|
Огненко Надежда. Работа с образами животных: я, ты и тигр.Категория: Индивидуальная психология, Психотерапия и консультирование, Для детского сада | Просмотров: 21497
Автор: Огненко Надежда.
Название: Работа с образами животных: я, ты и тигр. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке СОЧИНЯЯ СКАЗКУ
Мир сказки... Что за удивительное пространство? Для взрослого это фантастический нереальный мир, а для ребенка — сама жизнь. Он искренне верит в реальное существование фей и привидений, гномов и волшебников, драконов и Деда Мороза... Что происходит с нами, когда мы расстаемся с детством? Почему мы теряем эту волшебную веру в сказку? Почему позволяем так называемому реальному миру всецело захватить нас своими цепкими лапками Сказки сродни сновидениям. В них, как и во снах, сталкиваются разные времена и пространства, легко преодолеваются бездонные пропасти, а маленькие песчинки превращаются в непроходимые горы. В сказках, как и в сновидениях, кто-то всячески препятствует герою на пути к желанной цели, а кто-то невидимо оберегает и нежно заботится о нем, или чудом спасает из беды в последнюю секунду. Взрослые перестали верить в сказку, но по-прежнему видят по ночам невероятные фантастические сюжеты, очень похожие на сказку. Да, в душе взрослого продолжает жить сказка. В ночном пространстве она проявляет себя достаточно ярко и осязаемо. Почему? Да потому что этот наш реальный мир — далеко не единственный. Он пронизан лучами и нитями других миров, невидимых и тонких, но так же реально существующих. Однако реальность других миров можно ощутить и почувствовать, но не потрогать руками. Ощутить и почувствовать! Очень важно осознать это. Внося в наш жесткий реальный мир творчество в виде сказки, мы способны изменить эту самую реальность, сделав ее более гибкой и пластичной. А это стоит того, чтобы по-настоящему увидеть и оценить роль воображения в нашей жизни. Когда мы сочиняем сказку, мы превращаемся в творцов и создателей. Мы лепим мир согласно своему видению. Мы перестаем быть просто марионетками и пешками на шахматной доске нашего реального физического мира. Для людей интуитивных и чувствительных того, что сказано о сказках выше, будет, вероятно, вполне достаточно. Но рациональный ум, я подозреваю, окажется неудовлетворенным: «А что говорит наука о пользе сказок?» Уважим ум и ответим ему. Процесс сочинения сказки: • развивает внимание, воображение, фантазию и волевые качества личности; • обогащает эмоциональную сферу и сенсорное (чувственное) восприятие, способствует развитию эмпа-тии (умению сопереживать); • обогащает социальный опыт ребенка, создавая новые комбинации взаимоотношений и поступков; • активизирует связную речь и обогащает словарный запас; • позволяет снять психологическую нагрузку через проигрывание и проживание в сказке неудовлетворяющих жизненных ситуаций или реальных конфликтов; • увеличивает веру в себя, в собственные силы и в торжество добра над злом. Уф! Я надеюсь, рациональный ум почувствовал себя удовлетворенным! Пойдем дальше. Я всегда говорю, что сочинять сказку -простое занятие. Очень простое. Хотя многие со мной не соглашаются. И они по-своему правы. Разберемся в этом. Когда я впервые начала сочинять с детьми сказки, то была несколько разочарована. Дети сочиняли сказки действительно легко. Да. Однако большинство сказок были построены по типу известных им сказочных сюжетов и отличались изрядной шаблонностью. Это меня не удовлетворило. Тогда я стала включать в работу необычные сказки, а также незнакомые и разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие нестандартного мышления. Прошло время, и постепенно начали появляться сказки-алмазики. Дивные, интересные, неповторимые... Некоторые из них представлены в моей книге «Цветовой игротренинг» (Погосова Н. М., 2004) Вот почему в данной книге появилось упражнение «Волшебные превращения». Это упражнение— подготовительное перед сочинением сказки. Оно помогает снять любые ограничения, шаблоны и стандарты в творчестве. Обязательно играйте в «Волшебные превращения», и вы увидите, как со временем сказки вашего ребенка будут становиться все более интересными и непохожими на что-то известное. Ну и, наконец, перейдем к самому процессу сочинения сказок. В этой книге я предлагаю разные варианты. Но в основе лежит следующее. Ребенку, впрочем, и взрослому тоже легче всего сочинить сказку, имея под рукой какие-то материалы, предметы, которыми можно оперировать. В домашних условиях такими «сказочными» предметами может быть все, что находится в квартире. Если выбрать главным героем большую мягкую игрушку, тогда в ход пойдут крупные предметы: подушки, шапки, кастрюли, стулья, книги... Если главный герой — мелкая игрушка, пусть ребенок использует нитки, ленты, пуговицы, мамину бижутерию, статуэтки, канцелярские мелочи и т. п. Для начала я предлагаю: «Посмотри вокруг и выбери предмет (иг-рушку), который будет исполнять роль главного героя твоей сказки. Выбрал? Замечательно. Любой герой где-то живет. Найди ему такое местечко (на столе, на диване, на полу — где угодно) и обустрой его дом. Подумай, есть ли у главного героя родители, или друзья, или кто-то еще. Или он живет один?» Герой любой сказки всегда отправляется в путешествие. Потому что дома ему чего-то не хватает. Или он о чем-то мечтает. В путешествии герою обязательно встречаются разные препятствия. Кто-то вредит или мешает ему, а кто-то помогает или поддерживает. В конце концов наш герой добирается до цели... или не добирается. Но сказка каким-то образом завершается (ребенок подбирает предметы, символизирующие друзей героя, его путь, его мечту, злые и добрые силы на пути к цели). Привожу примерную схему, на которую можно опираться при сочинении сказок. 1. Выбор главного героя (желательно дать ему имя). 2. Создание места, в котором приятно находиться герою. 3. Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют). 4. Описание любимых и нелюбимых занятий главного героя. 5. Рассказ о главной мечте (желании) героя. 6. Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте (кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как ему помогал? Или он сам справился с трудностями?) 7. Завершение сказки (осуществилась ли мечта героя?) В нашей книге вы познакомитесь и с другими вариантами сочинения сказок. Например, по готовому началу или на определенную тему. Не пренебрегайте сочинением сказок, и вы поможете себе и ребенку жить более свободно, уверенно и позитивно. ИНСТРУКЦИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ Любая внутренняя психологическая работа над собой -процесс творческий. Тогда он живой, непредсказуемый и радостный. Инструкции о том, что делать и как делать, безусловно, нужны. Но любая инструкция, как я это вижу, ограничивает нас. Речь, разумеется, идет об инструкции для душевной работы, а не об инструкции по применению и использованию бытовых приборов. В последнем случае полезнее, вероятно, все же следовать предписанным правилам. Но мир психики, душевных процессов настолько изменчив и подвижен, что любая инструкция для него — не более чем отправная точка. То есть что-то основное, базисное, на что можно опереться, с чего можно начать. Но следовать досконально каждой буквочке вряд ли возможно. Да и нужно ли? Поэтому любые инструкции и рекомендации, предложенные ниже, можете смело изменять, варьировать и дополнять по собственному усмотрению. Книга построена на днях-занятиях, целиком посвященных одному, исключая морских обитателей, животному. День, проведенный в образе одного животного, позволит объединиться с его духом и характером на более полном и глубоком уровне. Периодичность занятий. Поскольку книга предназначена, прежде всего, родителям, мне увиделось, что одного дня в неделю (к примеру, выходного) вполне достаточно. Тогда процесс не успеет утомить, а постепенная длительная работа на протяжении трех месяцев даст куда более ощутимые результаты, чем быстрое, беглое соприкосновение с образами животных. Длительность упражнений. Относительно того, сколько времени отводить тому или иному упражнению, существует хорошая формулировка: «До ощущения достаточности» . Для одних ощущение достаточности выразится в пяти минутах, а для других растянется на полчаса. Последовательность упражнений и дней. Желательно, но совсем не обязательно начинать с первого дня. То есть с зайца. Во всяком случае, не рекомендую начинать со дня морских животных или с несуществующего животного. По одной простой причине. С каждым новым днем немного усложняются задания по сочинению сказок и созданию творческих работ. Хотя и в этом случае нет правил без исключения. То, что мне видится более сложным, для другого может оказаться легче легкого. Последовательность упражнений в одном занятии значения и вовсе не имеет. Делайте как удобнее и приятнее. «От двух до пяти»? Или до пятидесяти? Наверное, каждый родитель, взявший в руки эту книгу, первым делом спросит: «А на какой возраст рассчитаны предложенные упражнения?» Однозначного ответа нет. То, что большинство упражнений полезно взрослым, сомнению не подлежит. Для того и создавалась эта книга, чтобы большой взрослый сумел почувствовать себя маленьким ребенком, доверчивым, искренним и свободным. Что же касается детей, то оптимальный возраст — от четырех до семи. Однако некоторые игры вполне доступны и трехлеткам. Дети более старшего возраста могут реагировать по-разному, в зависимости от особенностей характера и воспитания. Группа подростков, с которой я работала (9-13 лет), неплохо погружалась в образы животных, и особенно — в процесс сочинения сказок. В конце концов, кто, как не любящие родители, сумеют лучше всего почувствовать, насколько подходят для их ребенка те или иные игры и задания? Ручное творчество. Поскольку в каждом из дней есть задания, связанные с ручным творчеством (рисунки, аппликации, поделки), имеет смысл создать некий волшебный сундучок, коробочку или заветную книгу — альбом, куда вы будете складывать работы вашего ребенка. Придумайте альбому подходящее название. Например, «Зоосад моей души», «Зверушки квартиры №...», «Мой сказочный зверинец» и т. п. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|