Огненко Надежда. Работа с образами животных: я, ты и тигр.

Категория: Индивидуальная психология, Психотерапия и консультирование, Для детского сада | Просмотров: 21497

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

СОЧИНЯЯ СКАЗКУ
Мир сказки... Что за удивительное пространство? Для взрослого это фантастический нереальный мир, а для ребенка — сама жизнь. Он искренне верит в реальное существование фей и привидений, гномов и волшебников, драконов и Деда Мороза... Что происходит с нами, когда мы расстаемся с детством? Почему мы теряем эту волшебную веру в сказку? Почему позволяем так называемому реальному миру всецело захватить нас своими цепкими лапками
Сказки сродни сновидениям. В них, как и во снах, сталкиваются разные времена и пространства, легко преодолеваются бездонные пропасти, а маленькие песчинки превращаются в непроходимые горы. В сказках, как и в сновидениях, кто-то всячески препятствует герою на пути к желанной цели, а кто-то невидимо оберегает и нежно заботится о нем, или чудом спасает из беды в последнюю секунду.
Взрослые перестали верить в сказку, но по-прежнему видят по ночам невероятные фантастические сюжеты, очень похожие на сказку. Да, в душе взрослого продолжает жить сказка. В ночном пространстве она проявляет себя достаточно ярко и осязаемо. Почему? Да потому что этот наш реальный мир — далеко не единственный. Он пронизан лучами и нитями других миров, невидимых и тонких, но так же реально существующих. Однако реальность других миров можно ощутить и почувствовать, но не потрогать руками. Ощутить и почувствовать! Очень важно осознать это.
Внося в наш жесткий реальный мир творчество в виде сказки, мы способны изменить эту самую реальность, сделав ее более гибкой и пластичной. А это стоит того, чтобы по-настоящему увидеть и оценить роль воображения в нашей жизни. Когда мы сочиняем сказку, мы превращаемся в творцов и создателей. Мы лепим мир согласно своему видению. Мы перестаем быть просто марионетками и пешками на шахматной доске нашего реального физического мира.
Для людей интуитивных и чувствительных того, что сказано о сказках выше, будет, вероятно, вполне достаточно. Но рациональный ум, я подозреваю, окажется неудовлетворенным: «А что говорит наука о пользе сказок?» Уважим ум и ответим ему. Процесс сочинения сказки:
• развивает внимание, воображение, фантазию и волевые качества личности;
• обогащает эмоциональную сферу и сенсорное (чувственное) восприятие, способствует развитию эмпа-тии (умению сопереживать);
• обогащает социальный опыт ребенка, создавая новые комбинации взаимоотношений и поступков;
• активизирует связную речь и обогащает словарный запас;
• позволяет снять психологическую нагрузку через проигрывание и проживание в сказке неудовлетворяющих жизненных ситуаций или реальных конфликтов;
• увеличивает веру в себя, в собственные силы и в торжество добра над злом.
Уф! Я надеюсь, рациональный ум почувствовал себя удовлетворенным!
Пойдем дальше. Я всегда говорю, что сочинять сказку -простое занятие. Очень простое. Хотя многие со мной не соглашаются. И они по-своему правы. Разберемся в этом. Когда я впервые начала сочинять с детьми сказки, то была несколько разочарована. Дети сочиняли сказки действительно легко. Да. Однако большинство сказок были построены по типу известных им сказочных сюжетов и отличались изрядной шаблонностью. Это меня не удовлетворило. Тогда я стала включать в работу необычные сказки, а также незнакомые и разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие нестандартного мышления. Прошло время, и постепенно начали появляться сказки-алмазики. Дивные, интересные, неповторимые... Некоторые из них представлены в моей книге «Цветовой игротренинг» (Погосова Н. М., 2004) Вот почему в данной книге появилось упражнение «Волшебные превращения». Это упражнение— подготовительное перед сочинением сказки. Оно помогает снять любые ограничения, шаблоны и стандарты в творчестве. Обязательно играйте в «Волшебные превращения», и вы увидите, как со временем сказки вашего ребенка будут становиться все более интересными и непохожими на что-то известное.
Ну и, наконец, перейдем к самому процессу сочинения сказок. В этой книге я предлагаю разные варианты. Но в основе лежит следующее.
Ребенку, впрочем, и взрослому тоже легче всего сочинить сказку, имея под рукой какие-то материалы, предметы, которыми можно оперировать. В домашних условиях такими «сказочными» предметами может быть все, что находится в квартире. Если выбрать главным героем большую мягкую игрушку, тогда в ход пойдут крупные предметы: подушки, шапки, кастрюли, стулья, книги... Если главный герой — мелкая игрушка, пусть ребенок использует нитки, ленты, пуговицы, мамину бижутерию, статуэтки, канцелярские мелочи и т. п.
Для начала я предлагаю: «Посмотри вокруг и выбери предмет (иг-рушку), который будет исполнять роль главного героя твоей сказки. Выбрал? Замечательно. Любой герой где-то живет. Найди ему такое местечко (на столе, на диване, на полу — где угодно) и обустрой его дом. Подумай, есть ли у главного героя родители, или друзья, или кто-то еще. Или он живет один?»
Герой любой сказки всегда отправляется в путешествие. Потому что дома ему чего-то не хватает. Или он о чем-то мечтает. В путешествии герою обязательно встречаются разные препятствия. Кто-то вредит или мешает ему, а кто-то помогает или поддерживает. В конце концов наш герой добирается до цели... или не добирается. Но сказка каким-то образом завершается (ребенок подбирает предметы, символизирующие друзей героя, его путь, его мечту, злые и добрые силы на пути к цели).
Привожу примерную схему, на которую можно опираться при сочинении сказок.
1. Выбор главного героя (желательно дать ему имя).
2. Создание места, в котором приятно находиться герою.
3. Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют).
4. Описание любимых и нелюбимых занятий главного героя.
5. Рассказ о главной мечте (желании) героя.
6. Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте (кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как ему помогал? Или он сам справился с трудностями?)
7. Завершение сказки (осуществилась ли мечта героя?)
В нашей книге вы познакомитесь и с другими вариантами сочинения сказок. Например, по готовому началу или на определенную тему.
Не пренебрегайте сочинением сказок, и вы поможете себе и ребенку жить более свободно, уверенно и позитивно.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ
Любая внутренняя психологическая работа над собой -процесс творческий. Тогда он живой, непредсказуемый и радостный. Инструкции о том, что делать и как делать, безусловно, нужны. Но любая инструкция, как я это вижу, ограничивает нас. Речь, разумеется, идет об инструкции для душевной работы, а не об инструкции по применению и использованию бытовых приборов. В последнем случае полезнее, вероятно, все же следовать предписанным правилам. Но мир психики, душевных процессов настолько изменчив и подвижен, что любая инструкция для него — не более чем отправная точка. То есть что-то основное, базисное, на что можно опереться, с чего можно начать. Но следовать досконально каждой буквочке вряд ли возможно. Да и нужно ли? Поэтому любые инструкции и рекомендации, предложенные ниже, можете смело изменять, варьировать и дополнять по собственному усмотрению.
Книга построена на днях-занятиях, целиком посвященных одному, исключая морских обитателей, животному. День, проведенный в образе одного животного, позволит объединиться с его духом и характером на более полном и глубоком уровне.
Периодичность занятий. Поскольку книга предназначена, прежде всего, родителям, мне увиделось, что одного дня в неделю (к примеру, выходного) вполне достаточно. Тогда процесс не успеет утомить, а постепенная длительная работа на протяжении трех месяцев даст куда более ощутимые результаты, чем быстрое, беглое соприкосновение с образами животных.
Длительность упражнений. Относительно того, сколько времени отводить тому или иному упражнению, существует хорошая формулировка: «До ощущения достаточности» . Для одних ощущение достаточности выразится в пяти минутах, а для других растянется на полчаса.
Последовательность упражнений и дней. Желательно, но совсем не обязательно начинать с первого дня. То есть с зайца. Во всяком случае, не рекомендую начинать со дня морских животных или с несуществующего животного. По одной простой причине. С каждым новым днем немного усложняются задания по сочинению сказок и созданию творческих работ. Хотя и в этом случае нет правил без исключения. То, что мне видится более сложным, для другого может оказаться легче легкого. Последовательность упражнений в одном занятии значения и вовсе не имеет. Делайте как удобнее и приятнее.
«От двух до пяти»? Или до пятидесяти? Наверное, каждый родитель, взявший в руки эту книгу, первым делом спросит: «А на какой возраст рассчитаны предложенные упражнения?» Однозначного ответа нет. То, что большинство упражнений полезно взрослым, сомнению не подлежит. Для того и создавалась эта книга, чтобы большой взрослый сумел почувствовать себя маленьким ребенком, доверчивым, искренним и свободным. Что же касается детей, то оптимальный возраст — от четырех до семи. Однако некоторые игры вполне доступны и трехлеткам. Дети более старшего возраста могут реагировать по-разному, в зависимости от особенностей характера и воспитания. Группа подростков, с которой я работала (9-13 лет), неплохо погружалась в образы животных, и особенно — в процесс сочинения сказок.
В конце концов, кто, как не любящие родители, сумеют лучше всего почувствовать, насколько подходят для их ребенка те или иные игры и задания?
Ручное творчество. Поскольку в каждом из дней есть задания, связанные с ручным творчеством (рисунки, аппликации, поделки), имеет смысл создать некий волшебный сундучок, коробочку или заветную книгу — альбом, куда вы будете складывать работы вашего ребенка. Придумайте альбому подходящее название. Например, «Зоосад моей души», «Зверушки квартиры №...», «Мой сказочный зверинец» и т. п.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Карлова Е.Л. English Games. Игры для изучения английского языка для дошкольников
  • Клейменова Инна Владимировна. Использование игры в коррекционно-образовательном процессе.
  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Консультация для родителей: «Игры с детьми на отдыхе в летний период».
  • Главный Редактор. Развивающие игры для детей
  • Редактор. Пальчиковые игры
  • Осокина Екатерина Андреевна. Презентация 'Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры'
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Способы создания досуга с ребенком. Или как быть веселым родителем?
  • Мунина Галина Алексеевна. Консультация для педагогов 'Театральные игры и упражнения для младших дошкольников'
  • Кондратова Светлана. Как провести выходной день вместе с детьми?
  • Артамонова Н.В.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по формированию здорового образа жизни
  • Долгих Светлана Борисовна. Растём и развиваемся вместе: интерактивные игры для детей 2-4 лет и их родителей по теме «Животные: домашние и дикие (лесные)»
  • Евдокимова Альбина Туйгуновна. Рекомендации для родителей «Играем вместе».
  • Ахмедьянова Алиса Булатовна. Создание игры как форма организации взаимодействия взрослых и детей
  • Горностаева Татьяна Викторовна. Соколова Ирина Николаевна. Тренинг с родителями «Играем вместе»
  • Главный Редактор. Развивающие игры для детских праздников
  • Комарова Ольга Валерьевна. Презентация 'Пальчиковые игры'
  • Елена Садыкова. Игры с тревожными детьми.
  • Демиденко Лариса Владимировна, Нагибина Инна Викторовна.. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
  • Ирина Синкевич. Игры для развития речи 'Вместе с Мамой'
  • Иваненко Ксения Васильевна. Эмоциональное развитие
  • Крымова Ирина Юрьевна. Проектирование игры драматизации «Заюшкина избушка» в подготовительной группе
  • Ярошенко О.А.. ДОКЛАД НА ТЕМУ: ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
  • Ефремова Оксана Васильевна. Консультация для воспитателей «Игры с мячом для развития дошкольников с нарушением зрения»
  • Шумакова Галина Анатольевна. Игры для развития памяти у дошкольников
  • Худошина Наталия Викторовна. Презентация 'Что мы знаем о животных?' Дидактические игры с использованием ИКТ.
  • Тамара Виноградова. Развивающие детские игрушки: 'Колобок'
  • Разумовская О.К. Знай и умей. Игры для детей 3-7 лет. Методическое пособие
  • Фертова Маргарита Герройдовна. Творческие игры и театрализованные упражнения в процессе общения с детьми.
  • Горынцева Анастасия Андреевна. Cтатья по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Мы играем-развиваем!»
  • Сокол Ольга Николаевна. Буклет '7 АПРЕЛЯ-ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ'
  • Боушева Наталья Альбионовна. Сценарий интерактивной игры-занятия во второй младшей группе «Б». «Вместе с мамой».
  • Эльконин Д.Б. Психология игры.
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Шашкова Елена Николаевна. Советы родителям. Играем вместе.
  • Елена Фурманчук. Игры для развития словарного запаса и грамматического строя речи
  • Савзиханова Гюлбахар Фейзуллаховна. Консультация для родителей «Давайте поиграем»
  • Екатерина Яр. Консультация для воспитателей детского сада «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»
  • Антонова Светлана. Формирование коммуникативных умений дошкольников посредством игры
  • Косулина Наталья Владимировна. Сценарий интерактивной игры-занятия во второй младшей группе «Вместе с мамой»
  • Рябущенко Оксана Владимировна. Играйте вместе с детьми.
  • Жогло Оксана Михайловна. Играйте вместе с детьми
  • Сергеева Татьяна Ивановна. ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА
  • Чиникайло Татьяна Степановна. Игры с логическими блоками Дьенеша
  • Скворцова Светлана Георгиевна. Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры
  • Липпиус А. Игры для взрослых. Психология партнерских отношений через трансактный анализ Э. Берна.
  • Цзен Николай, Пахомов Юрий. Психотренинг: игры и упражнения.
  • Задоркина Елена Михайловна. Мой подход к работе с детьми
  • Осьминина Евгения Юрьевна. Презентация «Развитие двигательной активности и практическое применение игровых технологий на прогулке»
  • Негода Елена Анатольевна. Играем вместе — взрослые игры в детском саду!
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь