Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 12331

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Шейцер считает важным говорить клиенту «комплементы» - что он все делает правильно, что он делает хорошо для себя и способствует решению своей проблемы. Его подход состоит в том, чтобы подкрепить то, что функционирует: «Сейчас ты знаешь, что это работает, так продолжай же делать то же самое и дальше». За этим кроется предположение, что «вещи самой по себе», например, проблемы, не существует, есть только мешающие способы поведения, которые создают проблемные реальности при конструировании реальности. При этом важно знать, что у клиента уже есть решение, и необходимы лишь небольшие изменения со стороны консультанта, которые позволят обнаружить или просто увидеть эти решения.
Если у клиента есть ожидание, что все останется по-прежнему, то, исходя из этого, он и действует так, чтобы все осталось так, как есть. Но если у клиента есть ожидание, что что-то должно измениться, то, исходя из этого, он приходит к выводу, что он должен делать что-то иначе. При решении проблем в кратковременной терапии основным путем к решению является поиск ситуаций «отсутствия» проблемы. То есть, консультант целенаправленно расспрашивает клиента о тех ситуациях, когда проблема была меньше или вообще не возникала.

«Поиск ситуаций «отсутствия» проблемы и выяснение критериев, по которым можно будет определить, что проблема решена, — это два метода, с помощью которых можно пустить в ход разговоры об изменениях. Эффективность хорошо поставленной задачи (мероприятия), по крайней мере, отчасти зависит от того, насколько логичной и разумной ее считает клиент, и эта логика возникает в процессе того, как во время встреч обговаривают изменения».
Ориентированный не решение кратковременный терапевтический подход Стива де Шейцера предоставляет для системно-конструктивистского коучинг-процесса, который также ориентирован на решение, много элементов, которые проявляются как ведущие к цели и практичные. Ссылаясь на де Шейцера, дальше мы приведем правила, по которым следует искать ситуации, в которых проблема не возникала, или концептуализировать мероприятия. Эти правила могут оказаться весьма полезны и для коуча.
Основные правила по Стиву де Шейцеру:
1. Определи, что делает клиент, что хорошо, полезно и эффективно.
2. Определи разницу между тем, что произошло, когда проблема не возникла, и тем, что

произошло, когда затруднения наступили. Стимулируй первое.
3. Если возможно, заставь клиента шаг за ша
гом описать ситуации, когда проблема не воз
никала.
a) Выясни, что функционирует;
b) Выясни, что работало;
c) Выясни, что могло бы работать и
d) Предложи то, что легче всего.

4. Если необходимо, попроси клиента кратко, шаг за шагом описать проблему.
5. Определи различия между гипотетическими решениями и проблемой.
6. Представь себе вариант решения проблемной ситуации, когда ты

a) делаешь отсутствие проблемы правилом;
b) изменяешь место возникновения проблемы;
c) меняешь состав участников проблемной ситуации;
d) меняешь очередность этапов решения проблемы;

e) добавляешь новый элемент или новый этап в проблемную ситуацию;
f) удлиняешь продолжительность проблемной ситуации;
g) вводишь случайное начало и конец;
h) повышаешь частоту возникновения проблемы;
i) изменяешь модальность проблемного поведения.
7. Реши, что подойдет клиенту, то есть, какие задачи, опираясь на какие переменные (a-i), покажутся разумными тому или иному клиенту. Какие из них клиент, скорее всего, реализует?
5.4. Михаэль Вайт: экстернализация проблем - интернализация ресурсов
«Экстернализация» проблем - это метод, который разработал Михаэль Вайт для системной семейно-терапевтической работы и который так же успешно применяют в коучинге. При «экс-тернализации» проблем консультант стремится в системно-конструктивистском коучинг-процессе

объективировать, а при необходимости «персонифицировать» проблемы, которые клиент воспринимает как трудные. Это делается для того, чтобы отделить проблему от самого человека и в дальнейшем получить возможность оказывать на нее влияние и обрабатывать, как это считает Вайт:
«Во время этого процесса проблема обосабливается и вместе с тем отделяется от человека или отношения, которое описывается как проблема. Проблемы и свойства, которые до сих пор были неразрывно связаны с человеком или отношениями, становятся независимы и в результате этого менее трудные и пугающие».
Прежде всего, экстернализация служит для того, чтобы позволить участникам проблемной ситуации увидеть проблему, самих себя и отношения с другими не только в «проблемно-нагруженной перспективе», а также «отделить» себя и свои взаимоотношения от проблемы. Здесь очень важен прием, который применяют для экстерна-лизации проблем: не человек или отношение есть проблема, а проблема и есть проблема. Вайт приводит некоторые пункты, которые делают экстер-нализацию возможной:
«Оказывается, что этот прием (экстернализация) среди прочего

1. смягчает непродуктивные межчеловеческие конфликты, включая дискуссию о том, кто виноват в проблеме;
2. ослабляет чувство фрустрации, которое у многих людей наступает как реакция на продолжение существования проблемы после безрезультатных попыток решения;
3. прокладывает путь для совместной работы
участников проблемной ситуации, в ходе которой
они объединяются против проблемы и ее влияния на
их жизнь;
4. открывает для участников проблемной ситуа
ции новые возможности для активного освобожде
ния своей жизни и своих отношений от проблемы и
ее влияния;
5. делает людей свободными для более спокойно
го, более эффективного и менее обременяющего рас
смотрения «чрезвычайно серьезной» проблемы и со
здает возможности для диалога вместо монолога о
проблеме»1.
1 Арист фон Шлиппе и Йохен Швайтцер дали следующее определение экстарнализации проблем: «В процессе экстер-нализации, тщательно выбирая выражения, пытаются показать различия между проблемой и личностной идентичностью пациента (клиента) и таким образом поколебать модель описаний, которые поддерживают и стабилизируют проблему. В повседневной коммуникации проблема «накладывается» на идентичность или личность пациента. Это происходит на основе «здравого человеческого рассудка», кото-



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Решение проблем»
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Феденых Наталья Владимировна. Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Королёва Татьяна Евгеньевна. Собственная методическая разработкаРеализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ
  • Притча «Человек, который жаждал знания»
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Притча «Три вопроса»
  • Татьяна Костина. Занятие в старшей группе 'Пейте, дети, молоко - будете здоровы'
  • Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы
  • Поповичев С.В. Легко солгать тяжело
  • Сергань Наталья Николаевна. Конспект сценария спортивной квест–игры для родителей и детей старшего дошкольного возраста в выходной день «Малое опасенье — большое спасенье»
  • Шафикова Юлия Сергеевна. Ессе «Дошкольное детство очень важный этап в развитии ребёнка»
  • Щеголихина Ольга Яковлевна. Новогодние шары
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Притча «Я дам тебе решение»
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Абрамова Г. С. - Графика в психологическом консультировании
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Игра «Разотождествление».
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Войнич Наталья Юрьевна. Творческо-информационный проект «Осень-чудная пора…» в средней группе
  • Джон Уитмор Коучинг высокой эффективности
  • Немирко Елена Анатольевна. Краткосрочный проект «За животным я понаблюдаю»
  • Кочюнас Р. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
  • Бардиян Д. В. Видеосамоучитель. 500 типичных проблем и их решений при работе на ПК
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Смирнова Ксения Викторовна. Проект для средней группы дошкольного возраста «Ветеринарная станция «Котофей»
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Развитие творческого мышления школьников при обучении составлению задач по математике
  • Как уйти от бед?
  • Ермолаева Алла Александровна. Система адаптационных мероприятий в ДОУ
  • Лапина Светлана Алексеевна. Карандашница-подставка
  • Михляева Дарина Владимировна. Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»
  • Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
  • Главный Редактор. Сценарий 23 февраля - викторина для будущих защитников Отечества
  • Притча «Это не ведет к святости»
  • Миникес Л. Искусство делового общения.
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Притча «Откуда Счастье появляется?»
  • Фром Э. Искусство любить.
  • Прохорова Олеся Викторовна. Рабочая программа по курсу «Экологическое воспитание»
  • Татарников Е.А., Богатырева Н.А., Бутова О.Ю. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы
  • В. Орешкин. Нравственные типы личности
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Суховарова Наталья Александровна. Творческий проект «Разноцветные носочки»
  • Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь