраивают поджоги, агрессивно относятся к окружающим. Неприятная картина.
Одно из самых масштабных исследований [6] включало в себя сравнение комментариев родителей об их детях, помещенных в специализированное медицинское учреждение, и родителей благополучных детей. В целом были обследованы около 2600 детей от 4 до 16 лет — мальчиков и девочек, белых и чернокожих, принадлежащих к разным слоям населения. Половина из них были так называемые неблагополучные дети, а другая половина не испытывала таких проблем (они вошли в контрольную группу).
Родители рассказали о примерно 138 различных особенностях поведения своих детей. Их, например, спрашивали, врет ли их ребенок часто, иногда или совсем не врет. Почти половина неблагополучных детей была уличена во лжи и хитрости, но только пятая часть благополучных детей делала то же самое. Было найдено множество различий между неблагополучными детьми и теми, кто входил в контрольную группу, но ложь была одним из наиболее существенных параметров. Склонность ко лжи не была связана ни с социально-экономическим положением семьи, ни с полом ребенка, ни с его расовой принадлежностью. (Интересно, что чувства грусти и тоски, депрессия, а также плохая успеваемость выступали теми параметрами, по которым неблагополучные дети наиболее отличались от детей из контрольной группы.)
Хотя заявлялось, что неблагополучные дети склонны ко лжи гораздо чаще обычных детей во всех возрастных группах, самые существенные различия были выявлены у 16-летних. Почти 90 % 16-летних неблагополучных молодых людей и около 70 % неблагополучных девушек, по полученным данным, врали и хитрили. То же характерно менее чем для 20 % их благополучных сверстников.
В своих исследованиях доктора Томас Ахенбах и Крейг Эделбрук выявили другие характеристики, присущие неблагополучным детям и подросткам, склонным ко лжи, хитрости и воровству, попавшим в дурную компанию, занимающимся вандализмом и прогуливающим школу. Один из наиболее активных исследователей лжи и антисоциального поведения в настоящий момент психолог Магда Стаутхамер-Лебер и ее муж Рольф Лебер обследовали мальчиков четвертых, седьмых и десятых классов из 21 школьного округа штата Орегон [7]. Они выяснили, что склонность к частой лжи, по свидетельству родителей и учителей, обычно сопровождалась склонностью к воровству, употреблению наркотиков и участию в драках. Была выявлена очевидная взаимосвязь между этими характеристиками у учащихся десятого класса, хотя она прослеживалась и среди учеников четвертого и пятого классов. (Десятиклассники дерутся реже семиклассников, поэтому корреляция между враньем и драчливостью была не такая яркая, как у мальчиков младшего возраста.)

Эффект ореола/рогов

В исследованиях лжи и проблем с социальной адаптацией, включая те, что были проведены доктором Стаутхамер-Лебер, существует одна проблема — все они подвержены явлению, которое психологи обозначили как эффект ореола. Это значит, что, если вы знаете о человеке что-то хорошее или что-то плохое, вы, скорее всего, будете приписывать ему только хорошие или только отрицательные качества. Например, если спросить у вас, нравились ли матери Терезе щенята, вы с большой вероятностью ответите утвердительно. Это и есть эффект ореола/рогов, и он работает в обоих направлениях — и в положительную, и в отрицательную сторону. Если спросить у кого-то, любил ли Гитлер младенцев, то большинство, наверное, скажет, что нет. Эффект ореола/ рогов заставляет нас ошибочно думать, что плохой человек, такой как Гитлер, не может делать ничего хорошего, в частности не может любить младенцев.
В классе эффект ореола/рогов проявляется следующим образом: предположим, что у учительницы проблемы с учеником, который ей дерзит, дерется, ворует или не слушается. Даже если педагог и не уличит его во лжи, эффект ореола/рогов наведет ее на такие подозрения. Если из-за этого эффекта она не будет понимать, когда ученик врет, она, возможно, начнет к нему пристально присматриваться — и этого мальчика с большей степенью вероятности уличат во лжи, потому что будут постоянно следить за ним. А любимчик учительницы может врать ничуть не меньше, чем неблагополучный ребенок, но она не будет так внимательно наблюдать за ним, поэтому шансы на то, что его изобличат во лжи, меньше.
Все рассказы учителей и родителей о детской лжи, которые использовались в исследовании, были подвержены воздействию эффекта ореола/рогов. Итак, все исследования лжи в этом смысле небезупречны, кроме тех, что провели Хартшорн и Мей. Они не опирались на свидетельства учителей или родителей, а искусственно создавали ситуации, проводили тесты и игры, где сами могли выявить тех, кто схитрил и отрицал это, когда его спрашивали. В этих случаях эффект ореола/рогов, оказывающий на рассказы искажающее воздействие, был все так же очевиден, но выражался в меньшей степени.
Однако мы не должны недооценивать такие данные лишь из-за того, что на них мог повлиять эффект ореола/рогов. Хотя трудно установить, как именно ложь и проблемы с адаптацией соотносятся друг с другом, возможно, неблагополучные дети действительно врут намного больше, чем дети, у которых все в порядке. Если у ребенка проблемы с адаптацией, то он по определению не слишком успешен в жизни. Такие дети не соблюдают установленные родителями правила, не слушаются учителей в школе, нарушают законы общества и часто бывают пойманы «на месте преступления». Они будут стараться соврать, чтобы избежать наказания за свои проступки или когда не могут получить желаемое без того, чтобы схитрить. Именно поэтому я врал, когда мне нужно было проникнуть в ночной клуб, куда по возрасту для меня доступ был закрыт.

Проблемы с адаптацией подталкивают к вранью или наоборот?

Все вышесказанное наводит на мысль о том, что ложь — это одна из характеристик неблагополучия, а не его причина. Давайте предположим, что именно ложь является причиной проблем с адаптацией, которые возникают у ребенка. Тогда те дети, которые говорят неправду и научились избегать наказания с помощью лжи, скорее всего, будут нарушать и другие правила. Если они пойдут по этой дорожке, то такая практика будет продолжаться, и, повзрослев, они будут совершать новые неблаговидные поступки. На этом скользком пути один проступок повлечет за собой другой, и из маленького врунишки, возможно, в конечном счете вырастет девиантная личность. Поскольку такие люди привыкли врать, они с большей вероятностью будут склонны совершать плохие поступки, потому что будут уверены, что ложь защитит их.
Возвращаясь к вопросу о том, является ли ложь одной из характеристик неблагополучия или его причиной, исследования не дают нам достаточной информации для того, чтобы поддержать одну из этих точек зрения. В любом случае, если человек часто врет, это опасно. Может быть, он врет не только в этот раз. Есть и другие признаки проблем с адаптацией. Но если ваш ребенок часто говорит неправду и эта ложь (а не поддразнивания или игра) продолжается в течение определенного периода времени, то вам нужно отнестись к этому серьезно. Если склонность к обману стала привычным шаблоном поведения для вашего ребенка, наверное, пришло время разобраться, почему это происходит. Прежде всего необходимо понять, не провоцируют ли его на ложь ваши действия. Может быть, вы устанавливаете слишком строгие правила? Может быть, чересчур его опекаете? Может быть, нарушаете неприкосновенность его личного пространства? Часто ли вы говорите неправду в присутствии ребенка, чем даете ему понять, что врать — в порядке вещей? Объясните ребенку, как подрывается доверие к тому, кто врет, и как трудно людям жить вместе, если они не могут верить друг другу. Удостоверьтесь, что ребенок понимает ваше непримиримое отношение ко лжи и причины этого.

Ложь в стиле Макиавелли: можно ли считать лжецов манипуляторами?

Двадцать лет назад ряд исследователей приступили к изучению людей, которые успешно манипулировали окружающими ради извлечения личной выгоды. Таких людей не волнует общепринятое представление о морали, они стремятся лишь к власти над другими, и чувства окружающих их не беспокоят. Один из ученых, изучавших этот вопрос, доктор Ричард Кристи, составил опросник для выявления людей подобного склада. Многое в этом опроснике основано на книге Макиавелли «Государь», которая впервые вышла в свет в 1513 году. Хотя этот труд Макиавелли содержит советы по ряду сложных политических вопросов, его имя стало символом «вероломства, предательства и изворотливости в отношениях между людьми» [8]. Популярная в 70-е годы XX века книга главного редактора издательства Simon and Schuster Майкла Корды «Власть!» содержит пример такого отношения к жизни: «Некоторые люди начинают игру с властью ради денег, ради безопасности или славы, другие делают это ради секса... Неважно, кто вы, правда в том, что ваши интересы никого не волнуют, если вы выиграли — то кто-то проиграл, ваше поражение — это чья-то победа» [9].
Большая часть исследований макиавеллевского отношения к жизни (исследователи называют его «мак» для краткости) были посвящены поведению взрослых людей. Несколько ученых провели эксперименты с детьми, чтобы проверить, будут ли набравшие высокое количество баллов по мак-анкете врать чаще и успешнее. Анкета для выявления мак-характеристик была адаптирована в соответствии с особенностями испытуемых более младшего возраста, но ее содержание совпадало с тестом для взрослых. Вот примеры вопросов для детей.

Никогда не следует говорить окружающим, зачем ты сделал это, разве что в тех случаях, когда это выгодно тебе.
(Мак-ответ: да.)


Большинство людей — хорошие и добрые.
(Мак-ответ: нет.)


Лучший способ поладить с людьми — говорить им нечто такое, от чего они почувствуют себя счастливыми.
(Мак-ответ: да.)


Ты должен совершать лишь те поступки, которые считаешь правильными.
(Мак-ответ: нет.)


Разумнее считать, что большинство людей поступят подло, если им представится такая возможность.
(Мак-ответ: да.)



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Е. Николаева. Говорить правду или быть честным? Правда и ложь
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Александр Фролов. Дети не читают
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Дудкина Елена Викторовна, Николаева Галина Петровна. Консультация для родителей детей с ОВЗ «Играем дома с детьми аутистами»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Сорокин Сергей. Консультация для родителей «Детская ложь»
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Бутковская Светлана Иосифовна. «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?!»
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Наталья Сысолятина. Памятка для родителей 'Как правильно говорить с детьми'
  • Закономерности психических систем
  • 10 признаков умных людей
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Притча «Язык любви»
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Танарбергенова Ксения Капановна. Безопасность детей дома и на улице.
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Панова Галина Иосифовна. Адаптация детей к условиям детского сада
  • Кому мы завидуем? Психология зависти
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Родительская зависимость от гаджетов вредит детям
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Кто врет лучше всех: стратегии эффективных лжецов
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Георгий Почепцов. Ложь как база социальных коммуникаций: от биологии до политики
  • Силяева Алла Михайловна. Родительское собрание «Наказание в воспитании детей».
  • Тест "Боги и Богини"
  • Кризис подросткового возраста
  • Притча «Чем больше, тем лучше»
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Кравцова М.М. Дети-изгои. Помощь родителей
  • Лена Бесмертная. Детская безопасность, ПДД
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь