Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.

Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.

«Играя, ребенок учится, и, наоборот, в процессе обучения ребенок должен играть».
А. С. Макаренко

Современному обществу необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется в учебной деятельности.

Поэтому перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений в условиях реализации ФГОС ДО встает главная задача: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.

Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста, именно в игре создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечественной психологии и педагогике огромное значение придается реализации развивающего характера игры в развитии познавательной сферы детей (Выготский Л. С., Аркин Е. А., Леонтьев А. Н.).

 

Одной из основных форм обучения детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Дидактические игры – это игры обучающие, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.

Многочисленными исследованиями психологов доказано, что именно в период дошкольного детства закладывается фундамент всей познавательной сферы ребёнка. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к моменту поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, высказывать свое мнение, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Все это предполагает определенную степень сформированности познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, а так же речи).

В планировании воспитательно-образовательной работы с детьми значительное место я отвожу дидактическим играм, так как они являются эффективным средством обучения и могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста — основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, дидактические игры планирую и организую как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Так же я использую игры в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей, что позволяет отследить, на сколько, правильно поняли и усвоили содержание занятий дети.

Для достижения цели, в своей практической деятельности, пришла к необходимости придерживаться определенных требований к содержанию и подбору дидактических игр.

  1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для тренировки умственного развития детей в целом, а также их воспитания.
  2. Наличие в дидактической игре увлекательной задачи, которая тесно связана с темой занятия, а все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
  3. Сочетание дидактической значимости с занимательностью, шуткой, юмором.
  4. Основой содержания дидактических игр выступает окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Тематика дидактических игр не ограничивается, однако материалы должны иметь образовательный характер и не противоречить общепризнанным научным фактам, этическим нормам и законодательству Российской Федерации.

В рамках реализации ФГОС ДО я стараюсь соблюдать психолого-педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

  1. Создание обогащённой развивающей предметно-пространственной среды.
  2. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей.
  3. Формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях воспитанников.
  4. Использование форм и методов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (личностно-ориентированный подход).

При осуществлении образовательной деятельности с детьми я руководствуюсь следующими педагогическими принципами:

  • от простого к сложному;
  • от знакомого к новому;
  • от совместных действий к самостоятельной деятельности.

Методом педагогического наблюдения я пришла к выводу, что дидактическая игра помогает мне в реализации образовательной программы. Является эффективным методом развития познавательной сферы детей дошкольного возраста.

Просмотров: 477
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Инкеева Валентина Романовна. «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
  • Попова Татьяна Геннадьевна. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста
  • Коблякова Наталья Сергеевна. «Музыкально — дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
  • Каримова Татьяна Ивановна. Стендовый доклад на тему: «Дидактическая игра как средство закрепления знаний детей старшего дошкольного возраста о еврейской национальной культуре»
  • Брусняк Валентина Николаевна. Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
  • Быкова Людмила Анатольевна. Методические материалы 'Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста'
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Макарова Анна Алексеевна. Дидактическая игра «МЯГКИЙ КОНСТРУКТОР» — как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Корытова Галина Александровна. Проект «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники у детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Сердюкова Яна Александровна. ПОДВИЖНАЯ ИГРА – КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Шейхмамбетова Сафие Энверовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательной деятельности на тему: «Весна повсюду» для детей среднего дошкольного возраста на прогулке.
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Скажи наоборот»
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Авдеенко Наталья Борисовна. Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Калинина Марина Николаевна. Дидактическая игра «забавные рюкзачки» в развитии детей дошкольного возраста
  • Кононова Надежда Васильевна. Семинар – практикум для воспитателей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
  • Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
  • Носова Н.П, Карназеева Е.В.. Проект «Использование малых форм фольклора в самостоятельной художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста»
  • Пак Ксения Владимировна. Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь