Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 178884

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Во-первых, очень часто имеет место отождествление характера и темперамента. Приме-ром тому может служить концепция Э. Кречмера, который связал тип телосложения с темпера-ментом и с особенностями поведения.
Во-вторых, в некоторых психологических концепциях можно обнаружить противопо-ставление характера и темперамента. Причем чаще всего в данных концепциях подчеркивается антагонизм характера и темперамента.
В-третьих, изучая психологические концепции, мы можем встретиться с мнениями раз-личных исследователей о том, что темперамент является элементом характера, его ядром, неиз-менной частью. Например, такой точки зрения придерживался С. Л. Рубинштейн.
И наконец, в-четвертых, некоторые авторы рассматривают темперамент в качестве при-родной основы характера. К их числу относятся Л. С. Выготский и Б. Г. Ананьев.
Существование данных подходов обусловлено биосоциальной природой человека. С од-ной стороны, бесспорным является то, что характер формируется после рождения человека, в процессе его взаимодействия с социальной средой. Однако, с другой стороны, никто не будет отрицать того, что физиологические особенности организма все же накладывают отпечаток на личность.
В отечественной психологии сложилось мнение о том, что темперамент и характер очень близки, поскольку особенности темперамента в той или иной форме отражаются на характере человека. Это связано с тем, что основные свойства темперамента складываются значительно раньше, чем завершается формирование характера. Поэтому большинство известных исследователей придерживается мне

ния, что характер развивается на основе темперамента. Темперамент определяет в харак-тере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т. д. Вместе с тем необходимо отдавать себе отчет в том, что темперамент не предопределяет характер чело-века. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут лишь способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.
Следует отметить, что все существующие концепции типов характера обладают одним весьма существенным недостатком. Дело в том, что каждый человек индивидуален и не всегда может быть отнесен к определенному типу. Очень часто у одного и того же человека оказыва-ются достаточно развитыми самые разные черты характера. Поэтому возникает вопрос, на ко-торый до сих пор нет удовлетворительного ответа: что делать с теми людьми, которые не впи-сываются в классификацию и не могут быть отнесены однозначно ни к одному из предложен-ных типов? Такая промежуточная группа людей составляет довольно значительную часть — до половины всех людей.
Существующие научные проблемы являются основанием для поиска новых решений проблем описания и прогнозирования поступков человека. Очень часто для этого используют достижения различных наук, а также обращают внимание на новые факты. Одной из таких наук является графология, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между двумя рядами фактов — особенностями почерка и характером. Не вызывает сомнения, что каждый человек обладает своеобразным почерком. Этот факт позволяет идентифицировать человека и, следовательно, дает основания для рассмотрения вопроса о зависимости почерка от характера.
В настоящее время нет однозначных данных, подтверждающих или опровергающих связь почерка и характера. Наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоцио-нального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности. С другой стороны, еще Н. А. Бернштейн отмечал, что больше всего механику движения живого организма отличает от движения машины «избыточность степени свободы». Одно и то же дей-ствие можно совершить множеством способов, поэтому в каждом действии можно выделить то, что может быть связано с личностным смыслом этого действия, а следовательно, и с психофизиологическими особенностями конкретного человека.
Характер — это многогранное явление, и вполне вероятно, что в ближайшее время по-явятся новые, научно обоснованные методы его исследования.



25.3. Формирование характера
Как было отмечено выше, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.
Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с го-товностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступ-ком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.
Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с дру-гом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отно-шении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общи-тельность, отзывчивость, а также противоположные им качества — эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.
Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, ак-куратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и до-ступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохра-няются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (по-ложительное подкрепление).
В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отноше-ниях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты ха-рактера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как пра-вильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положи-тельному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компро-мисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.
В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты ха-рактера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать

в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фа-тально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэто-му после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или ви-доизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку ха-рактер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.
Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излиш-него самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позво-лит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают старшие, поэтому большинство людей стремится найти себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке говорят: «Если есть ученик, учитель найдется». В этом высказывании заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • В. Стукас., Э. Унтилова. Темперамент индивидный или личностный?
  • Юлия Луговая. Рекомендация родителям - какой вид спорта подходит вашему ребёнку
  • Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности
  • Сафронова Любовь Ивановна. Исследовательская деятельность на тему: «Сравнение свойств песка и глины»
  • Приймак Наталья Николаевна. Родительское собрание на тему «Темперамент – основа поведения ребенка»
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Сьюзан Кейн. Полюса темперамента. Экстраверт и интроверт
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Созонтова Алевтина Витальевна. Перспективный план работы с блоками Дьенеша
  • Определение тревожности методом наблюдения (А.И.Захаров)
  • Одинцова Елена Евгеньевна. «Волшебные свойства»
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Четыре последовательные фазы формирования и степени выраженности нервно-психического напряжения по Немчину Т. А.
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Кравцова Наталия Михайловна. Конспект опытно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства магнита».
  • Банщикова Марина Владимировна. Технология детского экспериментирования как средство развития любознательности дошкольников.
  • Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации
  • Диагностика индивидуально-психологических особенностей ребенка
  • Формирование видеть и адекватно оценивать человека. ЗАНЯТИЕ 12
  • Ян Стреляу. Роль темперамента в психическом развитии.
  • Раздел третий. Личностные особенности для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Мухтарулина Л. В. Конспект открытого занятия НОД, образовательной области «Познание»: развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста на тему: «Свойства бумаги»
  • Смирнова Светлана Борисовна. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников
  • Редактор. Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе 'Возвращение пингвиненка Ло-Ло'
  • Ньянапоника-тхера. ЧЕТЫРЕ ВОЗВЫШЕННЫХ СОСТОЯНИЯ. О любви, сострадании, сорадовании и невозмутимости.
  • Конева Людмила Анатольевна. Презентация 'Влияние двигательной активности на здоровье детей младшего школьного возраста'
  • Агарков В.А., Бронфман С.А. Взаимосвязь свойств темперамента и механизмов психической защиты
  • Меркушева Марина Александровна. Конструкт НОД в старшей группе по математическому развитию «Река времени»
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Редактор. Воспитание внимания детей на занятии
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности
  • Черенкова Л.В., Краснощекова Е.И. Психофизиология в схемах и комментариях
  • Корелина Наталья Сергеевна. Экспериментирование «Где вода?»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Зухович Эльвира Степановна. Методическая разработка «Роль снежных построек в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста»
  • Лысов В.Ф., Максимов В.И. и др. Физиология и этология животных
  • Марина Долбнева. Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке. Тема: «Свойства воды и льда»
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Юзбашев А.В. Свойства геометрических фигур - ключ к решению любых задач по планиметрии
  • Пыркова Людмила Юрьевна. Конспект Непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию На тему: «Ткань, её свойства»
  • Интеллект можно повысить, тренируя память
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Береснева Ирина Степановна. Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
  • Елена Гордовская. Презентация 'Основные виды деятельности'
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Кондратова Светлана. Конспект НОД для детей старшей группы «Удивительные свойства воды»
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь