Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 12335

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

5.4.1. Приемы экстернализации
Как мы уже упоминали, в результате экстернализации проблем клиент может освободиться от описаний проблем, которые, возможно, в настоящее время отягчают его жизнь и его отношения с другими. Если клиент освободится от этих убеждений о проблеме, он сможет распознать некоторые аспекты пережитого опыта, которые он до сих пор не воспринимал. Они попросту не были видны при господствующих тогда взглядах на проблему. Эти аспекты Михаэль Вайт обозначил ключевым понятием - «единственный выход», то есть неповторимые, единственные в своем роде события. В соответствие с этим, способы действий в консультировании можно классифицировать следующим образом:
1. Расспросы о «единственном выходе»:
Посредством прямых вопросов:
♦ Можете ли Вы вспомнить ситуацию, когда Вы могли «уступить» проблеме, но не сделали этого?
♦ Может быть, Вы можете назвать случаи, когда Ваши отношения с коллегами были более
рый гласит: «человек, у которого есть проблема, сам является проблемой»».

крепкими и здоровыми и едва ли «страдали» от проблемы?
Посредством непрямых вопросов:
♦ По каким признакам я, на Ваш взгляд, узнаю из событий, о которых Вы мне рассказали, что вы все еще имеете определенное влияние на существующую проблему?
♦ Как Вы думаете, какие аспекты этих событий мои коллеги посчитают наиболее интересными?
2. Расспросы о прежних интерпретациях:
Посредством прямых вопросов:
♦ Когда Вы в первый раз осознали, что Вы решили попробовать для себя что-то новое?
♦ Если это был перелом для Ваших отношений с другими, какие новые события могли бы тогда указать на то, что Вы взяли новый курс?
Посредством непрямых вопросов:
♦ О чем, по Вашему мнению, говорят мне эти усилия, которые Вы прилагаете, чтобы двигаться в новом направлении?
♦ Вы можете себе представить, почему мои коллеги рассматривают эти усилия как перелом?

3. Расспросы о бывших/новых определениях:
Посредством прямых вопросов:
♦ Что говорит Вам самое важное о себе самом?
♦ Вы полагаете, что новый образ Я, который пришел с новым направлением, подходит Вам лучше, чем прежний? Если да, то почему?
Посредством непрямых вопросов:
♦ Что важное говорят мне эти изменения о Вас, как человеке?
♦ Какие аспекты Ваших отношений с другими сейчас очевидны для других, которые мы, впрочем, оставили без внимания?
4. Вопросы об отношении к самому себе:
♦ Как это знание о самом себе влияет на Ваше самосознание?
♦ Как Ваше решение не «сотрудничать» с проблемой влияет на Ваше отношение к самому себе?
5. Вопросы об отношениях с другими:
♦ Как Ваши точки зрения влияют на продолже
ние существования проблемы, на Ваши отно
шения с другими?

6. Расспросы о прежних возможностях:
Посредством прямых вопросов:
♦ Как Ваше знание о самом себе влияет на Ваш
следующий шаг?
Посредством непрямых вопросов:
♦ Как Вы думаете, какие возможности я вижу
для Вас в ближайшем будущем с теми знани
ями, которые я имею о Вас?
Из этого следуют:
7. Повторные вопросы об отношении к самому
себе:
♦ Как это повлияет на Ваше отношение к самому себе, если Вы воспользуетесь некоторыми из этих новых возможностей?
♦ Как это повлияет на Ваше самопонимание, если Вы обнаружите новые шансы, которые предлагает новое направление?
8. Повторные вопросы об отношениях с другими:
♦ К каким отличиям Ваше новое самопонима
ние приведет в Ваших отношениях?
Таким образом, процесс экстернализации проблем и интернализации ресурсов можно разделить на 3 этапа:

1. Расспросы о значимом влиянии проблемы на жизнь людей и их отношения с другими;
2. Расспросы о значимом влиянии человека и его отношений с другими на «жизнь» проблемы;
3. Создание нового экстернализованного описания проблемы клиентом и коучем.
5.5. Возможность (ре-)конструкции системы: сцена отношений
Сцена отношений, как ее используют в системно-конструктивистском коучинге, изначально пришла в него из системной семейной терапии, где она обозначается как «семейная сцена». При этом речь идет о деревянной доске размером 50*50 см с набором фигур различной величины и цвета, которые позволяют «ввести» членов системы (организаций, отделов, команд и т. д.) и «... символически представить отношения с близи и дистанцировавшись». В процессе консультирования коуч спрашивает клиента о том, интересно ли ему представить свою проблемную ситуацию наглядно на сцене. Как правило, клиенту любопытен этот метод, и он, при чутком руководстве коуча, отваживается на символизацию проблем и отношений. Коуч презентует сцену отношений и,

например, объясняет так: «Это - сцена отношений, так мы ее называем. Прежде всего, она служит для того, чтобы представить отношения разных людей друг с другом. Также можно сказать, что в данный момент это - сцена, которая означает ВАШ МИР. Теперь я хотел бы попросить Вас ввести на эту сцену людей, которые играют какую-то роль в Вашей проблемной ситуации».
Искусство консультирования, прежде всего, заключается в том, чтобы осторожно обращаться с клиентом и его установками и не испугать его плохо подготовленными и не нужными ему вопросами и интервенциями. При работе со сценой отношений коуч должен действовать не менее осторожно. Главное правило при выводе на сцену системы клиента - это должна быть система клиента. То есть, консультант никогда не должен «прикладывать руку» к тому, что касается персонифицированных фигур на сцене. Он должен действовать с ориентацией на процесс с крайним уважением и почтением к «режиссеру», который инсценирует свою тему на сцене отношений, используя для этого конструктивно-конструктивистскую беседу. Его функция здесь - с помощью (рефлексивных) вопросов дать возможность клиенту образно/наглядно «увидеть», как с его точки зрения сконструирована его собственная система и как отдельные люди относятся друг к другу. Цель консультанта - распознать взаимосвязи и выяснить субъективную точку зрения клиента.
Сцена отношений помогает клиенту опредмечивать свою проблемную ситуацию, которая, как правило, прямо или косвенно связана с другими людьми, то есть, с одной стороны, образно представить ее и, с другой стороны, сделать доступной влиянию и, вместе с тем, обработке. Даже сам ввод фигур влияет на устоявшиеся взгляды на проблемную ситуацию и ее участников. Ведь сцена в большинстве случаев стоит на небольшом столе между клиентом и консультантом, и клиент имеет возможность рассмотреть свою систему с птичьего полета и вместе с тем еще больше стать наблюдателем самого себя и ситуации.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Решение проблем»
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Феденых Наталья Владимировна. Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Королёва Татьяна Евгеньевна. Собственная методическая разработкаРеализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ
  • Притча «Человек, который жаждал знания»
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Притча «Три вопроса»
  • Татьяна Костина. Занятие в старшей группе 'Пейте, дети, молоко - будете здоровы'
  • Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы
  • Поповичев С.В. Легко солгать тяжело
  • Сергань Наталья Николаевна. Конспект сценария спортивной квест–игры для родителей и детей старшего дошкольного возраста в выходной день «Малое опасенье — большое спасенье»
  • Шафикова Юлия Сергеевна. Ессе «Дошкольное детство очень важный этап в развитии ребёнка»
  • Щеголихина Ольга Яковлевна. Новогодние шары
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Притча «Я дам тебе решение»
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Абрамова Г. С. - Графика в психологическом консультировании
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Игра «Разотождествление».
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Войнич Наталья Юрьевна. Творческо-информационный проект «Осень-чудная пора…» в средней группе
  • Джон Уитмор Коучинг высокой эффективности
  • Немирко Елена Анатольевна. Краткосрочный проект «За животным я понаблюдаю»
  • Кочюнас Р. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
  • Бардиян Д. В. Видеосамоучитель. 500 типичных проблем и их решений при работе на ПК
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Смирнова Ксения Викторовна. Проект для средней группы дошкольного возраста «Ветеринарная станция «Котофей»
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Развитие творческого мышления школьников при обучении составлению задач по математике
  • Как уйти от бед?
  • Ермолаева Алла Александровна. Система адаптационных мероприятий в ДОУ
  • Лапина Светлана Алексеевна. Карандашница-подставка
  • Михляева Дарина Владимировна. Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»
  • Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
  • Главный Редактор. Сценарий 23 февраля - викторина для будущих защитников Отечества
  • Притча «Это не ведет к святости»
  • Миникес Л. Искусство делового общения.
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Притча «Откуда Счастье появляется?»
  • Фром Э. Искусство любить.
  • Прохорова Олеся Викторовна. Рабочая программа по курсу «Экологическое воспитание»
  • Татарников Е.А., Богатырева Н.А., Бутова О.Ю. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы
  • В. Орешкин. Нравственные типы личности
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Суховарова Наталья Александровна. Творческий проект «Разноцветные носочки»
  • Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь