Михляева Дарина Владимировна. Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №106 Невского района Санкт-Петербурга

Педагог-психолог: Михляева Д. В. 18. 03. 2014

Данная методическая разработка предназначена для проведения мероприятий с педагогами (педагогический совет, занятия по психологическому просвещению педагогов и т. д.) в рамках психологического сопровождения образовательного процесса. Разработка представлена в виде рефлексивной диагностической методики «Кто Я в профессиональной деятельности?», за основу которой взята модификация Румянцевой Т. В. теста «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленда.

 

Представления отечественной психодиагностики, предполагают, что рефлексивные вопросы помогают исследовать образ себя, отношение к себе, ценности и смыслы, раскрывающие содержание рефлексивной активности личности. Измерительная направленность является второстепенной в методах рефлексивной диагностики, их цель «не столько получение максимально исчерпывающей и объективной информации об интересующем феномене (как принято в традиционной психодиагностике), сколько создание рефлексивной среды, с тем, чтобы наиболее полно осмыслить профессиональную реальность» (1, с.28).

Вопрос «Кто Я в профессиональной деятельности?» напрямую связан с деятельной идентичностью, которая «дает важную информацию о человеке и включает в себя обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений. Идентификация своего «деятельного Я» связана со способностью сосредоточиться на себе, сдержанностью, взвешенностью поступков, а также с дипломатичностью, умением работать с собственной тревогой, напряжением, сохранять эмоциональную устойчивость, то есть является отражением совокупности эмоционально-волевых и коммуникативных способностей, особенностей имеющихся взаимодействий» (5, с.102).

Цель: Обеспечить психологическую готовность педагогов к внедрению профессиональных стандартов.

Задача: Помочь педагогам наиболее полно осмыслить свою профессиональную реальность и наметить пути совершенствования своей профессиональной деятельности в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО.

План:

  1. Проведение опросника «Кто Я в профессиональной деятельности»
  2. Анализ результатов опросника, их связь с предъявляемыми требованиями к современному педагогу.
  3. Знакомство педагогов с компетенциями педагогических работников, предъявляемых ФГОС ДО и внедряемыми профессиональными стандартами.
  4. Проведение опросника «Кто Я в профессиональной деятельности?»

Инструкция:

«В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я в профессиональной деятельности?». Постарайтесь дать как можно больше ответов, характеризующих Вас как профессионала и вашу профессиональную деятельность. Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.

Также важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у вас в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко вам было отвечать на данный вопрос».

Когда педагоги закончат отвечать, попросить их произвести обработку опросника:

«Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:

  • «+» – знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;
  • «-» — знак «минус» — если в целом вам лично данная характеристика не нравится;
  • «±» – знак «плюс-минус» – если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;
  • «?» – знак «вопроса» – если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.

Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех.

После того как вами будут оценены все характеристики, подведите итог:

  • сколько всего получилось ответов,
  • сколько ответов каждого знака».

2. Анализ результатов опросника, их связь с предъявляемыми требованиями к современному педагогу

Следует отметить, что единой общепризнанной профессиограммы педагога не существует. Среди необходимых составляющих педагогической деятельности наиболее часто выделяют:

  • педагогическую направленность (мотивы деятельности, отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней);
  • профессионально-педагогическую компетентность (уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющие ему решать образовательные задачи, его умения, навыки и знания);
  • профессионально важные качества (система личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности).

Опираясь на эти составляющие педагогической деятельности, педагогам предлагается проанализировать результаты опросника «Кто Я в профессиональной деятельности?».

Проявления педагогической направленности

Педагогическая направленность проявляется в «интересе к содержанию педагогической деятельности» (2). Если человек проявил достаточно высокий уровень рефлексии при выполнении задания, т. е. дал достаточно высокое количество ответов, можно сказать, что он проявляет интерес к своей деятельности.

Само слово «рефлексия» происходит от позднелатинского «reflexio», что буквально означает «обращение назад, отражение».

Рефлексия – это способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению, стимулирует процессы самосознания, обогащает «Я-концепцию» человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования. В последнее время рефлексивную активность называют среди самых важных педагогических способностей.

Человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»).

Также об уровне рефлексии говорит субъективно оцениваемая самим человеком легкость или трудность в формулировании ответов на вопрос.

Как правило, с более развитым уровнем рефлексии быстрее и легче находит ответы, касающиеся особенностей его профессиональной деятельности.

Человек же, не часто задумывающийся о своей работе и о себе как профессионале, отвечает на вопрос теста с трудом.

О низком уровне рефлексии можно говорить, когда человек может дать только 2-3 ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности).

О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос.

О профессиональной направленности можно также говорить по временному аспекту идентичности.

Анализ временного аспекта идентичности необходимо проводить, исходя из посылки, что успешность взаимодействия человека с окружающими предполагает относительную преемственность его прошлого, настоящего и будущего «Я». Поэтому рассмотрение ответов человека на вопрос «Кто я в профессиональной деятельности?» должно происходить с точки зрения их принадлежности к прошедшему, настоящему и будущему времени (на основе анализа глагольных форм).

Особое внимание необходимо обратить на присутствие и выраженность в самоописании показателей перспективной идентичности, т. е. идентификационных характеристик, которые связаны с перспективами, пожеланиями, намерениями, мечтами.

При этом важно учитывать, что признаком психологической зрелости является не просто наличием устремленности в будущее, а некоторое оптимальное соотношение между направленностью в будущее и принятием, удовлетворенностью настоящим.

Преобладание в самоописании глагольных форм в прошедшем времени, говорит о наличии в настоящем неудовлетворенности, стремлении вернуться в прошлое.

Доминирование глагольных форм будущего времени говорит о неуверенности в себе, стремлении человека уйти от трудностей настоящего момента в силу недостаточной реализованности в настоящем.

Преобладание в самоописании глаголов настоящего времени говорит об активности и сознательности действий человека.

Чаще всего в самоописаниях используются существительные и прилагательные, однако, гармоничный тип лингвистического самоописания характеризуется использованием приблизительно равного количества существительных, прилагательных и глаголов.

Проявления педагогической компетентности, профессионально-важных качеств

Использование при самоописании слов «знаю», «умею», «могу» ( «знающая», «умеющая»).

Описание своих способностей. Для педагогической деятельности считаются важными:

  • организаторские;
  • вербальные (умение говорить ясно, четко, выразительно);
  • коммуникативные (навыки общения и взаимодействия слюдьми);
  • ораторские;
  • хорошее развитие памяти;
  • высокий уровень распределения внимания;
  • психическая и эмоциональная уравновешенность;
  • способность к сопереживанию, эмпатии.

Указания в самоописании на личностные качества, интересы и склонности важные для педагогической деятельности:

  • любовь к детям;
  • умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;
  • ответственность;
  • самоконтроль;
  • терпимость;
  • безоценочное отношение к людям;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию, саморазвитию;
  • оригинальность, находчивость;
  • артистичность (3, с. 387).

Проявления педагогического самосознания

Одним из компонентов профессионального самосознания является самооценка. «Структура самооценки учителя оптимальна тогда, когда в ней фиксируется создание позитивной Я-концепции. Позитивная Я-концепция учителя влияет не только на его деятельность, но и на общий климат взаимодействия с учениками» (2).

Самооценка представляет собой эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Она отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и деятельности.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

Самооценка идентичности определяется в результате соотношения количества оценок «+» и «-», которые получились при оценивании каждого своего ответа на этапе количественной обработки.

Самооценка считается адекватной, если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым составляет 65-80% на 20-35%.

Адекватная самооценка состоит в способности реалистично осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки, за ней стоит позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной полноценности.

Также адекватная самооценка выражается в том, что человек ставит перед собой реально достижимые и соответствующие собственным возможностям цели и задачи, способен брать на себя ответственность за свои неудачи и успехи, уверен в себе, способен к жизненной самореализации.

Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности.

Человек с адекватной самооценкой свободно и непринужденно ведет себя среди людей, умеет строить отношения с другими, удовлетворен собой и окружающими.

Самооценка считается неадекватно завышенной, если количество положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым составляет 85-100%, т. е. человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их число достигает 15% (от общего числа «+» и «-»).

Люди с завышенной самооценкой, с одной стороны, гипертрофированно оценивают свои достоинства: переоценивают и приписывают их, с другой стороны, недооценивают и исключают у себя недостатки. Они ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых реально могут достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.

Человек с завышенной самооценкой характеризуется также неспособностью принимать на себя ответственность за свои неудачи, отличается высокомерным отношением к людям, конфликтностью, неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность.

Самооценка считается неадекватно заниженной, если количество отрицательно оцениваемых качеств к положительно оцениваемым составляет 50-100%, т. е. человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их число достигает 50% (от общего числа «+» и «-»).

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. Ведь низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, которые обусловлены недооценкой своих успехов и достоинств.

При заниженной самооценке человек характеризуется неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно не обоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как пассивность, смирение, «комплекс неполноценности».

Использование знака «плюс-минус» ( «±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции.

Если количество знаков «±» достигает 10-20 % (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу. Для них характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: И с теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других людей.

Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу. Такое количество знаков «±» может быть у человека, переживающего кризис в своей жизни, а также свидетельствовать о нерешительности как черте характера (когда человеку трудно принимать решения, он долго сомневается).

Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам. Применяющие данный знак люди, как правило, быстрее выходят на уровень самостоятельного решения собственных проблем.

Данный знак оценки используется достаточно редко, наличие 3 и более знаков «?» предполагает у человека наличие кризисных переживаний

3. Знакомство педагогов с компетенциями педагогических работников, предъявляемых ФГОС ДО и внедряемыми профессиональными стандартами.

Согласно пункту 3.4. 2. ФГОС ДО педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей. Для компетенции характерно наличие знаний и умений.

Профессиональный стандарт педагога, вводимый как средство реализации ФГОС, определяет трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения для осуществления определенных стандартом трудовых функций педагога.

Далее либо зачитать педагогам необходимый текст из профессиональных стандартов, либо предложить им ознакомиться с текстом самостоятельно на страницах интернета: http: //www. rosmintrud. ru/docs/mintrud/orders/129/; http: //профстандартпедагога. рф/библиотека-материалов/нормативно-правовая-информация/приказы-ведомств/.

Предложите педагогам проанализировать свою педагогическую реальность (по проведенному на мероприятии опроснику) в свете предъявляемых вводимым профессиональным стандартом педагога требований. Это поможет наметить пути совершенствования своей профессиональной деятельности, подобрать соответствующие недостающим знаниям и умениям курсы повышения квалификации.

Литература:

  1. Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования. // Вопросы психологии, 1997, №5, с.28-43.
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов. – М., 2003.
  3. Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – Спб., 3003.
  4. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре – СПб., 2006
  5. ФГОС ДО (текст).
  6. Профессиональный стандарт педагога. http: //профстандартпедагога. рф/библиотека-материалов/нормативно-правовая-информация/приказы-ведомств/.
Просмотров: 459
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Самульцева Татьяна Сергеевна. Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
  • Нескучаева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Как человек рассеянный с улицы Бассейной узнал, что такое чистота»
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Телегина Наталья Васильевна.,  Воловикова Ольга Анатольевна. Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Человек. Как на земле появились люди»
  • Березовская Елена Валерьевна. ЗДОРОВЬЕ – ЦЕННОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, НО И ДЛЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ
  • Шевелькова Наталья Владимировна. Квест-игра — одна из интерактивных форм для активизации профессиональной деятельности педагогов ДОО
  • Лапухина Наталья Александровна. Портфолио профессиональной педагогической деятельности старшего воспитателя Лапухиной Натальи Александровны
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Зайцева Ольга Владимировна Гуцу Юлия Игоревна. Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Ивлева Оксана Николаевна. Использование ИКТ для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов
  • Вахутина Юлия Сергеевна. Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности
  • Данилова Ольга Анатольевна. Модель профессионального сообщества работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО как инструмента для реализации инновационных форм методической деятельности
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Холошенко Юлия Геннадьевна. Название методической разработки: «Использование технологии коллекционирования в практической профессиональной деятельности»
  • Каюкова Ольга Владимировна. ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ
  • Кравец Елена Александровна. Статья «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь