Огненко Надежда. Работа с образами животных: я, ты и тигр.

Категория: Индивидуальная психология, Психотерапия и консультирование, Для детского сада | Просмотров: 21293

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

СИЛА — В ПРОСТОМ ВНИМАНИИ
Как-то Ф. Раневская в одном из старых кинофильмов обронила фразу, тотчас ставшую крылатой: «Красота — это страшная сила». Разрешите мне расширить понятие силы. Внимание — тоже страшная сила. И пожалуй, «пострашнее» самой красоты. Все в этом мире существует благодаря вниманию. То, на что мы обращаем внимание, оживает и расцветает, богатеет и наполняется. Внимание — особый психический процесс, отличающийся от прочих непонятной энергоемкостью. Вы просто внимательно выслушиваете другого человека, и в этот момент что-то происходит в пространстве — вам обоим становится хорошо. Ваша собака благодарна и преданно смотрит вам в глаза, получив свою порцию внимания. Растения начинают чахнуть, если ощущают недостаток внимания. Притом невзирая на достаточное количество воды и удобрений. Моя свекровь каждые утро и вечер беседовала с комнатными цветами! И как же великолепно они росли!
Внимание — это фактически любовь. Когда мы внимательны к собственному телу, своим чувствам и мыслям -мы дарим себе любовь. Когда мы внимательны к детям, животным, растениям — мы дарим любовь им. Но и в ответ получаем немало. Когда мы способны внимательно и с любовью слушать себя и других, мир начинает открывать свои тайны. Дети, взрослые, растения, звери, птицы, предметы — все охотно делятся в ответ своими способностями и талантами.
Направляя внимание на образ животного, мы обретаем те состояния души, которые свойственны облюбованному нами зверю. В гомеопатических дозах, разумеется. Человеку нет необходимости выслеживать, а затем бросаться от голода на бегущую косулю: достаточно зайти в магазин и купить что-нибудь поесть. Но пробудить в себе решительность, силу и отвагу, свойственные тигру, —весьма неплохое приобретение.
Внимание — сила двусторонняя. Именно внимание создает условия для обмена энергиями, знаниями, чувствами, состояниями. И для подсознания не столь существенно, на живого зайца вы смотрите или работаете с картиной и мысленным образом. Конечно, с реальным зайцем ощущения будут более богатыми и яркими, но это не значит, что простой мысленный образ ничего не даст. Даст! И достаточно много. Если направить на него свое внимание.
Внимание становится поистине огромной силой, когда мы телесно и эмоционально ощущаем связь между собой и другими. Практически это может выглядеть так. Я разговариваю с другом. Мое внимание не улетает целиком в разговор, а равномерно распределяется в пространстве. То есть я слушаю друга, понимаю, что он говорит, какие движения выполняет, и одновременно осознаю свои реакции на его слова. Замечаю, что делает мое тело, как я себя чувствую во время беседы, какие мысли появляются в голове.
Например, в данную минуту вы общаетесь со мной через эту книгу. Осознайте: в каком положении ваше тело? Какое чувство вызвали мои слова? Какие ощущения пробудили в теле? Не вздохнули ли вы? Не поменяли ли положение тела?
«При чем здесь тело?» — спросите вы. И получите ответ на свой вопрос в следующей главе.

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ТЕЛО
Тело — удивительно сложный механизм. Да что там механизм! Целый завод по переработке мыслей, эмоций, всевозможных впечатлений, а также обычной еды и жидкостей. Мы ведать не ведаем, как происходит эта работа. Впрочем, в данном случае это и несущественно.
Пока достаточно знать одно: в расслабленном теле любые процессы протекают значительно эффективнее и легче, чем в напряженном. Длительное мышечное напряжение приводит к застою в клетках тела, к накоплению вредных веществ и нарушению всех обменных процессов в тканях тела. Любые заболевания возникают как следствие хронических напряжений. Профилактикой и заболеваний, и эмоциональных отклонений, и любых других неприятных состояний служит простое расслабление.
Когда напряжение и расслабление чередуются, это приводит к увеличению психической и физической сил, к уверенности в себе, к телесному удовольствию. Но в реальности так редко встречаешь людей, которые умеют по собственному желанию расслаблять и напрягать мышцы тела. Впрочем, не совсем так. Напрягать — это пожалуйста! Мы все научились мастерски создавать телесные зажимы. А вот естественная способность расслабляться как-то постепенно утратилась.
Вспомните кошек. Любых. От хищного тигра и ловкой изящной пантеры до милой домашней кошечки. Как они умеют быть расслабленными! Как умеют буквально растекаться по земле или дивану! Ни одного лишнего зажима!
Я включила в эту книгу много телесных упражнений. И взрослому, и ребенку важно научиться любить свое физическое тело и позволять ему напрягаться в момент физических действий или борьбы и расслабляться в любых других ситуациях. Чередование этих состояний, подчеркну еще раз, очень полезно душе и телу! Мягкие легкие прикосновения к телу помогают расстаться со страхами, недоверием и «отпустить» ненужные напряжения. И дети, и недополучившие в детстве родительской любви взрослые горячо нуждаются в нежных прикосновениях, в поглаживаниях и объятиях.
Голосовые упражнения, которых немало в книге, тоже помогут высвободить застоявшиеся эмоции. Рычание, тявканье, лай, шипение и другие, свойственные животным звуки, помогают раскрепоститься, снять напряжение, накопившееся в теле и голосовых связках. Вспомните, как часто мы не позволяем себе говорить то, что думаем, и выражать те чувства, которые хочется. Эти невыраженные эмоции и мысли создают зажимы и блоки в теле. Отождествляясь с образом животного, снимая любые голосовые ограничения в играх, мы учимся быть уверенными и свободными, непринужденными и легкими.
Тело — необыкновенно чувствительный организм, и чутко реагирует на все вокруг: на зрительные и слуховые раздражители, на свет, на температуру, на вибрации эмоций и чувств других людей. И в главе «Чудо слова "я" мы побеседуем об этом подробнее.

ОДОБРЯЮ ЭМОЦИИ СВОЕГО РЕБЕНКА
Что вы почувствовали, прочитав заголовок? Удивление, недоумение, согласие, принятие, недовольство? Мы привыкли к черно-белому восприятию жизни. Нас учили и учат, что радость, доброта, смелость, любовь к ближнему -это хорошо и правильно, а вот злость, трусость, лень, жадность — плохо и некрасиво. И с такой установкой мы шествуем по жизни, не в силах проявить любовь не только к ближнему, но и к самому себе. Потому что Любовь — это безусловное признание и принятие любых состояний души. Любых!
Сколько вам лет? Вам, читающему эти строки? Двадцать пять? Тридцать? Сорок? И вы уже научились управлять своим раздражением, гневом, обидой, ревностью, печалью? Или эти состояния приходят к вам не по вашему зову, а сами по себе? Притом, вероятнее всего, в самый неподходящий момент. Так научились? Если да, то я искренне восхищаюсь вами. А если нет, то как можно критиковать ребенка за то состояние души, которое вы считаете плохим? Ведь ему так мало лет, и он, конечно, еще не научился владеть своими эмоциями. И это нормально.
Впрочем, как вы, наверное, уже догадались, дело не в возрасте. Просто эмоции чрезвычайно трудно поддаются какому бы то ни было контролю. Ими почти невозможно управлять. Однако лазейка в это труднодоступное пространство все же имеется. Секрет заключается в безусловном внутреннем одобрении любых приходящих к нам эмоций. Фокус в том, что измениться, исчезнуть, уйти может лишь то неприятное состояние, которое мы способны полюбить и принять. Когда мы искореняем свою агрессивность, она настигает нас вновь и вновь. Но если мы способны остановиться и посмотреть этой агрессивности в глаза, пригласить ее, чтобы рассмотреть поближе, тогда с нею начинает происходить что-то удивительное. Она по-степенно ослабляет свою хватку, а мы становимся более уравновешенными и спокойными.
Неуправляемые стихийные эмоции напоминают собою диких зверей. А управляемые эмоции похожи на прирученных животных. Как приручают диких зверей? Терпением, выдержкой, любовью и подкармливанием. Осуждение, критика, злость по отношению к дикому зверю вряд ли приведут нас к успеху. Разве что еще к большему противостоянию. Ребенок, как, впрочем, и взрослый, нуждается в одобрении и принятии. Тогда дикий зверек, живущий в его душе (злой зверек, упрямый, трусливый или ленивый), сможет постепенно уступить место доброму, смелому или трудолюбивому.
Одобрять — не значит хвалить ребенка вслух за неблаговидные поступки. Главное — принять душою его «негативные» эмоции, понять, что они имеют право на существование. Потому что за ними кроется нечто большее, чем просто агрессия, лень или упрямство. Любое «негативное» состояние содержит в себе энергию и силу, необходимые нам в движении по жизни. А изменить, по большому счету, мы способны лишь то, что любим. Только вниманием, терпением и любовью, полным и безусловным принятием своего собственного человеческого детеныша таким, какой он есть, мы способны помочь ему трансформировать «негативные» чувства во что-то более радостное и светлое.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Карлова Е.Л. English Games. Игры для изучения английского языка для дошкольников
  • Клейменова Инна Владимировна. Использование игры в коррекционно-образовательном процессе.
  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Консультация для родителей: «Игры с детьми на отдыхе в летний период».
  • Главный Редактор. Развивающие игры для детей
  • Редактор. Пальчиковые игры
  • Осокина Екатерина Андреевна. Презентация 'Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры'
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Способы создания досуга с ребенком. Или как быть веселым родителем?
  • Мунина Галина Алексеевна. Консультация для педагогов 'Театральные игры и упражнения для младших дошкольников'
  • Кондратова Светлана. Как провести выходной день вместе с детьми?
  • Артамонова Н.В.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по формированию здорового образа жизни
  • Долгих Светлана Борисовна. Растём и развиваемся вместе: интерактивные игры для детей 2-4 лет и их родителей по теме «Животные: домашние и дикие (лесные)»
  • Евдокимова Альбина Туйгуновна. Рекомендации для родителей «Играем вместе».
  • Ахмедьянова Алиса Булатовна. Создание игры как форма организации взаимодействия взрослых и детей
  • Горностаева Татьяна Викторовна. Соколова Ирина Николаевна. Тренинг с родителями «Играем вместе»
  • Главный Редактор. Развивающие игры для детских праздников
  • Комарова Ольга Валерьевна. Презентация 'Пальчиковые игры'
  • Елена Садыкова. Игры с тревожными детьми.
  • Демиденко Лариса Владимировна, Нагибина Инна Викторовна.. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
  • Ирина Синкевич. Игры для развития речи 'Вместе с Мамой'
  • Иваненко Ксения Васильевна. Эмоциональное развитие
  • Крымова Ирина Юрьевна. Проектирование игры драматизации «Заюшкина избушка» в подготовительной группе
  • Ярошенко О.А.. ДОКЛАД НА ТЕМУ: ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
  • Ефремова Оксана Васильевна. Консультация для воспитателей «Игры с мячом для развития дошкольников с нарушением зрения»
  • Шумакова Галина Анатольевна. Игры для развития памяти у дошкольников
  • Худошина Наталия Викторовна. Презентация 'Что мы знаем о животных?' Дидактические игры с использованием ИКТ.
  • Тамара Виноградова. Развивающие детские игрушки: 'Колобок'
  • Разумовская О.К. Знай и умей. Игры для детей 3-7 лет. Методическое пособие
  • Фертова Маргарита Герройдовна. Творческие игры и театрализованные упражнения в процессе общения с детьми.
  • Горынцева Анастасия Андреевна. Cтатья по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Мы играем-развиваем!»
  • Сокол Ольга Николаевна. Буклет '7 АПРЕЛЯ-ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ'
  • Боушева Наталья Альбионовна. Сценарий интерактивной игры-занятия во второй младшей группе «Б». «Вместе с мамой».
  • Эльконин Д.Б. Психология игры.
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Шашкова Елена Николаевна. Советы родителям. Играем вместе.
  • Елена Фурманчук. Игры для развития словарного запаса и грамматического строя речи
  • Савзиханова Гюлбахар Фейзуллаховна. Консультация для родителей «Давайте поиграем»
  • Екатерина Яр. Консультация для воспитателей детского сада «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»
  • Антонова Светлана. Формирование коммуникативных умений дошкольников посредством игры
  • Косулина Наталья Владимировна. Сценарий интерактивной игры-занятия во второй младшей группе «Вместе с мамой»
  • Рябущенко Оксана Владимировна. Играйте вместе с детьми.
  • Жогло Оксана Михайловна. Играйте вместе с детьми
  • Сергеева Татьяна Ивановна. ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА
  • Чиникайло Татьяна Степановна. Игры с логическими блоками Дьенеша
  • Скворцова Светлана Георгиевна. Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры
  • Липпиус А. Игры для взрослых. Психология партнерских отношений через трансактный анализ Э. Берна.
  • Цзен Николай, Пахомов Юрий. Психотренинг: игры и упражнения.
  • Задоркина Елена Михайловна. Мой подход к работе с детьми
  • Осьминина Евгения Юрьевна. Презентация «Развитие двигательной активности и практическое применение игровых технологий на прогулке»
  • Негода Елена Анатольевна. Играем вместе — взрослые игры в детском саду!
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь