|
Огненко Надежда. Работа с образами животных: я, ты и тигр.Категория: Индивидуальная психология, Психотерапия и консультирование, Для детского сада | Просмотров: 21399
Автор: Огненко Надежда.
Название: Работа с образами животных: я, ты и тигр. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке СЕРЕБРЯНАЯ СКАЗКА
Ко мне на прием пришла семья: молодые родители, тридцати с не-большим лет и десятилетний сын (назовем его Витей). Сначала беседую с родителями. Они с некоторым смущением и одновременно горячностью, перебивая друг друга, рассказывают о том, что с ребенком стало невозможно общаться, что он слушает, но не слышит, соглашается, но делает все по-своему, информацию схватывает на лету, но не вникает в детали... И терпения у него никакого, и уроки учить не хочет, и обманывает порой, и... В общем, картина ясна. Прошу родителей посидеть в холле, пока я общаюсь с их сыном. Входит Витя, выглядит внимательным и спокойным. Мы садимся за стол, напротив друг друга, и я спрашиваю мальчика о том, как он относится к сказкам, доводилось ли ему когда-либо сочинять их. Он отвечает, что вообще любит придумывать разные истории. «Вот и замечательно», — продолжаю я и предлагаю Вите сочинить сказку. Объясняю, что сказки у меня цветные и ему предстоит выбрать коробку с предметами определенного цвета. Мальчик сосредоточенно изучает цветные кружки на коробках и уверенно останавливает свой выбор на серебряном цвете. «Удивительно, — думаю я. — Не так часто мальчишки выбирают блестящий серебряный цвет». Серебряный цвет — воплощение женственности. Он успокаивает, освобождает от эмоциональной скованности, уменьшает волнение, помогает восстановить душевное равновесие. А еще это цвет фантазеров и мечтателей. Значит, мальчик, выбирая серебряный цвет, подсознательно стремится к успокоению нервной системы, к мягкости и душевной гармонии. Интересно, какая сказка родится у этого парня. Коротко объясняю Вите, что он может выложить на стол все предметы серебряного цвета, «живущие» в коробке, и выбрать из них необходимые для создания сказки. В коробке много разнообразных предметов: кусочки фольги, серебряные пуговицы, нитки, игрушки, зеркало, цветы, шарики, звезды, ленты. И многое другое. Витя открывает коробку и... радостно вздыхает, очарованный сиянием серебряного мира. Начинается настоящая медитация. Мальчик перебирает предметы, рассматривает, любуется некоторыми из них, иные откладывает в сторону. Завораживающий процесс... Магия цвета... Я смотрю на его действия, погружаюсь с ним вместе в таинство серебряных вибраций и ощущаю, как спокойно, приятно и радостно находиться в этом пространстве сказки. Время замедлилось... Витя вдумчиво конструирует на плоскости стола свою историю, перекладывая предметы, меняя позиции, иногда шевеля губами, мысленно общаясь со своими героями. На глазах рождается сказка. Кусочек серебряной бумаги превращается в озеро, серебряная лента — в дорогу. Из колпачков, шариков и флакончиков сооружается домик... И наконец, сказка готова. Вот она. Серебряная сказка Жил в одном домике, окруженном цветущими мхами, Домовенок. У него была только одна комната: она была и спальней, и гостиной, и кухней. В доме Домовенка был уголок Славы. Домовенок изобрел одну машину. В нее наливалось серебро. Под лучами солнца серебро таяло, машина вращалась. Если ветер дул с юга, то она крутилась в одну сторону, если с севера, то в другую. Однажды Домовенок пошел в магазин за продуктами, потому что к нему в 10 часов должны были прийти гости. Но магазин оказался закрыт, так как машина с продуктами опаздывала. И тогда Домовенок решил пойти на волшебное Серебряное озеро, чтобы поймать рыбу. Ночью он подошел к озеру, но поймать рыбу оказалось не так-то просто, ведь озеро охраняли могучий змей и фея воды. Тогда Домовенок стал думать и придумал найти какую-нибудь зверушку, чтобы она отвлекла змея. Он нашел мышку, привязал к ней цепь, а сам спрятался в кусты. Змей увидел мышь и пополз к ней, а Домовенок потащил цепь, так что мышка все дальше и дальше отодвигалась от змея. Змей погнался за мышкой и ушел далеко от озера. Начал Домовенок рыбачить, но сначала он вытащил только падающие звезды. Это озеро было волшебным и серебряным от падающих в него с неба серебряных звезд. Выловил Домовенок серебряные звезды, поместил в свой уголок Славы и стал ловить рыбу. А в этом озере жила лишь одна рыба, но очень редкой породы, уни-кальная. И когда Домовенок все же поймал эту рыбу, появилась фея воды и озер. Она стала заколдовывать Домо-венка так, чтобы он выпустил рыбу. Домовенок отпустил рыбу, а фея дала ему чудо-печь, в которой всегда были продукты. Теперь у Домовенка всегда была еда, и он мог приглашать гостей. Витя рассказывал уверенно, спокойно, с достоинством и явным удовольствием. Я потрясена... Сколько изобретательности и фантазии... Сколько любви и сострадания... Искренне благодарю Витю за работу и восхищаюсь его творением. - А вот если бы мы (ты, я, твои родители) стали разыгрывать сказку, как в театре, а ты был бы и актером, и ре- жиссером, то кого из нас на какую роль ты бы определил? Витя уверенно распределяет роли: «Я — Домовенок, мама — фея, папа — рыба, вы — звезды». Еще одна неожиданность! В какие, однако, прекрасные образы обрядил нас этот парнишка. Предлагаю Вите еще раз рассказать сказку, но уже для своих родителей. Конечно, он согласен, конечно, польщен и готов предложить на суд родителей свое произведение. Я написала слова «на суд» и задумалась: почему «суд», откуда выплыло это слово? Почему не просто «рассказал» или «поведал»? Но, как известно, ничего случайного не бывает, и суд, как ни при-скорбно, действительно состоялся. Он начался задолго до того, как мальчик закончил пересказывать сказку. Меня поразила перемена, произошедшая в Вите с приходом родителей. Почему-то он покраснел, стал запинаться и сбиваться. Куда улетучились его уверенность и достоинство? Смотрю на родителей: слушают внимательно, но очень напряженно. Сказка закончена. Первое слово в адрес сына зазвучало из уст отца: «А почему у тебя змей уполз и не вернулся? Где логика? И еще ты сказал, что в 10 часов придут гости, а сам ночью отправился рыбачить. Нет логики». Мальчик еще больше краснеет, покашливает, пытается как-то оправдаться и обосновать поступки своих героев. Я понимаю, что пора вмешаться, еще раз благодарю мальчика за интересную сказку и прошу его посидеть в холле. А мы продолжаем беседу. Психолог: Как вам понравилась сказка вашего сына? Мама: Она какая-то разорванная. Непонятно, для чего машина, что это за изобретение? Папа: Не все предметы использовал. Психолог: ??? Не поняла. Папа: Ну, чем больше предметов используешь, тем лучше. Значит, есть умение логически мыслить. Все предметы задействовать надо! Да уж... Я просто оторопела Как «все предметы»? Зачем? Их тут целая коробка. И при чем здесь логика? Это же сказка, это творчество, искусство, а не урок математики. Объясняю кое-что о сказках вообще и о данной сказке, в частности. И наш диалог продолжается: Психолог: Как вы думаете, почему ваш сын так волновался, пересказывая сказку? Отец вдруг густо краснеет, но молчит. А мать предполагает, что сын ждал оценки, критики со стороны родителей. Психолог: Как вы думаете, на какие роли в своей сказке назначил вас Витя? Мама: Мышкой какой-нибудь или змеем. Потом робко добавляет: «А может, феей?» На лицах родителей появляется неподдельное удивление и сильное смущение, когда я сообщаю, что отец в этой сказке — уникальная рыба, а мать — фея воды и озера. Продолжаем разговор о логике, чувствах, осуждении и одобрении, о комплексах и установках, о свободе и шаблонности взглядов на жизнь и воспитание детей-Лица родителей становятся мягче, а взгляды теплее. И я рада, что в процессе беседы они начинают понимать, что не все в жизни определяется логикой. Что чувства не менее важны, чем разум. Что постоянная критика разрушает психику детей, а одобрение своего ребенка, принятие его поступков и его мыслей укрепляет дух, возвышает и очищает ДУШУ. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|