Васильев С.В. Свободное Дыхание. Учебно-методическое пособие.

Категория: Библиотека » Трансперсональная психология | Просмотров: 14185

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Сразу необходимо остановиться на двух вариантах понятия Свободного Дыхания, из-за смешения которых часто возникает путаница. Во-первых, Свободное Дыхание - это отдельная методика, имеющая свои правила и цели. О СД как отдельной методике мы подробно скажем в 5 разделе этой главы, а сейчас будем иметь в виду СД как раздел современной психологии. В названии этого раздела два слова: Свобода и Дыхание. Свобода - это естественность протекающих психических и внешних процессов. В отличие от традиционной психиатрии и психологии СД не пытается загнать человека в какие-то рамки, определённые обществом, а даёт возможность развиваться как уникальной индивидуальности. С другой стороны, Свобода - это возможность реагировать на меняющийся внешний мир, отражая его в себе как в зеркале, а не следуя каким-либо жёстким правилам. И ещё это возможность использовать для своего роста и развития всё, что происходит с человеком, будь то умная лекция, нелепый разговор или отдавленный в очереди палец.
Дыхание - второе объединяющее начало раздела. Все методы связаны с необычным типом дыхания. Дыхание - функция значительно более многогранная, чем только реализация газового гомеостаза организма. Вы сами можете заметить, что с изменением состояния сознания у человека всегда меняется тип дыхания (17). В этом плане представляет интерес наблюдение П.П.Блонского, который считал, что дыхание лучше характеризует поведение человека, чем любые другие системы. Он говорил даже о "мимике дыхания" (2). Когда человек расслаблен, он дышит медленно и спокойно, когда возбуждён - часто. Легко поставить простой эксперимент: попробуйте поменять тип дыхания и посмотрите, как изменится Ваше состояние. Поэтому используя необычные типы дыхания, легко добиться связанных с ними необычных состояний сознания. Иногда уже один выход за рамки "нормального" состояния сознания позволяет вырваться из наезженной колеи проблем, комплексов и психосоматики. У Свободного Дыхания есть ещё одна общая для всех методик особенность - оно всегда связное. Связное дыхание - это дыхание без пауз между вдохом и выдохом. Этот тип дыхания первичен и весь животный мир дышит именно так. У человека процесс дыхания непрерывен во внутриутробном периоде и новорожденный тоже постоянно поддерживает непрерывный тип дыхания. Такой тип дыхания периодически включается во сне примерно до 12-13 лет (14). С увеличением роли сознания человек всё больше теряет связность дыхания: всё больше ограничений поведения и психических процессов приводит к зажиманию человеком отреагирования и поведения, а, вместе с ними, происходит задержка дыхания. Теряя связность дыхания, человек теряет процессы саногенеза, им запускаемые (3,14,15). На важную роль связного дыхания указывают многие китайские и индийские источники, связывая разрыв дыхательного цикла с нарушениями циркуляции жизненной энергии и уменьшением продолжительности жизни. Восстанавливая непрерывность дыхательного цикла, мы снимаем зажимы психики и запускаем механизмы саногенеза.
Резюме: Свободное Дыхание - это комплекс методик, объединённых безусловным принятием всего происходящего; использованием необычных типов дыхания, вызывающих необычные состояния сознания; использованием связного типа дыхания (без пауз между вдохом и выдохом).


1.2 Объёмная модель сознания (3)

В песчинке целый мир найти,
И небеса в цветке лесном.
В ладони космос уместить,
И век - в мгновении одном.
Уильям Блейк
1.2.1 Слои сознания и осознание

Основополагающей теорией Свободного Дыхания является объёмная модель структуры сознания, рассматривающая психику как единое целое, состоя-щее из единых частей (слоёв сознания) с различными свойствами и характеристиками. Понять эффекты и механизм действия СД можно только учитывая отличия слоёв сознания и единство происходящих психических процессов, затрагивающих сразу все слои. В рамках данной теории мозг рассматривается как интерфейс между микрокосмом (внутренним миром человека) и, через тело, с макрокосмом (внешним миром). Психика не является продуктом мозга, однако её деятельность во внешнем мире определяется им. Как следствие, мы имеем три ориентации психотерапии: на внутренние психические процессы; на их материализацию через действие на процессы мозга и на изменение среды, окружающей человека.
Сразу необходимо определиться в использовании термина сознание. В традиционной сейчас Фрейдовской модели психики она делится на сознание (по-нимаемая и управляемая часть психики) и подсознание (часть психики, не доступная для понимания и управления). При этом обе части психики активны и влияют на поведение, течение психических процессов и соматику человека (об отличиях Фрейдовской модели психики и модели, используемой в СД, мы будем более подробно говорить в разделе 1.4). В модели СД сознание равно всей психике и существует термин “осознание” - активно функционирующая часть психики, влияющая на поведение, протекание психических процессов и соматику человека. Осознание не имеет жёсткой привязки к разделу психики, как сознание у Фрейда, а перемещается по всем слоям психики. При этом осознание приобретает свойство того слоя сознания, где оно в данный момент находится, пользуясь языком и информацией этого участка сознания. Чем дальше находится осознание от данного участка психики, тем более недоступна информация и язык данного участка. Когда Вы больны, всё видится в тёмном свете, вспоминаются в основном болезни и неприятности, трудно сосредоточиться на чём-либо творческом и продуктивном. Вспомните школу или институт: пока сидишь на своём месте - всё знаешь, как только выходишь к доске - всё вылетает из головы, а ведь Вы просто сменили положение тела, не заметив, что при этом изменилось положение осознания. Мы ещё рассмотрим это более подробно при разборе структуры матрицы.
Существуют определённые закономерности изменения характеристик слоёв сознания:
- чем поверхностнее (ближе к внешнему миру) слой сознания, тем боль-ше психика структуризирована. Чем глубже, тем более она однородна;
- чем поверхностнее слой, тем больше различие между разными людьми и между человеком и окружающим миром. Чем глубже, тем больше общего у каж-дого из нас с Миром. Первым из традиционных учёных, обратившим на это вни-мание был Юнг в своём учении об архетипах (24,25);
- чем глубже слой сознания, тем более он недоступен для "нормального" человека, который, в основном пользуется первым слоем - личностью;
- чем глубже слой сознания, тем меньше мощность осознания.
Хотим обратить Ваше внимание, что подобный подход к структуре пси-хики подробнейшим образом разработан в психологическом разделе Буддизма уже много-много лет назад (4,5,6,7,11,21 и многое другое).


1.2.2 Первый слой сознания - Личность

Самый поверхностный слой сознания - личность . Характерные черты этого слоя сознания:
- максимальная структуризация реальности, абсолютное невосприятие жизни как единого потока;
- структурной единицей личности является матрица;
- этот слой сознания прекрасно описывается Фрейдовской моделью психики и обрабатывается методами психоанализа;
- ограничен личными биографическими переживаниями, можно сказать, что он начинается с момента рождения.

1.2.2.1 Свойства матрицы


РИС 1
Матрица - структурная единица личности. В разных школах можно встретить различные названия матриц: Дхарма в Буддизме, Системы Конденсированного Опыта (СКО) в Голотропном Дыхании, Инграмма в Дианетике (23). Процесс образования матрицы можно сравнить с формированием кристалла в перенасыщенном растворе соли. Когда с человеком происходит событие, то оно оставляет в сознании отпечаток, причём отпечатываются абсо-лютно все детали, и это событие становится центром кристаллизации. Все последующие события, имеющие с ним что-то общее, откладываются туда же и образуется структура, нарастающая как снежный ком - Система Конденсиро-ванного Опыта. Вся наша психика на уровне личности состоит из подобных образований (рис 1).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Дваждырожденные
  • Зависимость глубины и прочности союза от уровня, на котором сделан выбор партнера
  • Яна Нилова. Адреналиновая зависимость
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Гормон кортизол: его функции, польза и вред для организма
  • Гаддини Е. Агрессия и принцип удовольствия: к психоаналитической теории агрессии
  • Гиперсимпатикотония и мышечная броня по Вильгелму Райху и реакция борьбы или бегства по Уолтеру Кеннону
  • Интеграция; Integration
  • Труды - И. П. Ярославцева.
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки
  • Рамиль Гарифуллин. Где находится этот загадочный Центр Сознания и Воли? Уничтожит ли его Человек, благодаря развитию нанопсихологии?
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Последствия приворота
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Симптом
  • Поротова Вера Петровна. Проект: «Что такое энергосбережение?» в подготовительной к школе группе.
  • Вера Грачева. Управление мыслями и эмоциями через тело. Работа с дыханием
  • Ритуальные формы социального взаимодействия.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. и др. Информатика. 11 класс. Самостоятельные и контрольные работы. Базовый уровень
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. и др. Информатика. 10 класс. Самостоятельные и контрольные работы. Базовый уровень
  • Кое-что об отношениях людей
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фахразиева Светлана Викторовна. Адаптация детей в детском саду
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Тытарь Е. Таро и феномен синхронности Юнга.
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Рубинштейн С. Л. Человек и мир
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Георгий Сергацкий. «И Бог говорил цитатами»
  • Лакова Татьяна Викторовна. Занятие «Люблю березку русскую»
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Энергия психическая
  • Как действует приворот
  • Георгий Почепцов. Как стране стать счастливее: опыт государственного управления счастьем от Бутана до Британии
  • Механизм формирования психологических проблем
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Реальные механизмы внушающего воздействия - Автор неизвестен
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Ерышканова Наталья Владимировна. Из опыта работы «Коррекция речи и мелкой моторики через рисование»
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Приворот на кольцо
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Заговор на ссору для устранения соперницы
  • Григорий Чаусовский. Кардиоакустическая психотехнология замедления процессов старения
  • Хацкевич М.А. Тренажёр по английскому языку. 3 класс
  • Хацкевич М.А. Тренажёр по английскому языку. 2 класс



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь