Экман Пол. Лгуны или фантазеры. Правда о детской лжи

Категория: Популярная психология, Инструментальная детекция лжи | Просмотров: 6057

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

На следующий день я вызвал ее на откровенный разговор, обвинил в том, что она работает на два фронта, потребовал вернуть мне кольцо, которое я ей подарил, и, разорвав фотографию, которую всегда носил с собой в кошельке, швырнул клочки к ее ногам. Вернувшись домой, я увидел, что моя мать в ярости, потому что мама Мэри Лу пожаловалась ей, что я обозвал ее дочь проституткой. Я знал это слово, но я его в том разговоре не произносил. «На два фронта» звучало вежливее, ведь Мэри Лу не изменяла мне со всеми мальчишками в классе! Мне в ответ заявили, что я лгу.
На следующий день в классе Мэри Лу утверждала, что она не говорила маме ничего такого, но с моей матерью поговорить отказалась. Я так и не смог доказать моей маме, что был не виноват. Год спустя она умерла. Мы так и не поговорили обо всем этом как следует.
Когда родители сталкиваются с ситуацией, в которой у них не получается выяснить правду, им нужно выбрать, какую ошибку они рискуют совершить. Если они доверяют ребенку и верят его словам, то им могут сесть на шею и обмануть, если они ошиблись. Если они полны подозрений и не верят ребенку, то в случае ошибки они не поверят ему, даже если он говорил правду, а я считаю, что это гораздо хуже. В этом случае ребенок больше не сможет рассчитывать на нас, и это по-настоящему невосполнимая потеря. От злости он может начать обманывать, чего подозрительный родитель как раз и хотел избежать.
Доверие часто переплетается с ложью. Ребенок, который обманывает, не оправдывает родительского доверия. Обманутому родителю приходится прикладывать титанические усилия, чтобы простить ребенка и начать восстанавливать доверительные взаимоотношения. Недоверчивый родитель может не оправдать доверия ребенка, который был убежден, что ему верят и все делают ради него. Неплохо бы задуматься о том, что иногда дети лгут нам, потому что они нам не доверяют, они не уверены в том, что нам можно открыть душу и их при этом не унизят и не накажут.
Родителям не нужно отказываться от своих представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, но они должны обращаться с детьми так, чтобы те были готовы им довериться. В начале жизни ребенок всецело доверяет родителям, но когда он взрослеет — доверие нужно заслужить.

Приложение

Методологические комментарии к исследованию Хартшорна и Мея

Я во многом полагался на результаты исследований Хартшорна и Мея; и хотя многие их открытия стали основой для дальнейших научных исследований, некоторые ученые подвергли их критике.
Одна из причин, почему результаты их исследований произвели такой незначительный эффект, заключается в том, что они подчеркивали важность ситуативных факторов. Их открытия, по мнению многих, доказывали, что хитрость и нечестность не связаны с характером ребенка, а зависят от конкретных деталей каждой провокации. Недавний повторный анализ данных их исследований продемонстрировал, что это преувеличение. Здесь есть некоторые существенные моменты, и можно объяснить хитрость и нечестность с помощью факторов, которые не зависят от особенностей каждой провокации нечестного поведения. Та часть данных исследования Хартшорна и Мея, которыми пользовался я (сравнение тех, кто никогда не хитрил, и тех, кто схитрил, а потом соврал об этом), подчеркивает, в чем причина различий между этими двумя группами детей.
Ученые были обеспокоены тем, что доктора Хартшорн и Мей практически научили детей хитрить и обманывать, продемонстрировав им, как легко это делается. Иногда дети смотрят на это именно так. В моих собственных исследованиях некоторые дети, которые признавали, что соврали и схитрили, рассказывали мне, что не считали это зазорным, если учитель не очень строгий. По их словам, некоторые учителя такие нетребовательные, что им вообще все равно. Эго может быть всего лишь попыткой найти рациональное объяснение. Исследования за последние 20 лет позволили обнаружить больше случаев обмана и хитрости в колледжах, где главную роль играют воспитатели и дежурные, чем в классах, ще выставляются оценки.
Некоторые критики считали, что Хартшорн и Мей совершили ошибку, поручив кому-то другому, а не учителю класса раздавать работы с тестами. Дети охотнее начнут обманывать, если это незнакомый человек, например не представитель школьной администрации. Точно так некоторые люди не чувствуют угрызений совести, когда воруют в большом универмаге, но никогда ничего не украдут в маленькой лавке или семейном магазинчике. Я не думаю, что это очень серьезные возражения. Детям сказали, что они пишут тесты. Тесты раздавались в школе во время уроков. Про тесты не сказали, что это материал научного исследования. И поэтому я считаю, что у детей были все основания отнестись к тестам серьезно. Может быть, меньше детей стали бы хитрить, если бы эти тесты раздавал их учитель, но мы хотели понять не столько то, каким будет количество схитривших, сколько то, каковы различия между теми, кто схитрил, и теми, кто выполнил задания честно.
Некоторые ученые критиковали исследования Хартшорна и Мея, потому что разнообразные возможности схитрить были нетипичны для обычных жизненных ситуаций этих детей, а были искусственно созданы учеными. Я считаю, что эта критика несостоятельна, потому что Хартшорн и Мей постарались воссоздать ситуации, с которыми дети сталкиваются ежедневно.


Примечания


Глава 1

1 См.: John Phelan. Scandals, Scamps and Scoundrels (New York: Random House, 1982); a также Agness Hankiss. Games Con Men Play, Journal of Communication 3 (1980): 104-12.
2 Time. July 18th, 1986, p. 68.
3 Cm.: Sissela Bok. Lying: Moral Choice in Public and Private Life (New York: Pantheon, 1978), глава 3, где обсуждается тот же вопрос.
4Svenn Lindskold и Pamela S. Walters. Categories for Acceptability of Lies, The Journal of Social Psychology 120 (1983): 129-36.
5 Эти цифры приводятся в работе: В. В. Houser. Student Cheating and Attitude: A Function of Classroom Control Technique, Contemporary Educational Psychology 7 (1982): 113-23.
6 Эти цифры приводятся в работе: Claudia Н. Deutsch. Students Cheating Even More, New York Times, repr. in San Francisco Chronicle, 15 April 1988, p. B3.
7 Prof. Gary T. Marx. When a Child Informs on Parents, New York Times, 29 August 1986, p. 27.
8 San Francisco Chronicle, 12 September 1986, p. la.
9 New York Times, 22 August 1986, p. 8.
10 Для ясности я не приводил некоторые детали, например, что в исследовании принимали участие и мальчики, и девочки. Полный отчет опубликован в: Situational Influence on Moral Justice: A Study of «Finking», H. Harari and J. W. McDavid и Journal of Personality and Social Psychology 11 (1969), No 3: 240-44.

Глава 2

1 Полный отчет приводится в: Studies in the Nature of Character (New York: Macmillan, 1928), vol. 1, Studies in Deceit-includes all this information.
2 См.: М. Rutter, J. Tizard и К. Whitmore eds. Education, Health and Behavior (New York: Wiley, 1970); M. K. Shepherd, B. Oppenheim и S. Mitchell. Childhood Behavior and Mental Health (New York: Grune & Stratton, 1971); но не в: J. W. McFarlane, L. Alien и M. P. Honzik. A Developmental Study of the Behavior Problems of Normal Children Between Twenty-one Months and Fourteen Years (Berkeley: University of California Press, 1962).
3 Цитата из: Honesty and Dishonesty, Roger V. Burton; глава в: Thomas Lickona, Moral Development and Behavior (New York: Holt, Rinehart and Winston, 1976).
4 Это исследование представили Charles D. Johnson и John Gormly в статье, озаглавленной «Academic Cheating», Developmental Psychology 6 (1972): 320-25.
5Magda Stouthamer-Loeber упоминала о такой возможности в своей статье Lying as a Problem Behavior in Children: A Review, которая была опубликована в Clinical Psychology Review 6 (1986): 267-89.
6Thomas M. Achenbach и Craig S. Edelbrock. Behavioral Problems and Competencies Reported by Parents of Normal and Disturbed Children Aged Four Through Sixteen, Monographs of the Society for Research in Child Development 46 (1981), № 188. См. работу тех же авторов: The Child Behavior Profile: 11, Journal of Consulting and Clinical Psychology 47 (1978): 223-33.
7 Stouthamer-Loeber. Lying as a Problem Behavior.
8Richard Christie и Florence L. Geis. Studies in Machiavellianism (New York: Academic Press, 1970), p. 1.
9Michael Korda. Power! (New York: Random House, 1975), p. 4.
10 Там же, с. 327.
11Dorothea D. Braginsky. Machiavellianism and Manipulative Interpersonal Behavior in Children, Journal of Experimental Social Psychology 6 (1970): 77-99. В этом исследовании использовалась другая версия мак-шкалы.
12S. Nachamie. Machiavellianism in Children: The Children's Mach Scale and the Bluffing Game, Ph.D. dissertation, Columbia University, 1969. Отрывок приводится в: R. Christie и F. L. Geis. Studies in Machiavellianism, p. 326.
13Christie и Geis. Studies in Machiavellianism, p. 332.
14 D. D. Braginsky. Parent-Child Correlates of Machiavellianism and Manipulative Behavior, Psychological Report 27 (1970): 927-32, сообщил об инверсии отношений родители/дети в показателях мак-теста. R. Е. Kraut и J. D. Price.
Machiavellianism in Parents and Their Children, Journal of Personality and Social Psychology 33 (1976): 782-86, было установлено положительное соотношение.
15Kraut и Price. Machiavellianism; M. Lewis. How Parental Attitudes Affect the Problems of Lying in Children, Smith College Studies in Social Work 1 (1931): 403-404.
16 Time, 18 July 1986, p. 68.
17M. Stouthamer-Loeber и R. Loeber. Boys Who Lie, Journal of Abnormal Child Psychology 14 (1986): 551-64.
18 S. Dombush и dp. Single Parents, Extended Households and the Control of Adolesecents, Child Development 56’ (1985): 326-41. Также см.: L. Steinberg. Single Parents, Stepparents, and the Susceptibility of Adolescents to Antisocial Peer Pressure, Child Development 58 (1987): 269-75.
19Hartshome и May. Studies in Deceit, bk 1, General Methods and Results, c. 274.
20 D. Sherill и dp. Seating Aggregation as an Index of Contagion, Educational Psychological Measurements 30 (1970): 663-68.
21U. Bronfenbrenner. Response to Pressure from Peers Versus Adults Among Soviet and American School Children, International Journal of Psychology 2 (1967): 199-207 (цитата, c. 201).
22 Эго обсуждалось в: Thomas ]. Bemdt. Developmental Changes in Conformity to Peers and Parents, Developmental Psychology 15 (1979): 608-16.
23 Их статья озаглавлена Conformity to Peer-Sponsored Misconduct at Four Grade Levels, Developmental Psychology 12 (1976): 226-36 (цитата, c. 235).
24 T. J. Bemdt. Developmental Changes in Conformity to Peers and Parents, Developmental Psychology 15 (1979): 608-16 (цитата, c. 615).
25 Там же, с. 616.
26Charles M. Bcmjean и Reece McGee. Scholastic Dishonesty Among Undergraduates in Differing Systems of Social Control, Sociology of Education 38 (1965): 127-37.
27 Точнее, по каждому из 37 пунктов анкеты ребенок мог набрать по баллу, если его рейтинг отличался от 90 % показателей других мальчиков его возраста. Те мальчики, которые набрали максимальное количество баллов, стали теми 10 % наиболее девиантных участников эксперимента по отношению к предыдущим участникам. Полный текст исследования приводился в: Journal of Child Psychology and Psychiatry 22:19-33.
28Hartshome и May. Studies in Deceit, p. 377.

Глава 3

1Stephen Ceci, из опыта личного общения, March 11,1986.
2Michael Lewis, Catherine Stanger и Margaret Sullivan. Deception in Three Year Olds, неопубликованная рукопись, без даты. Авторы работали в Институте исследования развития ребенка (Institute for the Study of Child Development), University of Medicine and Dentistry of New Jersey.
3 Исследование Lying and Misrepresentation of Reality in Four-Year-Olds (наброски работы) было проведено Magda Stouthamer-Loeber, Linette Postell и RolfLoeber.
4 Большинство приведенных примеров детской лжи представлено в: Jean Piaget. The Moral Judgment of the Child (Glencoe, 111.: The Free Press, 1965; первое издание в 1932).
5Heinz Wimmer, Silvia Gruber и Josef Pemer. Young Children's Conception of Lying: Lexical Realism-Moral Subjectivism, Journal of Experimental Child Psychology 37 (1984): 1-30.
6 C. Stem и IV. Stem. Monographien uber die seelische Entwicklung des Kindes. s. Brand: Erinnerung. Aussage und Luge in der mten Kindheit (Leipzig: Barth, 1931; первая публикация 1909), 4-е издание. (По цитате Wimmer, Gruber и Pemer. Young Children's Conception of Lying, p. 28.)
7Eugenie Andruss Leonard. A Parents' Study of Children's Lies, The Pedagogical Seminary 27, Ne 2 (June 1920), p. 130.
8 C. C. Peterson, J. L. Peterson и D. Seeto. Developmental Changes in Ideas About Lying, Child Development 54 (1983): 1529-35.
9 Эта цитата из исследования, посвященного детской лжи, проведенного Marie Е. Vasek. Lying: The Development of Children's Understanding of Deception, Master's thesis, Clark University, Worcester, Mass., 1984.
10 Там же.
11 Там же.
12Walt Harrington. Revenge of the Dupes, The Washington Post Magazine, 27 December 1987, p. 17-21.
13Magda Stouthamer-Loeber. Lying as a Problem Behavior in Children: A Review, Clinical Psychology Review 6 (1986): 267-89.
14 Об этих возможностях упоминала Magda Stouthamer-Loeber, там же.
15 Я обнаружил эту цитату у Thomas Lickona. Raising Good Children (New York: Bantam, 1983), p. 117.
16 См. обзор В. DePaulo и A. Jordan. Age Changes in Deceiving and Detecting Deceit, в Robert S. Feldman, Development of Nonverbal Behavior in Children (New York: Springer Veriag, 1982), p. 151-80.192 Notes.
17P. Ekman. Telling Lies (New York: W. W. Norton, 1985); P. Ekman и M. O'Sullivan. Hazards in Detecting Deceit, в D. Raskin, ed., Psychological Methods for Investigation and Evidence (New York: Springer, in press); P. Ekman. Why Lies Fail and What Behaviors Betray a Lie, в J. C. Yuille, ed., Credibility Assessment-A Unified Theoretical and Research Perspective (Dordrecht, The Netherlands: Kluwer Academic Publishers, в прессе); P. Ekman, W. V. Friesen и M. O'Sullivan. Smiles when Lying, Journal of Personality and Social Psychology 54 (1988): 414-20; P. Ekman и W. V. Friesen. Felt, False and Miserable Smiles, Journal of Nonverbal Behavior 6 (1982): 238-52; P. Ekman и W. V. Friesen. Detecting Deception from Body or Face, Journal of Personality and Social Psychology 29 (1974): 288-98; P. Ekman и W. V. Friesen. Nonverbal Leakage and Clues to Deception, Psychiatry 32 (1969): 88-105.
18 R. S. Feldman, L. Jenkins и О. Popoola. Detection of Deception in Adults and Children via Facial Expressions, Child Development 50 (1979): 350-55 (цитата, c. 351).
19Nancy Lee Morency и Robert M. Krauss. Children's Nonverbal Encoding and Decoding of Affect, в Feldman, Development of Nonverbal Behavior in Children, p. 181-200.
20William A. Shennum и Daphne B. Bugental. The Development of Control over, Affective Expression, там же, с. 101-21.
21 Цитата из исследования Vasek.
22 Для обсуждения роли игр в развитии навыков, необходимых для обмана, см.: Н. Sacks. Everyone Has to Lie, в M. Sanches и В. G. Blount, Sociocultural Dimensions of Language Use (New York: Academic Press, 1975), p. 57-79.
23 J. G. de Villiers и P. A. de Villiers. Language Acquisition (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1977); M. Shatz и R. Gelman. The Development of Communication Skills: Modification in the Speech of Young Children as a Function of the Listener, Monographs of the Society for Research in Child Development 38 (1973): 1-38; см. суждение, предлагаемое Васеком.
24 P. Ekman, G. Roper и J. C. Hager. Deliberate Facial Movement, Child Development 51 (1980): 886-91. Notes 193.
25Michael F. Hoyt. Secrets in Psychotherapy: Theoretical and Practical Considerations, International Review of Psychoanalysis 5, vol. 2 (1978): 223-41.
26 Там же.
27 £. Turiel. The Development of Social Concepts, в D. DePalma и J. Foley, eds. Moral Development (Hillsdale, NJ.: Lawrence Erlbaum, 1975). Цитируется no Damon.
28 Выражаю мою признательность Robert Coles, который в своей увлекательной книге The Moral Life of Children (New York: Atlantic Monthly Press, 1986) напомнил мне об этом высказывании Анны Фрейд из ее книги The Ego and the Mechanisms of Defense (New York: International University Press, 1936).
29 Краткое изложение см.: L. Kohlberg. Moral Stages and Moralization: The Cognitive-Developmental Approach, в Lickona, Moral Development and Behavior, p. 31-53.
30 См. ссылку 15 выше.
31Turiel. The Development of Social Concepts, p. 155.
32 Cm.: J. R. Rest. Morality, в: P. H. Mussen, The Handbook of Child Psychology, 4th ed. (New York: Wiley, 1983), vol. 3, p. 556-629, для критического анализа. Если вас заинтересует увлекательный анализ детских социальных суждений, проведенный с другой точки зрения, см.: William Damon, The Social World of the Child (San Francisco: Jossey-Bass, 1977).
33A. Blasi. Bridging Moral Cognition and Oral Action: A Critical Review of the Literature, Psychological Bulletin 88 (1980): 1-45.
34Carl I. Malinowski и Charles P. Smith. Moral Reasoning and Moral Conduct: An Investigation Prompted by Kohlberg's Theory, Journal of Personality and Social Psychology 49 (1985): 1016-27.

Глава 4

1Lickona. Raising Good Children, p. 168.

Глава 5

1Kraut и Price. Machiavellianism; M. Lewis. Parental Attitudes.
2Bruno Bettelheim. The Uses of Enchantment (New York: Alfred A. Knopf, 1976), p. 9.
3H. Hartshome и M. A. May. Studies in Deceit.
4 Cm.: Rutter, Tizard и Whitmore, Education, Health and Behavior; Shepherd, Oppenheim и Mitchell. Childhood Behavior and Mental Health.
5 New York Times, 24 January, 1987.
6 Там же.
7 Более подробно стадии нравственного развития по Колбергу обсуждаются в главе 3.
8]odi Stewart. The Story Behind «Pig Boy», San Francisco Chronicle, 24 July 1988.
9M. Hoffman и H. Saltzstein. Parent Discipline and the Child's Moral Development, Journal of Personality and Social Psychology 5 (1967): p. 45.
10 Цитата из New York Times, 18 June, 1985, p. 23.
11 Там же.
12 Там же.
13John Demos. Past, Present and Personal (New York: Oxford University Press, 1986), p. 46.
14John Wesley. Sermon on the Education of Children, в: Philip Greven, Child Rearing DJncepts, 1628-1861 (Itasca, 111.: F. E. Peacock Publishers, Inc., 1973), p. 60.
15 Там же, с. 61.
16 Там же, с. 126.
17henore Weitzman. The Divorce Revolution (New York: Free Press, 1985), p. XVII.
18Judith S. Wallerstein и Joan Berlin Kelly. Surviving the Breakup (New York: Basic Books, 1980), p. 33,34.
19 Там же, с. 60.
20 Там же, с. 89.
21 В моей недавно опубликованной книге The Equality Trap (New York: Simon and Schuster, 1988) я рассматриваю угрожающий рост случаев совместной опеки над детьми. В некоторых штатах такое решение принимает судья вопреки желанию родителей. Есть факты, свидетельствующие о том, что это негативно влияет на детей.
22 S. Dombush et al. Single Parents, Extended Households and the Control of Adolescents, Child Development 56 (1985): 326-41.
23 Там же, с. 333.
24Mason. The Equality Trap, p. 18.
25 Цитата из того же источника, с. 125.
26Burton К. White. The First Three Years of Life, rev. ed. (New York: Prentice-Hall, 1985), p. 272.

Глава 6

1Gail S. Goodman. Child Witness: An Introduction, Journal of Social Issues 40 (1984): 28.
2 Таково мнение судей по делам в области семейного права в городах Аламеда и Сан-Диего в отношении обвинений по сексуальным домогательствам в делах по спорным ситуациям в области опеки за последние годы. (Материалы личных собеседований.)
3Bill Girdner. Out of the Mouths of Babes, California Lawyer 5 Oune 1985): 59.
4John Crewdson. By Silence Betrayed (Boston: Little, Brown, 1988), p. 127.
5Bruno Bettelheim. A Good Enough Parent (New York: Knopf, 1987), p. 375.
6Sigmund Freud. Two Case Histories, цит. no: S. Lindsay и M. Johnson. Reality Monitoring and Suggestibility: Children's Ability to Discriminate Among Memories from Different Sources, в S. J. Ceci, M. P. Toglia и D. F. Ross, Children's Eyewitness Memory (New York: Springer-Veriag, 1987), p. 95.
7 J. Piaget. Judgment and Reasoning in the Child, там же, p. 98.
8Lindsay и Johnson. Reality Monitoring, and Suggestibility, p. 101.
9 New York Times, 14 November 1987, p. 9.
10 Там же.
11Mason. The Equality Trap, p. 73. Я уже упоминал о решениях по совместной опеке в этой книге.
12 Цитируется по тому же источнику, с. 174.
13 New York Times, 22 October 1986, p. 5.
14 New York Times, 31 March 1988, p. B13.
15Melvin G. Goldzband, M. D. Would Mommie Lie? An Inquiry into the Concept of Truth in Child Custody Litigation, неопубликованная рукопись 1983.
16Arthur H. Green. True and False Allegations of Sexual Abuse in Child Custody Disputes, journal of the American Academy of Child Psychiatry 25 (1986): 454.
17 In re Sara, 239 Cal. Rptr. 605.
18 In the Matter of Cheryl H., 153 Cal. App. 3d 1098,200 Cal. Rptr. 789.
19David Faust и Jay Ziskin. The Expert Witness in Psychology and Psychiatry, Science 241 Guly 1,1988): 312.
20 Incidence of Child Abuse in California, California Department of Justice Child Abuse Central Registry, Bureau of Criminal Statistics and Special Services, 1985, p. 1-3.
21Douglass J. Besharov. Contending with Overblown Expectations, Public Welfare 45 (Winter 1987): 7-11.
22 Там же, с. 10.
25 Обсуждение психологических исследований в этой области см.: Ceci, Toglia и Ross, eds. Children's Eyewitness Memory; см. также: The Child as Witness, journal of Social Sciences 40, Ns 2 (1984).
24Maria Zagora. Memory, Suggestibility, and Eyewitness Testimony in Children and Adults, в Ceci, Toglia и Ross, eds., Children's Eyewitness Memory, p. 65.
25Carole Cole и Elizabeth Loftus. The Memory of Children, там же, с. 195,199.
26Ceci, Ross и Toglia. Age Differences in Suggestibility, там же, с. 82.
27В. Boat и М. Everson, доклад представлен на заседании Общества исследований развития детей (Society for Research in Child Development Biennial Meeting), 1987.
28 M. King и ]. Yuille. Suggestibility and the Child Witness, в: Ceci, Toglia and Ross, Children's Eyewitness Memory, p. 25.
29 D. Whitcomb, E. Shapiro и L. Stellwagen. When the Victim Is a Child: Issues for Judges and Prosecutors, U. S. Department of Justice, National Institute of Justice, 1981, p. 69-73.
30 Coy v. Iowa, 108 S. Ct. 2798.
31 Там же.
32 New York Times, 20 July 1988.
33 Gary B. Melton. Procedural Reforms to Protect Victim/Witnesses in Sex Offense Proceedings, Victimology: An Int’l. Journal 5 (1980).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Е. Николаева. Говорить правду или быть честным? Правда и ложь
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Александр Фролов. Дети не читают
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Дудкина Елена Викторовна, Николаева Галина Петровна. Консультация для родителей детей с ОВЗ «Играем дома с детьми аутистами»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Сорокин Сергей. Консультация для родителей «Детская ложь»
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Бутковская Светлана Иосифовна. «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?!»
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Наталья Сысолятина. Памятка для родителей 'Как правильно говорить с детьми'
  • Закономерности психических систем
  • 10 признаков умных людей
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Притча «Язык любви»
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Танарбергенова Ксения Капановна. Безопасность детей дома и на улице.
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Панова Галина Иосифовна. Адаптация детей к условиям детского сада
  • Кому мы завидуем? Психология зависти
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Родительская зависимость от гаджетов вредит детям
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Кто врет лучше всех: стратегии эффективных лжецов
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Георгий Почепцов. Ложь как база социальных коммуникаций: от биологии до политики
  • Силяева Алла Михайловна. Родительское собрание «Наказание в воспитании детей».
  • Тест "Боги и Богини"
  • Кризис подросткового возраста
  • Притча «Чем больше, тем лучше»
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Кравцова М.М. Дети-изгои. Помощь родителей
  • Лена Бесмертная. Детская безопасность, ПДД
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь